Получи документы

Конспекты занятия по профилактике речевых нарушений у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Алина Лебедева
Конспекты занятия по профилактике речевых нарушений у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Конспекты по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет

В условиях кружковой работы

составили:

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №66 «Белочка» 1квалификационной категории Синдицкая Ирина Михайловна

студентка 4 курса психолого-педагогического факультета направления «Логопедия» СМОЛГУ Лебедева Алина Андреевна

КОНСПЕКТ

Публикация «Конспекты занятия по профилактике речевых нарушений у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы» размещена в разделах

Тема: «Звук [Л]»

Цель: Знакомство со звуком [Л]

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- обучить плавному свободному выдоху;

- развивать выразительность мимики, движений, голоса;

- развивать пространственную ориентацию.

Коррекционно - развивающие:

- выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;

- развивать общую и мелкую моторику;

-развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно – воспитательные:

-воспитывать у детей усидчивость;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: картинка: самолет.

Лексико – грамматический материал: слова, стихи.

План занятия :

1. Организационный этап.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Введение звука.

4. Упражнение по развитию речевого голоса и интонации.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Упражнение по развитию фонематических процессов.

7. Деление слов на слоги.

8. Беседа с детьми.

9. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.

10. Упражнение на совершенствования навыков творческого мышления у детей.

11. Итог занятия.

Ход урока

1. Организационный этап.

Логопед: Здравствуйте дети. Я очень рада вас видеть. Давайте встанем в кружок и поздороваемся со всеми. Начну я, а вы продолжите. Логопед здоровается с ребенком, который стоит по правую руку от него. Далее дети продолжают.

-Молодцы, садитесь на места.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Первое упражнение – «Окошечко». Широко открываем ротик и попробуем его удержать. Далее:

«Лягушка».

«Слоник».

«Маятник».

«Лягушка-слоник».

«Чистим нижние зубки».

«Блинчик».

«Иголочка».

«Качели».

«Маляр»

«Вкусное варенье».

«Грибок».

«Чашечка».

Дети каждое упражнение делают по 10 раз. Логопед наблюдает за правильным выполнением.

Логопед: Сейчас мы научимся выполнять новое упражнение, которое называется «Индюк». Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. При этом произносим бл-бл-бл.

Логопед демонстрирует правильное выполнение упражнения. Далее дети вместе с логопедом выполняют данное упражнение 4-5 раз.

3. Введение звука.

Логопед: Дети, давайте вспомним какой звук, мы проходили на прошлом занятии.

Дети: Звук [щ].

Логопед: Правильно, звук [щ]. Давайте все вместе произнесем звук [щ].

Дети с логопедом произносят звук [щ].

Логопед: Ребята, что делают наши губки и язычок, когда мы произносим звук [щ].

Дети: Губы округлены. Зубы сближены. Язык поднят.

Логопед: Правильно, губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, но не касается их. Ребята посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Дети: Самолет.

Логопед: Дети, когда самолет летит, он издает звук [л]. Давайте все вместе произнесем звук [л].

Логопед вместе с детьми произносит звук [л].

Логопед: Ребята, что делают наши губки, зубки и язычок, когда мы произносим звук [л].

Дети: Губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык поднят.

Логопед: Правильно. Губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы.

4. Упражнение на развитие речевого голоса и интонации.

Логопед: Молодцы! Давайте с вами произнесем звук [л] сначала громко, потом средне и тихо.

- Громко произносим звук [л].

Дети громко произносят звук [л].

Логопед: Теперь средним голосом произнесем.

Дети средне произносят звук [л].

Логопед: И тихим голосом произносим.

Дети произносят звук [л] по 4-5 раз.

5. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Молодцы, вы хорошо справились, а теперь давайте с вами попробуем его подышать.

А) Ножки ставим вместе, ровненько. Спинкой облокачиваемся на стульчик, ручку кладем на животик. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [л].

Сначала логопед детям демонстрирует правильное выполнение упражнения, затем дети выполняют сами 4-5 раз.

Б) Молодцы! А теперь давайте встанем и попробуем выполнить это же упражнение стоя. Стоим ровненько, ножки вместе. Руку кладем на живот. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [л].

Логопед демонстрирует упражнение, затем дети выполняют его 4-5 раз.

В) Молодцы! А теперь выполним это упражнение лежа. Руку кладем на живот. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [л].

6. Упражнение по развитию фонематических процессов.

Логопед: А) Сегодня мы будем играть песенку «Л». Только слушайте и повторяйте за мной внимательно.

Логопед вместе с детьми кладет руки на колени. Далее он произносит звук [л] и одновременно хлопает правой рукой по правому колену. Затем он еще произносит звук [л] и одновременно хлопает левой рукой по левому колену.

Далее задача усложняется. Логопед произносит 2 раза звук [л] : лл – лл; Затем: лл – ллл – лллл; ллл – лл – ллллл – ллл – ллллл. Дети повторяют за ним.

Б) Молодцы! Ручками у вас очень хорошо получилось играть. А теперь давайте попробуем поиграть ножками.

Логопед с детьми проигрывает тоже, что и в предыдущем задании. Сначала ллл – ллл; ллл – лл – лллл.

В) Молодцы! Ребята давайте все вместе позовем слово лама. Логопед вместе с детьми произносит слово щетка, при этом выделяют голосом первый звук [л].

Далее логопедом подбираются слова так, чтобы звук [л] находился в начале слова и был в сильной позиции. Слова: лук, лупа, лавка, лапти, лампа.

7. Деление слов на слоги.

Логопед: Молодцы, вы хорошо справились. А теперь давайте отхлопаем наши слова. Посмотрите, как я сейчас отхлопаю слово лама. Логопед показывает, как правильно надо отхлопывать слово.

Логопед: Ла-ма. А теперь давайте попробуем отхлопать слово лавка.

Дети вместе с логопедом отхлопывают по подражанию следующие слова: лук, лупа, лапти, лампа.

8. Беседа с детьми.

Логопед: Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Логопед: Правильно. А кто весной просыпается, выползает?

Дети: Мухи, комары, пауки ит. д.

Логопед: Правильно. Ребята, а как можно назвать одним словом муху, комара, паука?

Дети: Насекомые.

9. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.

Логопед: Правильно, насекомые. Ребята, а давайте с вами разучим стихотворение про насекомых. Слушайте и смотрите внимательно.

Паук свою раскинул сеть: (Распрямляем левую ладонь – «паутина».)

Ах, как же мухе пролететь? (Правая рука «порхает» перед «паутиной».)

Ведь у нее в лесу дела,

Искала путь, но не нашла. (Правая рука, «не найдя путь», влетает в «паутину», и левая рука хватает правую.)

И угадила к пауку

Попить вечернего чайку. (Левая рука ладонью вверх – «блюдце», правая рука подносит «чашку» ко рту.)

Логопед сначала сам проговаривает и показывает стихотворение. Затем он проговаривает с детьми. И только после этого, проговаривает и показывает стихотворение вместе с детьми.

10. Упражнение на совершенствование навыков творческого мышления.

Логопед раздает каждому ребенку по альбомному листу и предварительно заготовленные фигуры и клей.

Логопед: Ребята перед вами лежит альбомный лист бумаги и набор фигур. Сегодня мы с вами сделаем красивую картину. Я буду называть фигуру и место, куда ее нужно приклеить. Слушайте меня внимательно.

-Берем желтый круг и приклеиваем его в правый верхний угол.

-Затем берем голубое облако и приклеиваем его вверху листа.

-Теперь берем коричневый треугольник и приклеиваем его в центре листа.

-Далее берем синий квадрат и приклеиваем его под треугольником.

-Берем маленький желтый квадрат и приклеиваем его в центре синего квадрата.

- Берем длинную зеленую полоску и приклеиваем ее внизу листа.

Молодцы! Давай с вами посмотрим, что же у нас получилось.

Дети: Домик.

Логопед: Правильно, у нас получилась целая картина, на которой изображен домик, стоящий на зеленой травке и яркое солнышко.

11. Итог занятия.

Логопед: Молодцы вы хорошо справились со всеми заданиями. О чём мы говорили на занятии? Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии, вы большие молоды!

КОНСПЕКТ

Тема: «Звук [Р]»

Цель: Знакомство со звуком [Р].

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- обучить плавному свободному выдоху;

- развивать выразительность мимики, движений, голоса;

- развивать пространственную ориентацию.

Коррекционно - развивающие:

- выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;

- развивать общую и мелкую моторику;

-развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно – воспитательные:

-воспитывать у детей усидчивость;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: картинка: тигр.

Лексико – грамматический материал: слова, стихи.

План занятия :

1. Организационный этап.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Введение звука.

4. Упражнение по развитию речевого голоса и интонации.

5. Дыхательная гимнастика.

6. Упражнение по развитию фонематических процессов.

7. Деление слов на слоги.

8. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.

9. Упражнение на совершенствования навыков творческого мышления у детей.

10. Итог занятия.

Ход урока

1. Организационный этап.

Логопед: Здравствуйте дети. Я очень рада вас видеть. Давайте встанем в кружок и поздороваемся со всеми. Начну я, а вы продолжите. Логопед здоровается с ребенком, который стоит по правую руку от него. Далее дети продолжают.

-Молодцы, садитесь на места.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Первое упражнение – «Окошечко». Широко открываем ротик и попробуем его удержать. Далее:

«Лягушка».

«Слоник».

«Маятник».

«Лягушка-слоник».

«Чистим нижние зубки».

«Блинчик».

«Иголочка».

«Качели».

«Маляр»

«Вкусное варенье».

«Грибок».

«Чашечка».

«Индюк.»

Дети каждое упражнение делают по 10 раз. Логопед наблюдает за правильным выполнением.

Логопед: Сейчас мы научимся выполнять новое упражнение, которое называется «Барабан». Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко, поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д».

Логопед демонстрирует правильное выполнение упражнения. Далее дети вместе с логопедом выполняют данное упражнение 4-5 раз.

3. Введение звука.

Логопед: Дети, давайте вспомним какой звук, мы проходили на прошлом занятии.

Дети: Звук [л].

Логопед: Правильно, звук [л]. Давайте все вместе произнесем звук [л].

Дети с логопедом произносят звук [л].

Логопед: Ребята, что делают наши губки и язычок, когда мы произносим звук [л].

Дети: Губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык поднят.

Логопед: Правильно. Губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы. Дети, посмотрите, пожалуйста, на картинку, что на ней изображено.

Дети: Тигр.

Логопед: Правильно. Дети, а какой звук произносит тигр, когда рычит?

Дети: Звук [р].

Логопед: Правильно звук [р]. Ребята, что делают наши губки и язычок, когда мы произносим звук [р].

Дети: Губы разомкнуты, зубы разомкнуты, язык вверху.

Логопед: Губы: разомкнуты. Зубы: разомкнуты. Язык в форме ложечки. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена. Кончик языка касается бугорков за верхними передними зубами. Под напором воздуха кончик языка дрожит.

4. Упражнение на развитие речевого голоса и интонации.

Логопед: Молодцы! Давайте с вами порычим звук [р], как тигры, сначала громко, потом средне и тихо.

- Громко рычим звук [р].

Дети громко произносят звук [р].

Логопед: Теперь средним голосом рычим.

Дети средне произносят звук [р].

Логопед: И тихим голосом.

Дети произносят звук [р] по 4-5 раз.

5. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Молодцы, вы хорошо справились, а теперь давайте с вами попробуем его подышать.

А) Ножки ставим вместе, ровненько. Спинкой облокачиваемся на стульчик, ручку кладем на животик. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [р].

Сначала логопед детям демонстрирует правильное выполнение упражнения, затем дети выполняют сами 4-5 раз.

Б) Молодцы! А теперь давайте встанем и попробуем выполнить это же упражнение стоя. Стоим ровненько, ножки вместе. Руку кладем на живот. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [р].

Логопед демонстрирует упражнение, затем дети выполняют его 4-5 раз.

В) Молодцы! А теперь выполним это упражнение лежа. Руку кладем на живот. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [р].

6. Упражнение по развитию фонематических процессов.

Логопед: А) Сегодня мы будем играть песенку тигра, которая называется «Р». Только слушайте и повторяйте за мной внимательно.

Логопед вместе с детьми кладет руки на колени. Далее он произносит звук [р] и одновременно хлопает правой рукой по правому колену. Затем он еще произносит звук [р] и одновременно хлопает левой рукой по левому колену.

Далее задача усложняется. Логопед произносит 2 раза звук [р] : рр – рр; Затем: ррр – рр – рррр; рррр – ррр – рррр – рр – ррррр. Дети повторяют за ним.

Б) Молодцы! Ручками у вас очень хорошо получилось играть. А теперь давайте попробуем поиграть ножками.

Логопед с детьми проигрывает тоже, что и в предыдущем задании. Сначала ррр – ррр; ррр – рр – рррр.

В) Молодцы! Ребята давайте все вместе позовем слово рама. Логопед вместе с детьми произносит слово рама, при этом выделяют голосом первый звук [р].

Далее логопедом подбираются слова так, чтобы звук [р] находился в начале слова и был в сильной позиции. Слова: рак, рыба, рысь, роза, робот.

7. Деление слов на слоги.

Логопед: Молодцы, вы хорошо справились. А теперь давайте отхлопаем наши слова. Посмотрите, как я сейчас отхлопаю слово рама. Логопед показывает, как правильно надо отхлопывать слово.

Логопед: Ра-ма. А теперь давайте попробуем отхлопать слово рак.

Дети вместе с логопедом отхлопывают по подражанию следующие слова: рыба, рысь, роза, робот.

Логопед: Дети, какие четыре времени года вы знаете?

Дети: Весна, лето, осень, зима.

8. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.

Логопед: Дети, какие четыре времени года вы знаете?

Дети: Весна, лето, осень, зима.

Логопед: Правильно, сейчас мы с вами разучим стихотворение о временах года. Слушайте меня внимательно.

(Соединяем пальцы в колечки.)

1-2 1-3 1-4 1-5

Мы, конечно, любим лето:

1-5 1-4 1-3 1-2

Летом все теплом согрето,

(Смена рук.)

1-2 1-3 1-4 1-5

Но за ним приходит осень,

1-5 1-4 1-3 1-2

Хоть ее мы и не просим,

(Смена рук.)

1-2 1-3 1-4 1-5

А потом идет зима –

1-5 1-4 1-3 1-2

И бела, и холодна.

(Смена рук.)

1-2 1-3 1-4 1-5

За зимой идет весна –

1-5 1-4 1-3 1-2

Вновь тепло несет она.

Логопед сначала сам проговаривает и показывает стихотворение. Затем он проговаривает с детьми. И только после этого, проговаривает и показывает стихотворение вместе с детьми.

9. Упражнение на совершенствование навыков творческого мышления.

Логопед: Ребята перед вами лежит альбомный лист бумаги и набор фигур. Сегодня мы с вами сделаем красивую картину. Я буду называть фигуру и место, куда ее нужно приклеить. Слушайте меня внимательно.

-Берем желтый круг и приклеиваем его верху листа.

-Затем берем голубое облако и приклеиваем верхнем левом углу листа.

- Берем голубое облако и приклеиваем верхнем правом углу листа.

- Берем длинную зеленую полоску и приклеиваем ее внизу листа.

- Берем коричневую полоску и приклеиваем ее в центре листа.

- Берем зеленую крону дерева и приклеиваем над коричневой полоской.

- На крону наклеиваем 3 красных яблока.

Молодцы! Давай с вами посмотрим, что же у нас получилось.

Дети: Яблоня.

Логопед: Правильно, у нас получилась целая картина, на которой яблоня.

10. Итог занятия.

Логопед: Молодцы вы хорошо справились со всеми заданиями. О чём мы говорили на занятии? Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии, вы большие молоды!

Публикации по теме:

«Чистоговорушечки». Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников 2 этап проекта «Школа красивой речи» — «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников» 2015-2016.

Использование особенностей национальной культуры и современности при профилактике речевых нарушений Почетная и важная функция развития речи в нашем обществе исторически принадлежала женской половине человечества. Женщина – мать была не.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Обобщение опыта работы по абилитации речевых нарушений Обобщение опыта по теме «Абилитация речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста средствами чтения художественной литературы».

Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» «Ум ребенка находиться на кончиках его.

Проект оздоровительной работы с дошкольниками по профилактике нарушений осанки и коррекции плоскостопия Уважаемые коллеги. Для вашей оценки предлагаю разработку презентации по оздоровительной работе с детьми с 3-7 лет. Этот проект игровой,.

План кружковой работы в старшей группе «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия»План кружковой работы в старшей группе «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия» Цель: - профилактика нарушений осанки и плоскостопия как средство укрепления опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Обобщение опыта работы по проекту «Школа красивой речи, или Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников» Добрый день! Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Некоторые аспекты логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у детей с ОНР В научных исследованиях по логопедии отмечается, что у детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи нередко обнаруживаются те или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты занятия по профилактике речевых нарушений у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы
Опубликовано: 4 марта 2016 в 08:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД