Папки-передвижки

Конспекты уроков литературного чтения для коррекционных школ

Дарья Долгова
Конспекты уроков литературного чтения для коррекционных школ

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

ТЕМА УРОКА : «В. А. Осеева «Хорошее».

Цели: познакомить с рассказом В. А. Осеевой «Хорошее», совершенствовать навык чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.

Х О Д У Р О К А.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Волшебное слово)

- Кто автор этого произведения? (Валентина Осеева)

- Что вам было задано на дом? (Подготовить выборочный пересказ рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»)

Публикация «Конспекты уроков литературного чтения для коррекционных школ» размещена в разделах

- Кто подготовил пересказ первой части?

- Как мы ее озаглавили? (Встреча с волшебником)

Вывешиваю на доску

- Почему мы именно так ее назвали? (Потому, что в ней говорится о встрече Павлика и старичка, который сказал ему волшебное слово).

- Как мы озаглавили вторую часть? Лена, дай мне одну краску, пожалуйста)

Вывешиваю на доску

- Кто подготовил пересказ этой части?

- Как мы озаглавили третью часть? (Дай мне кусочек пирожка, пожалуйста.)

Вывешиваю на доску

- Кто подготовил пересказ этой части?

- Как мы озаглавили четвертую часть? (Возьми меня, пожалуйста)

Вывешиваю на доску

- О чем говорится в этой части? (В ней говорится о том, как Павлик просил брата взять его с собой кататься на лодке и он использовал волшебное слово)

- А сегодня мы с вами познакомимся с еще одним рассказом Валентины Осеевой, который так и называется «Хорошее»

Открываю новую тему

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Сейчас мы прочтем и увидим, кто был прав?

Моими помощниками будут….

ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ

- Понравился рассказ?

- Угадали мы о чем он?

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и подчеркните карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?

- Прочитайте о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? (Мечты у Юры были хорошие)

-А теперь посмотрим на его поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.

Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юра)

-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)

- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

- Какой совет вы можете дать Юре?

- Найдите и прочитайте какой совет дала Юре мама.

- Сравните ваши советы.

- А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)

- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступит, чем хорошо говорить)

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. (Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)

- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)

- Вспомните другие пословицы на эту же тему.

* Жизнь дана на добрые дела.

* Добро сделанное втайне отзовется явно

*Дело словом не заменишь

* Добрыми делами славен человек

* Доброе дело само себя хвалит

ФИЗМИНУТКА

ЧТЕНИЕ ПО-РОЛЯМ

- Сколько действующих лиц в рассказе? ( Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)

- Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? (Тот, кто читает за Юру)

- Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как-будто хочет сказать)

- Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно)

- А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко)

- За

автора читает - ….

Юру – ….

Сестра – ….

Мама – …

Няня – …

Трезор – ….

ВЫВОДЫ

- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки)

- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?

- Будите ли вы ждать награды за свои поступки?

- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.

- Оно так и называется Доброта.

Открываю доску

- А чтобы вы еще раз повторили все, то доброе чему нас учат рассказы Валентины Осеевой дома вы поработает над заданиями на странице …

КОНСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

Литературное чтение.

Оборудование: иллюстрация соответствующая тексту по существенным для понимания идеи признакам.

Цели и задачи:

познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина “Деревья в лесу”;

учить передавать настроение, характер героев произведений громкостью, тембром голоса;

учить работать с текстом;

развивать навык выразительного чтения, речь;

развивать познавательный интерес, кругозор;

развивать коммуникативные способности школьников;

воспитывать у детей способность любоваться природой, развивать фантазию;

способствовать воспитанию аккуратности;

способствовать формированию эстетических чувств, развитию эмоциональной сферы.

Ход урока

I. Организационный момент

– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок в царстве Зимы. Но прежде, мне хочется спросить, кто из вас любит кататься со снежных гор на санках? Поднимите руки.

– Кому это занятие очень-очень нравится – похлопайте в ладоши.

– А скользить на коньках по гладкому льду?

– Лепить снеговиков и крепости из снега?

– Кататься на лыжах?

– Играть в снежки?

– Ловить на ладонь снежинки?

– Замечательно! Я вижу, что все вы любите зимние забавы. Поэтому не будем задерживаться и отправимся в путь – навстречу зимней сказке.

– Тихо садятся девочки (Красивые, аккуратные).

– Тихо садятся мальчики (Стройные, подтянутые).

II. Сообщение темы урока

– Путешествуя по заснеженному лесу в рассказе М. Пришвина “Деревья в лесу”, мы постараемся встретиться с красавицей Зимой.

– Вам нравится картина зимней природы?

– Как вы понимаете слова “стала праздничной земля”? (Пышные наряды на елях, снег на крыше дома, на поляне блестит и переливается, как драгоценные камни.)

– Вот уже и первая вестница зимы – снежинка, но не простая, а волшебная, какая она?

Физкультминутка

– Мы отправляемся в путь за снежинкой. Следим за ней глазами.

– У … самые внимательные глазки.

– Садитесь. Поморгайте глазками и закройте их.

1) Первичное восприятие.

– Послушайте рассказ М. Пришвина “ Деревья в лесу”. (Чтение учителем)

– Какую картину рисует автор? Что вы представили?

– Подходит ли к тексту иллюстрация?

2) Словарная работа.

– В рассказе встречается слово пороша. Кто знает, что это?

– Что такое арка?

3) Повторное выразительное чтение детьми.

Итог урока

– С какими произведениями о зиме мы сегодня работали на уроке?

– Красота зимней природы необыкновенна. Писатели воспевают её словами, композиторы – музыкой, художники – красками.

Рисование.

Урок у нас необычный, и рисунки тоже будут необычными.

– Мы будем рисовать мелом зимний пейзаж.

– Что нарисуем зелёным цветом (белым, красным?

– Из ваших работ мы составим выставку рисунков.

– Какие замечательные, красивые пейзажи у вас получились, расскажите что у вас получилось?

Домашнее задание.

– На уроке мы читали рассказ, сказку о зиме. Но люди с давних пор наблюдали за зимней природой и составили поговорки и приметы. Найдите их и принесите в класс, чтобы ещё раз прочитать с друзьями.

КОНСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

Тема. Н. Н. Носов "Живая шляпа"

Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Задачи:

1. Формировать навыки чтения и работы с текстом. 2. Развивать мышление, память, воображение, речь.

3. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, аккуратность, смекалка.

II Актуализация знаний учащихся.

-Отгадайте загадки. Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (баран)

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает? (собака)

Хвост крючком, а нос пятачком? (свинья)

Зубастый, мохнатый, как есть начнет – песенку поет? (кот)

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,

Доят, а не корова, лыки дерет, а лаптей не плетет? (коза)

- А что объединяет всех этих животных?

– Правильно, все эти загадки были о домашних животных.

-Почему их называют домашними животными?

Их называют домашними, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему большую пользу.

-Сегодня мы говорим не зря о домашних животных, главный персонаж нашего урока – котёнок.

-Почему же так назван рассказ? Кого испугались мальчики, понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?

1.-Ребята, читаем рассказ и подчёркиваем непонятные слова для словарной работы.

3. Словарная работа. Объясните значение слов:

Плюхнулось – тяжело упало

Трястись (от страха) – дрожать, бояться

Соскочить (с дивана) – спрыгнуть вниз

Швырять – бросать с силой

Фыркать – с шумом выпускать воздух

Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).

Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.

VI. Работа над текстом.

1. Беседа

- Проверим ваши внимание и память.

• Котенок Васька сидел на шкафу? (На полу)

• Володя и Вадик видели, как Васька попал под шляпу, так как играли с ним. (Не видели. Дети раскрашивали картинки.)

Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик? (Володя)

• Шляпа подползла к Володе или к Вадику? (к Вадику)

• Вадик или Володя попал в шляпу картошкой? (Вадик)

• Васька фыркал и жмурился от света или от страха? (От света)

2. Фронтальная работа. Выборочное чтение.

- Как испугался Володя?

- Как Васька оказался под шляпой?

- Мальчики швыряют картошку.

- Каким образом появлялся котенок из-под шляпы?

- Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?

- Так смешной или страшный этот рассказ?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

- Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились

Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ по плану, который у вас имеется.

Публикации по теме:

Конспект беседы «О чутком, доброжелательном отношении к товарищам» в подготовительной группе Цель: Закрепить и обобщить представления детей о необходимости чуткого доброжелательного отношения к товарищам, напомнить правила поведения.

Конспект занятия по развитию речи «Небылицы» Тема урока: «Небылицы» Цель: Учить устанавливать простые закономерности, замечать нелогичность высказываний, умение находить в тексте небылицы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты уроков литературного чтения для коррекционных школ
Опубликовано: 30 апреля 2013 в 20:28
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД