Конспекты занятий по развитию связной речи детей посредством описательных рассказов

АЛЛА ЛУКАШОВА
Конспекты занятий по развитию связной речи детей посредством описательных рассказов

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Тема:”Подарки для куклы Кати. ”

Программное содержание:

Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качест-ва, действия.

Формировать умение составлять совместные с воспитателем описательные рассказы, пользуясь предложенным планом,с опорой на символы.

Учить детей активно участвовать в беседе.

Развивать мышление, речь, память, внимание.

Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений.

Материал к занятию:

Игрушки, конверт, портрет куклы Кати, пирамидка, таблица с картинками- подсказками, коробка для подарков, телефон.

Методы и приемы:

Наглядные (показ и рассматривание игрушек,словестные (беседа, отгадыва- ние загадок,появление разгадки-предме,практические (дидактические игры, сюрпризный момент, система творческих заданий (таблица).

Воспитатель МДОУ № 4

Лукашова А. В.

ВЫКСА,2010

Ход занятия.

1. Раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин:

-Здравствуйте, ребята. Я принес Вам письмо. (передает письмо воспитателю)

Воспитатель:

-Какой большой и красивый конверт. Кто же его нам прислал?Заглянем во внутрь?

-Здесь чей-то портрет. Ребята,вы узнаете кто это?

Дети:

-Это наша кукла Катя.

-Как вы её узнали (Дети отвечают,при затруднении воспитатель помогает наводящими вопросами).

-Какого цвета волосы у Кати?

-Во что любит наряжаться Катя?

-Какого цвета платье у Кати?

-Что у Кати на ножках?Какого они цвета?

Воспитатель:

-Ребята,значит мы правильно догадались,это наша знакомая кукла Катя прислала нам конверт.

2. Посмотрим что ещё в конверте (предложить ребенку достать письмо) Ребя-та здесь письмо.

“Здравствуйте, ребята-пишет, нам Катя. Поздравляю Вас с Новым годом. Хо-чу спросить Вас, какие подарки Вам подарили на Новый год?”

Дети:Игрушки.

Воспитатель:

Ребята, вы хотите рассказать о своих игрушках (Да).Поиграем в игру”Покажи и расскажи”.(Дети берут свои игрушки,встают полукругом. Воспитатель предлагает рассказать о своей игрушке)

-Ребята расскажите, что это за игрушка и как с ней можно играть?

(Дети рассказывают о своих игрушках).

-Вот сколько красивых и нужных подарков Вы получили. Прокатим наши подарки на поровозе (да)

Физкультминутка”Паровоз”.

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий,

Он игрушки повез

Точно настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки,

Кошки пушистые,

Зайцы и мартышки.

Кто едет в поезде?

Куклы и матрёшки,

Стрелочник, стрелочник

Вышел из сторожки,

Дальняя, дальняя,

Дальняя дорога

Вдоль нашей комнаты

Прямо до порога.

3. Продолжаем читать письмо. Катя пишет, что она в этом году осталась без подарков. Как вы думаете, это хорошо? Что же делать?Какой лучший подарок для куклы Кати (игрушки).

-Ребята, подумайте какую игрушку Вы бы хотели подарить кукле Кате? А я пока Вам расскажу о том какую игрушку хочу подарить Кате, только Вам придется отгадать.

Она высокая, напоминает по форме треугольник, состоит из разноцветных колец.

Дети: пирамидка.

Воспитатель:Проверим?

-В нашей группе есть много других игрушек. Вот они!

-Ребята, а какую игрушку Вы бы хотели подарить кукле Кате (ответы детей)

-Кто хочет рассказать о выбранной игрушке?Для этого у нас есть картинки-подсказки. (Заслушиваются ответы 2-4 детей).

-Ребята мы отправим игрушки о которых Вы рассказали кукле Кате в подарок в красивой коробке. Позвоним почтальону Печкину. (входит почтольон Печкин).Попросим вместе:

-Печкин, отправь пожалуйста кукле Кате подарки.

-Ребята, как вы думаете понравятся Кате наши подарки (ответы детей)

-Ребята, мы с Вами совершили хороший добрый поступок-поделились с куклой Катей своими игрушками. У нас осталось много других игрушек в которые мы все вместе, дружно будем играть.

Тема:”Рассматривание игрушек”.

Программное содержание:

Формировать умение рассматривать игрушки, учить детей выделять признаки, качества и свойства игрушки.

Учить детей составлять совместно с воспитателем описательный рассказ.

Развивать сосредоточенность внимания, закреплять правила обращения с игрушками.

Материал:белочка, мяч, грузовая машина, кукла, красивая коробка.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь. В гости к детям приходит Белочка и приносит коробку с игрушками.

-Ребята,посмотрите, кто к нам пришел в гости.

Дети: Белочка.

-Давайте рассмотрим какая она?

-Какая шубка у Белочки (рыженькая,мягкая,теплая)

-Какай у Белочки хвост (большой,пушистый)

-Что ещё есть у Белочки (глазки,носик)

-Какого они цвета (черненькие)

-Что ещё есть у Белочки (ушки).Они маленькие, на них кисточки.

-Ребята,Белочка принесла нам подарок (коробку,заглянем во внутрь (да)

Воспитатель достает из коробки игрушки: мяч, машину, медвежонка, куклу.

-Ребята, посмотрите, что это (игрушки)

-Расскажем о них?

-Посмотрите, что это (мяч)

-Какой он по форме (круглый)

-Какого он цвета (зеленого)

-Как с ним можно играть (катать, ловить, бросать)

Физкультминутка

“Мой весёлый звонкий мяч”.

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, синий, голубой-

Не угнаться за тобой.

-Ребята продолжим рассматривать игрушки.

-Что это за игрушка (машина)

-Какие части есть у машины (кабина,кузов,колеса)

-Какого цвета кабина,кузов?

-Что перевозит машина (грузы)

-По чему передвигается машина (по дороге)

-Послушайте как я расскажу о грузовой машине.

Это машина. У неё красная кабина и желтый кузов. Эта машина грузовая, она перевозит грузы.

(Рассказ повторяется всеми детьми)

Аналогично проводится рассматривание других игрушек.

-Ребята, Белочка дарит нам игрушки и остается у нас погостить.

Тема:”В гостях у куклы Кати”.

Программное содержание:

Формировать умение рассматривать игрушку, выделяя её признаки, качества, действия.

Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушке-кукле.

Развивать сосредоточенность внимания.

Воспитывать бережное отношение к игрушке.

Материал: кукла Катя, мяч.

Ход занятия:

Ребята к нам в гости пришла кукла. Её зовут Катя. Давайте рассмотрим её.

-Во что любит наряжаться кукла Катя (платье)

-Какого оно цвета (розовое)

-Посмотрите, что у Кати надето на ножках (туфельки)

-Какого цвета обувь (белые)

-Что ещё есть у куклы Кати (бант)

-Какой он по цвету (розовый)

Ребята,послушайте, как я расскажу вам об этой кукле:

“Это кукла Катя. У неё голубые глаза. Катя любит наряжаться в розовое платье. На ножках у Кати белые туфельки. Волосы Катя украсила розовым бантом. Мне Катя понравилась, потому что с ней можно играть. ”

-Ребята,а вы бы хотели поиграть с куклой Катей (да)

Игра с мячом.

Цель: упражнять детей в подборе действий к предмету (игрушке)

-Как Ваня (Ксюша,Лиза,Никита) будет играть с куклой Катей (катать в коляске,укладывать спать,петь ей песенку, кормить и т. д.).

-Ребята теперь Катя хочет с вами поиграть.

Физкультминутка.

Шла Катя по лесу,по лесу, по лесу

Встретила принцессу,принцессу,принцессу,

Давай с тобой попрыгаем,попрыгаем,попрыгаем,

Ножками подрыгаем,подрыгаем,подрыгаем,

Ручками похлопоем,похлопаем,похлопаем,

Ножками потопаем,потопаем,потопаем,

А теперь покружимся,покружимся,покружимся,

И вместе все подружимся,подружимся,подружимся.

-Ребята,с куклой Катей мы подружились. Она просит вас ещё раз про неё рассказать.

(Воспитатель дважды повторяет свой рассказ, затем предлагает повторить детям (заслушиваются 2-3 ответа).

Воспитатель в случае затруднений помогает вопросами:

-Кто это?

-Как её зовут?

-Во что любит наряжаться Катя?Какого оно цвета?

-Что у Кати надето на ножках? Какого цвета обувь?

-Что еще есть у Кати?

-Понравилась ли тебе кукла Катя? Чем?

Ребята кукле Кати понравилось у нас и она остается у нас погостить.

Тема:”Составление рассказов об игрушках”(легковая и грузовая машины).

Программное содержание:

Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, свойст-ва, качества и действия.

Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках.

Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существи-тельным.

Развивать память, слуховое внимание, речь.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: игрушки, корзина, грузовая и легковая машины.

Ход занятия:

1. Игра”Принеси игрушку”.

Воспитатель заранее расставляет игрушки: под столом, в середине стола, на краю стола, за столом, перед столом. Игрушек может быть по две в каждом упомянутом месте.

Ребята, вы видите игрушки, которые стоят в разных местах стола, их нужно будет собрать в корзину. Послушайте как мы будем играть. Я называю

имя ребенка, он находит, игрушку, кладет её в корзину, называя её, и где она стояла. Например:”Кукла стояла под столом”.

2. Рассматривание игрушек.

Ребята, я предлагаю вам рассмотреть игрушки (рассматривание грузовой ма-шины).Что это?Какая она по размеру?Что есть у машины?Что делает грузо-вая машина (последний вопрос предполагает несколько вариантов ответов, поэтому целесообразно опросить всех детей).

Аналогично проводится рассматривание легковой машины.

Физкультминутка

“Машины”.

Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображае-мый руль. Сделав разворот, двигаются в другую сторону.

На улице нашей машины,машины,

Машины малютки,машины большие.

Спешат грузовые,фырчат легковые.

Торопятся,мчаться,как будто живые.

3. Составление рассказов о легковой и грузовой машинах.

Сейчас мы будем составлять рассказ об игрушках. Я буду начинать предложе-ние, а вы заканчивать его.

Это (грузовая машина).Она (большая, красивая, синего цвета).У машины есть (кузов,кабина,колеса).Грузовая машина перевозит (грузы). Она мне нравится потому,что (на ней можно перевозить кубики, кирпичи-

ки).

Аналогичным образом дети привлекаются к совместному с воспитате-лем рассказыванию о других игрушках. О каждой игрушке можно заслушать 2-3 рассказа.

4. Игра “Cлушай внимательно,убирай старательно”.

(Перед началом игры обсуждается правило “Каждой игрушке свое место”).

Ребята, вот унас полная корзина игрушек. У всех игрушек есть свое место в нашей группе. Сейчас мы проверим вашу память и поможем каждой игрушке найти свой “домик”.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. Развитие связной речи дошкольников.

Уровни освоения детьми речевых умений и навыков. "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок" Умения, навыки.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Конспекты занятий по развитию связной речи детей посредством описательных рассказов
Опубликовано: 16 октября 2012 в 18:48
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...