Конспекты занятий с использованием русских фольклорных произведений — потешек (от 1 года до 3 лет)

Елена Дмитриенко
Конспекты занятий с использованием русских фольклорных произведений — потешек (от 1 года до 3 лет)

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РУССКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ – ПОТЕШЕК

(ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

Автор: Дмитриенко Елена Владимировна,

воспитатель

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕШЕК,

ПЕСЕНОК ПО ВОЗРАСТНОМУ ПРИНЦИПУ.

От 1 года-1г. 3 мее.

«Катя, Катя маленька», «Ладушки», «Заинька» (первое четверостишие,

песенки - баюнки,

«Петушок-петушок» (первое четверостишие).

От 1г. 3мес. -1г. 6мес.

«Киска, киска, киска брысь!», «Петушок-петушок» (полностью, «Водичка-водичка», «За-инька» (полностью, «Кто у нас хороший?» (первые два четверостишия, «Ладушки-ладушки» (полностью) и др.

От 1г. 6мес. -1г. 9мес.

«Большие ноги шли по дороге», «Ладушки-ладушки! Пекла бабушка оладушки!», «Котик серенький присел на печурке», «Пошли котик во лесок», «Заинька, войди в сад» (полностью и др.)

От 1г. 9мес. -2лет

«Валенки, валенки», «Ладушки-ладушки» (две потешки и игровые действия, «Вот и люди спят», «Тень- тень - потетень», «Села кошка под плетень», «Ай, качи-качи-качи!», «Баю-бай, бай-бай, ты, собачка не лай», «Собака на кухне пироги печет» и др.

От 2лет-2г. 6мес.

«Вот и люди спят», серия «Петушок и его семья», «Гуси-гуси», «Пальчик-мальчик», «Со-рока-ворона», «Жили у бабуси», «Гули», «Огуречик, огуречик, «Наши уточки с утра», «Как на снегу, по метели» и др.

От 2 лет 6мес. -Злет

«Пошли котик на торжок», «Тень- тень - потетень», серия «Козушка» («Идет коза рогатая», «Козушка - белоногушка», «Коза - хлопота», сериал «Коровка и пастух», «Сидит белка на тележ-ке», «Солнышко- ведрышко», «Сорокасорока», «Сорока- ворона», «Из-за леса, из-за гор», «Ки-сонька - мурысенька», «Травка-муравка» и др.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

(от 1 года 6 мес. -2-З лет)

Цель занятий:

Системное ознакомление с малыми фольклорными жанрами (потешками, песенками, при-баутками и т. п., устаревающими элементами народного быта. Выделяет «стержневую» линию оз-накомления через серию произведений, в которых главным персонажем выступает человек (лю-ди). Посредством фольклора подвести и простейшими обобщению первых знаний о человеке по его социальному статусу, возрасту, полу (бабушка-дедушка, мальчик- девочка, брат- сестра, тетя- дядя и т. п.) Обогатит малышей теплота добрых чувств, прибегая к фольклорному слову; на эмо-ционально- чувственной основе формировать добрые, высоконравственные отношения с окру-жающим миром. Привести настроения раскрепощенности, веселья, праздника, ярмарочности и ба-лагурства, органично вытекающие из юмористичности потешек, как особого фольклорного жанра.

Раскрыть содержание произведения, прибегая к принципу наглядности, используя методи-ческие приемы, обыгрывая действия, «динамического аспекта».

Ввести принципы цикличности действий в процессе последовательного освоения фольк-лорного текста. Использовать прием «вхождения в произведение» - частичной драматизации тек-ста, а также ввести прием игрового взаимодействия с взрослыми. Вариативность при повторном, полном прочтении текста, обогащающая действия малыша забавными или курьезными игровыми ситуациями.

Подводит детей к пониманию юмористичности сценок, парадоксальности фантастических ситуаций, в сравнении с реальными.

ЗАНЯТИЕ №1 «ЛАДУШКИ, ЛАДУШКИ!»

(от 1г. -1г. 6мес.)

Материал: Легкий головкой платок с русскими узорами.

Ход занятий:

1 часть: Игра в «прятки». Воспитатель держит в руках за уголки большой платок, повора-чивает его то одной, то другой стороной; неожиданно высоко взметнув платок, опускает на голову то одного, то другого малыша и спрашивает: «Где же Сашенька? Тут Сашенька, мы нашли его» (Снимает платок). Затем «прячутся» одновременно 2-3 ребенка и т. д. Создать эмоционально-положительное, непринужденное обучение, привлекая детей к совместным игровым действиям.

2 часть: Воспитатель складывает уголком платок и повязывает его голову. Держа кончик платка как «бантик», наклоняет голову влево - вправо, как бы красуясь своим нарядом. Присажи-ваясь на корточки, заглядывает в глаза каждому и, улыбаясь, говорит: «Будем играть. Я буду ба-бушкой».

3 часть: Воспитатель напевно читает потешку, сопровождая слова игровыми движениями рук (хлопками, поворотами ладоней (фонарик, побуждая малышей повторять за собой знакомые слова потешки и выполнять игровые приемы:

-Ладушки, ладушки!

-Где были? (Выразительное интонирование).

-Что ели? Что пили?

Последние вопросы неоднократно повторяются с тем, чтобы малыши ответили (кашку, простоквашку).

4 часть: Пританцовывая, подпевая вторую часть потешки, воспитатель побуждает детей по-вторить за ним слова и действия:

Кашка сладенька,

Бабушка добренька (Кланяется).

Попили, поели, ту-у-у.

Домой полетели,

На головку сели. (Кладет ладони на голову, побуждая детей повторить за ним то дейст-вие).Последняя фраза неоднократно повторяется, пока малыши не выполнят действия вместе.

5 часть: Воспитатель пропевает конец потешки, несколько растягивая, как бы делая завер-шенную фразу: «Ладушки запели.». (Пауза).

6 часть: После паузы потешка пропевается с начала до конца, но темп несколько убыстря-ется. Поддерживается радостное, веселое настроение, которое усиливается «по нарастающей» в процессе повторений.

ЗАНЯТИЕ № 2 «ЛАДУШКИ, ЛАДУШКИ! ПЕКЛА БАБУШКА ОЛАДУШКИ.»

(для детей от 1г. Зм. до 2лет)

Материал: Легкий головкой платок, фартучек, украшенный русским узором

(воспитателя).

Дополнительный материал: Изделия прикладного русского народного творчества (хохлома)- набор из двух предметов: расписные мисочки и черпачок, деревянные ложки (по паре на каждо-го ребенка, фартучки в русском стиле (для каждого ребенка).

Ход занятия:

1 часть: Облачившись в яркий, красивый фартучек, мягко стуча черпачком о мисочку, вос-питатель как бы привлекает внимание детей. Когда дети соберутся, она обращает внимание ма-лышей на свой красивый наряд, дает им возможность рассмотреть рисунок («Это елочки! А это цветочки!») предлагает поводить пальчиком, погладить ладонью. Когда дети сосредоточатся, вос-питатель, показывает им мисочку и черпачок. Со словами: «Красивая мисочка, яркая, как солныш-ко» - она поднимает изделие повыше, то ниже, описывая траекторию по кругу, давая детям самим возможность полюбоваться, затем рассматривается черпачок. Если у малышей возникает желание подержать черпачок и мисочку, воспитатель поощряет их более того, предлагает рассмотреть ри-сунок («Это ягодки, листочки, веточки или петушки, цветики и т. п.»).

2 часть: Воспитатель приглашает детей поиграть «Я буду бабушкой», - замечает педагог и повязывает на голову платок, а детям предлагает сесть на стульчики, расставленные полукругом заранее. Медленно читается потешка (для наглядности воспитатель черпачком по мисочке выпол-няет вращательные движения):

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

(Яркое интонирование в голосе веселые нотки; пауза). Затем повторение первых строк (2-3 раза, чтобы дети поняли смысл первых строк).

3 часть: Пение вторых двух срок (на мотив плясового):

Маслом поливала,

Детушкам давала. (Пауза. Повторение 2-3 раза). В процессе пения воспитатель выполняет игровые движения черпачком: то наклоняет его над мисочкой, то, как льет из него тесто, то черпа-чок как бы пляшет или ходит вокруг мисочки.

4 часть: Черпачок и мисочка откладывается. Обращаясь к детям («Где же ваши ладушки-оладушки?»,поднимая ладони, воспитатель просит их повторить за нею это движение. Затем рит-мично хлопает в ладони, делает «фонарик»(круговые движения кистями рук, синхронно действи-ем пропевает на мотив плясовой:

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала, Детушкам давала. (Повторить 2-3 раза,

5 часть: Пение следующих двух строчек:

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два!

Сочетается с игровыми приемами: педагог накладывает свои ладони на ладони ребенка, на-зывая его по имени. Он как бы раскладывает оладушки, поочередно переходя от одного малыша к другому. (После четырех обращений поочередно, к четырем детям, потешка читается сначала).

6 часть: Потешка повторяется сначала, воспитатель как бы угощает оладушками поочеред-но следующую группу(2-3 повторения).

7 часть: Игровой прием раскладывания оладушек заканчивается словами:

Хороши оладушки,

У нашей бабушки!

Слова произносятся замедленно, как бы проигрывается заключительный аккорд. Если у де-тей желание повторить угощение, воспитатель еще раз повторяет 5-7 часть занятий.

8 часть: Воспитатель предлагает малыша самим испечь оладушки. Дети встают со стульчи-ков, наряжают в фартучки (с помощью воспитателя).Педагог раздает каждому по паре расписных деревянных ложек и предлагает поочередно покрутить ложкой в мисочке или постучать о ее

край. Тем самым он старается активизировать их внимание, повысить двигательную активность, внести элементы балагурства, шаловливого веселья.

9 часть: По предложению воспитателя малыши играют на ложках и поют вместе с ней всю потешку от начала до конца (мотив плясовой). Во время пения дети могут копировать действия взрослого, выполняет плясовые движения (легкая «пружинка, наклоны головой влево - вправо, топотушки, кручение ложек и постукивания над головой, впереди себя и т. д.)

10 часть: Дети складывают ложки в мисочку, а воспитатель, похвалив их («Ох, вкусные оладушки напекли наша бабушка и детки. Молодцы!», предлагает пойти погулять и всем расска-зать, как они умеют печь оладушки. («Напечем еще оладушки из песочка?»).Тем самым создается установка на повторение занятия.

ЗАНЯТИЕ №3 «ЕДУ, ЕДУ К БАБКЕ, К ДЕДУ!»

(для детей от 1г. 6мес. -2л. 5мес.)

Материал: Лошадки- каталки (1-3 штук, яркая лента (длина 3-3,5м, ширина 3-3,5см, ак-сессуары кукольного театра: домик, внутреннее убранство домика - стол, лавка (или стулья, иг-рушечная посуда. Все предметы средних размеров. Два персонажа кукольного театра - дед и баб-ка. Две подставки (высотой 30-40 см, сделанные из картона (складывается рулончик, диаметр от-верстия 5-6 см).

Дополнительный материал: Круглый стол на вращающейся основе для декораций. Подар-ки: бабе- платочек, украшенный узором в русском стиле (30х30 см, для деда- поясок (перекру-ченная цветная тесьма длиной 30 см); деревянные расписные ложки (по 2 штуки на каждого ре-бенка).

Подготовка к занятию:

Круглый столик на вращающейся основе устанавливается в одной части комнаты. На столе экспозиция: домик (плоскостное изображение, обращенный фасадом к детям. За фасадом (неви-димая часть) - панорама внутреннего убранства: стол, стулья (лавка, на столе чашки, угощение. Сбоку персонажи кукольного театра- дед и баба (укреплены на картонных подставках). В другой части комнаты игрушки- лошадки- каталки, запряженные в сани (лента наброшена на лошадей, желательно украсить часть ее колокольчиками, бубенчиками, цветными ленточками). Таким обра-зом помещается «тройка». Слева и справа от лошадей- стульчики для детей, поставленные двумя рядами сиденьями друг к другу, образуется как бы коридор (ширина 1,5-2 м.).

Ход занятий:

1 часть: Воспитатель приглашает детей в гости к бабушке и дедушке. «Отвезем им подар-ки- платок и поясок»,- говорит и показывает подарки. Воспитатель предлагает детям нарядиться. Малыши наряжаются в платочки, ленты, шапочки и т. п.

2 часть: Со словами: «Какие красивые детки! На чем же они поедут в гости к бабе и деду?»-воспитатель приглашает их подойти к лошадкам. Дети рассаживаются друг против друга как бы в саночки. Воспитатель садится на стул, между рядами, берет в руки вожжи- ленты, которые тянут-ся от лошадей по середине ряда, между стульями. Далее начинается игра с элементами драматиза-ции: дети садятся в сани и едут на лошадках. «Но! Поехали! Цок-цок-цок! Едем- едем!»- весело восклицает педагог. Подражая воспитателю, дети ритмично постукивают то левой, то правой но-гой (сидя на стульчиках). Воспитатель имитирует голосом цоканье лошадей, то быструю, то мед-ленную езду. Побуждает детей к веселью, радостному общению.

3 часть: Когда дети войдут в игровую ситуацию, педагог начинает читать речитативную потешку:

Еду- еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке.

На одной ножке.

В старом лопаточке

По рытвинам, по кочкам. И далее: «Едем! Едем! Едем! Динь! Динь! Стоп!» Дети на не-сколько мгновений затихают, подражая воспитателю, который переходит на шепот, чтобы усилить контраст звуковых воздействий. Затем вся сценка повторяется 2-3 раза, дети вслед за воспитате-лем повторяют потешку.

4 часть: Повторение третьей части. Затем вводятся последние строчки:

Все прямо и прямо.

Все прямо и прямо.

А потом вдруг… в яму!

Бух!

С этими словами малыши присаживаются на корточки около своих • стульчиков. Эта сцен-ка требует особо внимания со стороны педагога, так как с одной стороны забавляет и веселит ре-бят, с другой- в силу этого обстоятельства требует от педагога усилия привлечь их внимание, т. е. направляет в русло игровых задач.

5 часть: Дети приезжают к бабе, к деду. Они подходят к домику. Воспитатель стучит в дверь и спрашивает: «Дедушка, бабушка, дома ли вы?» Столик поворачивается на 180 градусов, перед детьми открывается панорама внутреннего убранства комнаты.

Разыгрывается сценка встречи с хозяевами. Воспитатель предлагает малышам рассказать, как они ехали в гости. Потешка повторяется от начала и до конца. Дети преподносят подарки: ба-бушке - платочек, дедушке - поясочек. Дед и баба благодарят малышей, наряжаются в обновы и в свою очередь дарят детям деревянные ложки и просят повторить потешки. Дети повторяют за воспитателем всю потешку от начала до конца, отбивая ритм ложками. Дед и баба просят детей приезжать к ним в гости. Дети садятся в саночки (на стульчики) и уезжают на лошадках.

Примечание: Представлен наиболее сложный вариант занятия. Упрощение можно провести за счет выведения некоторых частей занятия. Так, например, с детьми второго года жизни доста-точно провести первые 3-4 частей занятия, с детьми конца третьего года особенно интересна 2 часть. Езду на лошадках (с проговариванием потешки) можно проводить как игру-забаву в часы досуга.

ЗАНЯТИЕ №4 «КАК ПО СНЕГУ, ПО МЕТЕЛИ ТРОЕ САНОЧЕК ЛЕТЕЛИ».

(для детей 2-3 лет).

Материал: Детские игрушечные санки (для кукол-3 штуки). Лошадки полиэтиленовые или картонные (плоскостные). Лошадки запрягаются в сани ленточками, оформляются сани.

Персонажи кукольного театра: баба и дед; куколка среднего размера (25-30 см) в шубейке (тетушка, а также девочка- персонаж кукольного театра (Катя). Три картонные подставки. Круг-лый стол на вращающейся основе.

Подготовка к занятию:

К круглому столику придвигается два прямоугольных стола, составленных торцевыми сто-ронами, которые образуют как бы широкую дорожку. Она застилается белой тканью, которая со-бирается по краям в складки, имитируя сугробы. На круглом столе панорама сельского домика (плоское изображение, заборчик с воротами и т. п. С оборотной стороны домика (скрыто от детей) образуется обстановка комнаты: сервированный стол (чашки, угощения, четыре стула (или лав-ка).

Ход занятия:

1 часть: Воспитатель усаживает малышей на стульчики перед столом. Воспитатель: «Какое сейчас время года? Правильно, зима. Зимой, вы знаете, бывает холодно, свистит вьюга, дует сви-репый ветер. Помните, как мы с вами рассматривали снежинки? (так педагог настраивает детей на занятие). А сейчас я расскажу вам про девочку Катю. Она живет в этом домике. Позовем её, ребя-та!» (Дети зовут Катю).

Из домика выглядывает куколка (персонаж кукольного театра; игрушка стоит на круглой подставке, выполненной из картона). Катя кланяется детям (за куклу говорит воспитатель) и гово-рит, что ждет дорогих гостей. Воспитатель: Кто же к тебе приедет Катенька? Катя: Ко мне в гости приедут бабушка, дедушка, тетушка. Пойду готовить угощение. Когда приедут гости, вы, ребята, позовите меня.

2 часть: Педагог подчеркивает: «Дети, вы должны первыми увидеть' приехавших гостей и сообщить об этом Кате». С этими словами она уходит к краю первого стола и, подтягивая уголок белой ткани, которой застлан стол, выводит лошадку, запряженную в саночки. В салочках сидит дедушка (персонаж из кукольного театра). Педагог сопровождает свои действия неторопливым, плавным чтением:

Уж ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдаль по улице метет.

Воспитатель; выводит поочередно и другие саночки, в которых сидят бабушка и тетушка. Действия сопровождаются чтением:

Белым снегом замело

Все дороги на село.

Все дороги, все пути-

Ни проехать, ни пройти.

3 часть: В этой части занятия акцентируется, внимание на гостях. Воспитатель: Как по сне-гу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

В первых саночках- дедушка! (Выделяется последнее слово). Санки подкатывают к домику Кати и останавливаются. Воспитатель возвращается к первому столу и выводит на середину доро-ги вторые санки. В других санках бабушка! (Выделяется последнее слово. Воспитатель вновь воз-вращается к первому столу и выводит третьи санки). В третьих санках - тетушка. (Воспитатель напоминает детям: нужно известить Катю о том, что гости приехали).

«А кто приехал? Правильно, бабушка, дедушка и тетушка!» Дети вызывают Катю, воспи-татель побуждает их рассказать Кате об увиденном. «Приехали! Приехали!» Начинает повторять потешку. Воспитатель (повторяя потешку):

В первых санках- дедушка,, В других санках- бабушка, В третьих санках- тетушка.

4 часть: Воспитатель (продолжает чтение):

Наша катя выбегала,

Дорогих гостей встречала,

Ворота им отворяла,

В нову горенку вела.

Эта часть потешки инсценируется. Вначале выводится из домика кукла Катя. Разыгрывает-ся сценка встречи. Воспитатель берет из первых саночек куклу, изображающую старичка. Проде-вает руку в рукав игрушки, и она оживает. Дедушка здоровается с Катей, с ребятами, проходит за домик (часть, не видимая детям). Воспитатель укрепляет игрушку на держатель- подставке. Далее аналогичные действия совершаются куклами, изображающими бабушку и тетушку.

5 часть: Разыгрывается сценка. Воспитатель поворачивает стол (круг) на 180 градусов. Пе-ред детьми предстает убранство комнаты, столик, вокруг которого сидят гости- дедушка, бабушка, тетушка и Катя. Воспитатель поясняет детям сценку: Гости пьют чай; они замерзли, проголода-лись. Катя угощает их пирогами, баранками. Гости выпили чаю и решили спеть песенку. Воспита-тель предлагает детям спеть песенку вместе с гостями. Можно предложить деревянные ложки для сопровождения. Исполняется вся потешка на мотив мелодий хороводной игры «Каравай»:

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят и гремят,

Колокольчики звенят.

В первых санках - дедушка,

В других санках - бабушка,

В третьих санках - тетушка,

Вот какие гости!

Наша Катя выбегала,

Дорогих гостей встречала,

Ворота им открывала,

В нову горенку вела.

6 часть: Воспитатель предлагает малышам поплясать с бабушкой и • дедушкой. Она наде-вает кукол на правую и левую руки и напевая мелодию, приглашает малышей выйти куклам на-встречу и поплясать (дети топают ножками, приседают, хлопают в ладоши, а воспитатель повора-чивает куклами влево- вправо, иногда наклоняя то к одному, то к другому малышу, давая возмож-ность подержать кукол за ручки). Примечание: Дан наиболее полный и усложненный вариант. Упростить занятия можно, если изъять 5 и 6 части.

КОНСПЕКТ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ «КОЗА, КОЗЛЯТКИ И ВОЛК»

(для детей второго и третьего года жизни).

Цель: Ознакомить детей с серией потешек, в которых представлен фольклорным образом козы- хранительницы домашнего очага, доброй матери, ревностной почитательницы детского бла-гополучия. Обратить внимание малышей на яркие внешние особенности козы: белая, гладкая, шелковая шерстка, длинные рожки, тонкие на копытцах ножки, звонкий голосок («ме-ме-ме»). Ввести основные реалистические характеристики животного. На их основе создать сказочный об-раз, прибегая к контрастам реального в сюжете народного тематики. Эмоционального обогатит малышей теплотой народной поэзии, раскрывающей взаимоотношения «больших» и «маленьких». Передать средствами национального искусства яркие, светлые чувства, связанные с образами ма-тери- козы и детей-козлят. Доступными средствами на эмоционально-чувственной, ориентировоч-ной основе овеять материнский образ любовью. Способствовать воспитанию добрых чувств и до-брых дел, рожденных гуманистической сущностью народной поэзии. Использовать приемы ори-ентировочного подкрепления и поэтического освоения фольклора для маленьких. Использовать яркость диалогической речи элементы песенного искусства, побуждая малышей к речевой и эмо-циональной активности, ввести соучастие и сотворчество как методы активации.

ЗАНЯТИЕ № 1 «ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ»

(для детей 1г. 3мес. до 2 лет)

Цель: Обогатит эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя подвиж-ную игру на основе народных произведений. Развивать понимание разговорной речи, сочетающей со стихотворным текстом. Использовать игровые приемы и элементы ряжения (взрослых) с целью обогащения образного восприятия.

Вызвать у детей светлые, яркие эмоции. Создать настроение «шаловливого» веселья. Раз-вивать интерес к совместным действиям со взрослыми и сверстниками на основе общих, радост-ных сопереживаний.

Материал:

Аксессуары ряжения Козы (роль исполняет взрослый): шапочка с рожками;

элементы русского костюма- расшитая кофточка или фартучек, яркий наплечный платок и украшения (бусы, серьги, монисты и т. п.)

Ход занятий:

В занятии участвуют двое взрослых (два воспитателя). Один воспитатель исполняет роль Козы, второй - организует игру.

1 часть: Воспитатель (исполняющий роль Козы) приглашает малышей поиграть.

2 часть: Коза садится на стульчик и засыпает. Другой воспитатель собирает вокруг себя де-тей и предлагает им разбудить Козу. Подходя к Козе, он ритмично читает:

Козонька рогатая,

Козонька бодатая,

Убежала за плетень,

Проплясала целый день.

Ножками коза топ-топ!

Рожками коза хлоп- хлоп!

(Дети, подражая взрослому, топают ножками, скрестив указательные пальцы, постукивают ими над головой).

3 часть: Коза (просыпаясь и обращаясь к детям): Ах, ко мне пришли дорогие детки! (Улы-бается, обнимает их и шутливо повторяет).

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

(Наклоняет голову, прикладывая указательные пальцы-«рожки» ко лбу).

Ножками коза топ-топ,

Рожками коза хлоп-хлоп!

(Топает ногами, двигаясь навстречу детям, замолкает на мгновение, затем весело спраши-вает):

Кто каши не ест?

Молоко не пьет?

Забодаю! Забодаю!

Изображая Козу, воспитатель, смеясь, направляется к детям. Дети убегают. Коза, бодаясь, пытается догнать их, но, не сумев, возвращается. Садится на стульчик и засыпает.

4 часть: Второй воспитатель (вновь собираясь вокруг себя малышей): Кто же у нас каши ни ест, молоко не пьет?

Диалог строится таким образом, чтобы дети имели возможность эмоционально выразить свои чувства.

Повторяется вторая и третья части занятия. Дети идут будить Козу, повторяя за взрослыми потешку, обращенную к ней. Коза также откликается потешкой. Эти части занятия могут повто-рятся 3-4 раза.

5 часть: Коза: Я не буду бодаться, потому что все детки и кашку едят, и молочко пьют. Да-вайте поиграем на ложках и споем песенку про Козу. (Коза пропевает потешку на мотив русской народной песни «Пойду ль, выйду ль я».

Козонька рогатая,

Козонька бодатая,

Убежала за плетень,

Проплясала целый день.

Ножками коза топ-топ!

Рожками коза хлоп-хлоп!

Убежала за плетень,

Проплясала целый день! Да.

Дети повторяют за ней слова, играя на ложках. Вторая воспитатель предлагает детям по-просить козу поплясать. Педагог поет и играет на ложках вместе с детьми, а Коза пляшет, привле-кая малышей.

6 часть: Коза прощается с ребятами и говорит, что придет к ним в гости, если они будут «и кашку есть, и молочко пить». Примечание: Занятие проводится по типу известной подвижной иг-ры для малышей «Догоню- догоню». Для детей 1г. З мес. -1г. 6мес. занятие можно ограничить пер-выми тремя частями; для детей 1г. 6мес. -2лет, 4-6 частями.

ЗАНЯТИЕ №2 «КОЗУШКА-БЕЛОНОГУШКА»

(для детей 1г. 6мес. до 2 лет бмес.)

Цель: С помощью потешки осуществляет первое знакомство с козой и волком. Бережно ввести малышей в сюжет потешки. Учитывая впечатлительность детей, эмоционально и ярко вы-деляет торжество доброго начала. Воспитатель гуманные чувства. Обогащать малышей эстетиче-ски, используя художественные возможности фольклорного слова и наглядные средства (иллюст-рации).

Материал: Альбом с «сюрпризмыми» картинками. Альбом выполняется из двух прямо-угольников (75х35 см2 и 50х35 см). Первый- панорама, состоящая из 5 равных частей (25х5 см2); второй- панорама- «вкладка» из двух равных частей (25х2 см").

Первый прямоугольник- панорама из 5 частей. С одной стороны (внешняя выполняет роль обложки) следующие рисунки: 1-я часть (25х35 см)-фрагмент лесного пейзажа, речка (сгиб); 2-я и 3-я части (50х35 см2)- на фоне леса вдали домик. Коза, идущая с полной корзиной грибов из леса к домику (сгиб); 4-я и 5-я части (50х35 см2)- домик на фоне зеленых елей. Коза с корзиночкой идет по дорожке от домика в сторону леса. В верхней части листа название «Козушка-Белоногушка», в нижнем правом углу- полный текст потешки (8 строк). С другой (внутренней) стороны панорамы, следующие рисунки 1-я и 2-я части (50х35 см): ровно на середине изображена тонкая березка, склонившаяся влево (как бы на косогоре). В правой части изображена Коза, идущая по лесу с кор-зиночкой (Коза смотрит вправо). Яркий лесной пейзаж (сгиб первый). 3-я и 4-я части (50х35 см"): лесной пейзаж, елки. Посередине- Волк (смотрит влево, его хвост ярко обозначен в правой части рисунка (сгиб второй). 5-я часть (25х35 см): лесной пейзаж, яркие грибочки, ягоды и т. п.).

Второй прямоугольник (25х2 см2)- панорама- вкладка (из 2-х частей). С одной стороны (внешней): 1-я часть (25х35 см)- высокая ель (сгиб); 2-я часть (25х35 см2)- лесной пейзаж. На его фоне изображена Коза, увидавшая волка. Она испугана. С другой (внутренней)стороны: 1-я часть (25х35 см2)- строго по правому краю плоскости на фоне ели изображен Волк. Панорама- вкладка по сгибу вкладывается в первый сгиб большой панорамы (желательно верхнюю часть вкладки вы-резать по контуру деревьев и елей, изображенных на картинке). В собранном состоянии пособие имеет вид альбомчика (книжечки).

В рабочем состоянии пособие демонстрируется по частям и в сочетании, соответственно развертывающемуся сюжету потешки.

Ход занятий:

1 часть: Воспитатель (показывает детям альбомчик, обращает внимание на обложку). В этом домике живет Козушка-Белоногушка. Посмотрите, какие беленькие у Козушки ножки, по-этому ее и называют Белоногушкой (Воспитатель предлагает погладить изображение). Она пошла в лес за грибами и ягодами (Поясняется содержание картинки на обложке).

2 часть: Открывается первый лист. Воспитатель обращает внимание на картинку, на кото-рой изображена Козушка, гуляющая по лесу (В средней части альбома вкладка в сложенном виде, из которой виден только хвост волка).

Воспитатель: Вышла Козушка-Белоногушка на лесную полянку, грибочки и ягодки собира-ет. А чей это хвост виден из-за елки? (Пауза). Как вы думаете кто это спрятался под елкой? Это Волчок-Серый Бочок.

3 часть: Вкладка в сложенном виде прикладывается влево, плотно прилегая к изображению панорамы, сливаясь с ним. Перед детьми возникает изображение Козы и Волка, смотрящих друг на друга. Вся панорама полностью раскрыта.

Воспитатель (продолжая рассказ). Зашла Козушка за елку и увидела Волка (пауза). И ре-шила Козушка-Белоногушка спрятаться от Волка.

4 часть: На фоне панорамы раскрывается средняя часть вкладки, она скрывает Козушку. Появляется изображение березки с низко свисающими зелеными ветвями.

Воспитатель: Козушка спряталась под березкой (Откидывается левая часть вкладки и вновь закрывается, тем самым детям дается возможность эмоционально перенести исчезновение Козы).

5 часть: Открывается вся панорама и вкладка. Перед детьми предстает изображение Волка на фоне леса.

Воспитатель: Волк туда, сюда, кинулся в разные стороны. Ищет Козушку, а найти не мо-жет. Мы ему не скажем, где Козушка-Белоногушка? Не так ли? Волчок-Серый Бочок убежал в лес (С этими словами воспитатель складывает и перекладывает ее в правую сторону, прикладывая к изображению панорамы. Изображение Волка скрывается. Перед детьми вновь появляется Козуш-ка, гуляющая по лесу).

6 часть: Воспитатель вновь проигрывает в темпе все части занятия, обогащая каждую часть соответствующими строчками фольклорного текста:

Козушка- Белоногушка

По лесу ходила,

Волка дразнила:

«А я волка не боюсь,

Не боюсь.

Я серого не страшусь,

Не страшусь.

Я от серого, от волка

Под березкой сохранюсь».

7 часть: Воспитатель складывает альбомчик и поворачивает его четвертой страницей об-ложки к детям, на которой изображена Коза, идущая с полной корзиной грибов к своему домику.

Воспитатель (рисует в воображении детей картинку дальнейших событий):

Набрала Коза полную корзину грибов и ягод. Пошла домой и решила спеть песенку. Идет и поет: Козушка-Белоногушка

По лесу ходила,

Волка дразнила,. .и т. д.

Воспитатель исполняет всю потешку речитативом, задорно передавая игровое настроение Козушки перехитрившая Волка. Затем предлагается детям вместе с нею спеть про Козушку-Белоногушку (на мотив русской народной плясовой мелодии «Барыня»). Выполняются хлопки в такой мелодии, игровые движения кистями рук «фонарики». Воспитатель говорит, что Козушка еще придет к ним в гости в следующий раз.

ЗАНЯТИЕ №3.

ИНСЦЕНИРОВКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

(В ОБРАБОТКЕ К. Д. УСПЕНСКОГО) «КОЗЛЯТА И ВОЛК»

(для детей 2лет бмес. -Злет).

Цель: На основе сказки о козе, козлятах и волке формировать у детей широкие обобщения в понимании отношений между большими и маленькими, в частности между матерью и детьми.

Укрепит авторитет матери, послушание ей на основе воспитания добрых

чувств.

Мягко усилит колорит народности в раскрытии образа волка как силы, противостоящей до-бру. На эмоционально-чувственной основе высветит образ козы, утвердит торжество доброго на-чала. Обогатит малышей теплотой материнской любви, воплощенной в народном слове.

Материал: Столик для экспозиции с вращающейся поверхностью. Зрительно разделит по-верхность на три сектора: первая- фасад деревенского домика (избушка Козы, вторая- его внут-реннее убранство (изба, третья- лес (пастбище Козы).

Игрушки: Коза и козлята (2-3 шт.). Волк- персонаж кукольного театра.

Ход занятия:

1 часть: Вступление к сказке. Воспитатель обращает внимание на экспозицию. Дает воз-можность рассмотреть ее, подчеркивает, что в домике живет коза и козлята. Дети знакомятся с ними. Коза и козлята неоднократно входят и выходят из домика.

2 часть: Начало сказки. Педагог читает текст сказки (на память) и поет песенку Козы (пер-вые четыре строки). Разыгрывается сценка встречи козлят с Козой. В ходе инсценировки столик неоднократно поворачивается стороной, изображающей то внутреннее убранство, то другую часть домика.

3 часть: Продолжение сказки. Столик обращен к детям одновременно двумя демонстраци-онными картинами: внешняя часть (фасад) домика и внутренняя часть: козлята внутри домика. Действие в двух картинах. Около домика появляется Волк (кукла на руке взрослого). Разыгрыва-ется сценка с Волком. Козлята поняв его намерения, не пускают его в дом. Волк уходит. (воспита-тель перемещает его в лес и прячет под зеленой тканью- травкой).

4 часть: Окончание сказки. Те же демонстрационные картинки. Приход Козы к домику. Воспитатель предлагает детям спеть вместе с Козой ее песенку. Встреча Козы с козлятами.

5 часть: Воспитатель, активизируя речь детей, предлагает малышам рассказать Козе о том, как во время ее отсутствия приходил Волк. Коза хвалит козлят и благодарит детей. Все вместе поют песенку Козы.

КОНСПЕКТЫ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ «КОРОВУШКА»

(для детей от 2 до 3 лет).

ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ «КОРОВКА И БЫЧОК»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Цель: Закрепляет и расширяет знания детей о домашних животных и их детенышей. С по-мощью народного произведения передать детям радостное настроение. Создать в воображении детей на основе фольклорного текста картину благодатного лета.

Расширит знания детей о том, какую пользу человеку приносит корова. Подчеркнуть внеш-ние особенности и повадки животного (рога, копыта, хвост, мычит, отметить: детеныши коровы- телята (бычок или телочка). Создать у малышей благодатное, доброе настроение. Побуждать обе-регать все живое. Воспитывать гуманные чувства к животным-«братьям нашим меньшим», ис-пользуя яркое фольклорное слово. Ввести в активный словарь слова одного корня, но имеющие разный смысловой оттенок: «корова», «коровка», «коровушка», использовать словосочетания, ха-рактерные для ласкового, нежного колорита народной поэзии: «коровушка-кормилица», «коро-вушка-буренушка».

Материал: Учебное пособие (2 комплекта) «Корова и теленок» (полиэтиленовые рельефы- плакаты фабричного производства, изображения коровы- 2 штуки, теленка-2 штуки).

Дополнительные материалы: Фигурки животных из набора «Скотный двор» (папье-маше фабричного производства) использовать в конце занятия как переход к игре.

Ход занятия: Занятию предшествует небольшая подготовительная работа. Два одинаковых рельефа совмещаются тыльными сторонами. При этом получается, что изображение коровы на одной и другой сторонах обращены в разные стороны. Точно также оформляется и рельефы- пла-каты с изображением теленка. Двойные рельефы вставляются в подставки и устанавливаются на вращающемся столике (или на обыкновенном детском). Желательно стол покрыть зеленой скатер-тью, окаймленной оборками- это как бы «кочки», «травка». При вращении стола создается впечат-ление, что животные двигаются, меняют местоположение в пространстве, как бы кружатся.

1 часть: Воспитатель предлагает рассмотреть экспозицию:

Кто здесь изображен? Правильно, корова, коровка! Посмотрите, дети, что у коровы на го-лове? Правильно, рога! А какого цвета коровка? Правильно, белая, с черными боками! Как она мычит?

Далее внимание детей переключает на теленка. Дети рассматривают животное, отмечают его особенности. Воспитатель вводит новое слово «бычок». «Теленок, бычок- сынок коровушки- матушки!»- поясняет педагог.

Вводится игровой прием: воспитатель предлагает малышам ответить звукоподражанием как мычит теленочек. Дети используют звукоподражания, меняя силу голоса и его высоту.

2 часть: Воспитатель предлагает подойти к столику и погладить теленочка, рассмотреть поближе. Педагог неоднократно произносит слово «бычок». Воспитатель читает четверостишие;

Бычок, бычок,

Смоленной бочок,

Будучие рожки,

Резвые ножки!

Видите, сам бычок белый, а бочок- черный, как смола, поэтому его и назвали «смоляной бочок», а на голове у него рожки. Где у бычка рожки? Вот они! (Показывает на голове теленка). Скачет бычок на травке, резвится. У него резвые, длинные ножки.

3 часть: Воспитатель, переключая детей на коровку, подчеркивает: корова пасется на трав-ке, она принесет к вечеру молоко. Молоко вкусное, полезное. Педагог поворачивает столик, соз-давая впечатление движения животных. Воспитатель: Летом много зеленой, сочной травки! Коро-вушка очень любит зеленую травку. Каждое утро хозяйка провожает ее на лужок пастись. Сол-нышко, небо голубое, цветы на лугу коровушку встречает (Педагог переходит на речитатив, вводя малышей в текст потешки).

Ты, коровушка, ступай

В чисто поле погуляй!

А вернешься вечерком

Нас напоишь молоком!

4 часть: Воспитатель повторяет потешку- песенку о корове. Используя

вопросы, активизирует речь детей.

Воспитатель: Олечка, что ты скажешь коровке?

(Потешка повторяется).

А Сашенька, что скажет коровушке- матушке?

Всем дает здоровье молоко коровье! (Последнее предложение лишний раз

подчеркивает, какую пользу приносит животное).

5 часть: Воспитатель (вновь переключая внимание детей на теленочка):

Бычок, бычок,

Смоляной бочок,

Бодучие рожки,

Резвые ножки!

Му-му-му!

Вводится игровой прием: как только бычок «слышит», что про него читают песенку- по-тешку, он начинает «резвиться, воспитатель начинает вращать столик несколько в убыстренном темпе., ••••.

6 часть: Повторение 5-ой части занятия: исполняется потешка про коровку.

7 часть: Воспитатель приглашает малышей поиграть с игрушками-коровками (набор «Скотный двор»).

ЗАНЯТИЕ ПО ПОТЕШКЕ «УЖ КАК Я ЛЬ МОЮ КОРОВУШКУ ЛЮБЛЮ».

Цель: Обогатить малышей теплотой добрых чувств, используя народную песенку, привнося национальный колорит особого отношения к «коровушке», «коровушке-матушке», «коровушке-кормилице», свойственный русскому фольклору.

В занятии использовать традиционные формы художественного исполнения, характерные для народных произведений (зачин, речитатив, пение и т. д.). С помощью иллюстративного мате-риала (по народным мотивам) создать у малышей яркие образы, связанные с народным искусст-вом. Для облегчения дифференцированный подбор текста.

Для детей от 2 лет до 2 лет 6мес.

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Свежей травкой я буренушку кормлю,

Ты иди, моя коровушка, домой,

Напою тебя водою ключевой.

Для детей от 2 лет 6 мес. до 3 лет:

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Свежей травкой я буренку кормлю,

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.

Для детей 3 лет:

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль- то ей коровушке налью!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, бурёнушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала!

Материал:

Дымковские игрушки- «коровка»,.»молодица», а также аксессуары, выполненные в рус-ском стиле из цепочек, бумаги, соломы, тряпочек, сухой травы и т. п.): бадья (соразмерно величине животного, из которой коровку буду г поить, козлы или ясли, из которых коровка будет щипать сено; книга «Припевочки» (изд. «Малыш», 1989г., иллюстрированные образцами дымковской иг-рушки (соответственно содержанию фольклорного текста). Если указанных пособий не имеется, на занятии можно использовать реалистическую картинку и игрушки.

Ход занятия:

1 часть: Воспитатель предлагает малышам вспомнить все, что они знают о коровке - внеш-ние особенности, повадки, голос, какую пользу приносит животное.

2 часть: Рассматривание дымских игрушек («Коровушка» и «молодица»). Составление па-норамы инсценирования текста песенки- потешки. Воспитатель рассаживает малышей по кругу (вокруг вращающегося стола, так, чтобы они не мешали друг другу. Стол застлан светло-зеленой тканью, на которой ярко и рельефно смотрится дымковская игрушка- молодица Матренушка, ма-ленький домик, пасущаяся коровка, а также козлы или ясли, в которых лежит сено и свежая трав-ка.

Воспитатель обращает внимание детей на Матренушку- на ее яркий наряд, цветной плато-чек, красивый фартучек. «Матренушка хочет познакомиться со всеми ребятами, - говорит воспи-татель- и с Сашей, и с Олей, и с Ромой». При этих словах крышка стола медленно вращается, вос-питатель задерживает игрушку около каждого ребенка, называя его по имени. «Всем Матренушка улыбается?» - спрашивает она. Вращая стол, воспитатель приближает куклу к себе и ставит ее около домика. «В этом домике- стойле коровка живет», - поясняет она.

3 часть: Рассказ о коровушке. Воспитатель обращает внимание малышей на коровку (иг-рушка устанавливается на краю стола, под углом 30°, так, чтобы при вращении стола была видна каждому, на то, какая она веселая и нарядная, какие у нее рожки золоченые и копытца точенные. Столик медленно вращается, коровка здоровается («мычит») с каждым ребенком. Малыши могут и поговорить с нею.

Если игрушка заинтересует детей, воспитатель дает им возможность еще раз рассмотреть ее, погладить поочередно, дает возможность каждому эмоционально «пережить» и адаптироваться к новому образу.

4 часть: Воспитатель рассказывает о том, что Матернушка очень любит свою коровку: она ее кормит травкой и поит свежей водичкой из бадейки (корытца, ведерочка и. т. п.) Для подтвер-ждения читает детям песенку-потешку:

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Свежей травкой я буренушку кормлю! и т. д. В момент прочтения вся экспозиция установ-ления на середине стола.

5 часть: Повторение песенки- потешки, т. е. 4-ой части занятия. При повторном прочтении воспитатель - может вращать экспозицию, давая возможность обозревать ее с разных сторон и под разным углом.

6 часть: По предложению воспитателя малыши вместе с Матренушкой поют песенку про коровушку- матушку. С этой целью воспитатель ставит на край стола расписное блюдо, на кото-ром лежат деревянные, расписные ложки (по 2 штуки на каждого).

При вращении стола каждый имеет возможность поочередно взять из блюда

по две ложки.

7 часть: Повторение произведения в песенном исполнении. Воспитатель исполняет песен-ку- потешку на мотив русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько». Дети играют на де-ревянных ложках, отбивая такт мелодии.

Если они запомнили текст, можно предложить им подпевать взрослому. (для большей об-разности и активизации внимания воспитатель может перед исполнением песни повязать голову платочком. Теперь она как бы выступает в роли лица, от имени которого ведется повествование).

8 часть: Воспитатель говорит, что коровушка пойдет в стойло (домик, потому что она там живет (ночует). Матренушка заводит коровку в домик и створки (на слова «Коровушка к нам еще придет») закрываются.

9 часть: По предложению воспитателя дети подходят к книжной полке (уголок книги в группе). Педагог открывает красочно иллюстрированное издание и показывает малышам картинку про Матренушку: «Эта книга лежит здесь, на книжной полке. Если соскучитесь по Матренушке, по коровушке, то можете открыть книгу и посмотреть на них. Только очень аккуратно обращаться с книгой»,- замечает^воспитатель. Еще раз читается вся потешка-песенка.

Примечание: В упрощенный вариант можно ввести игру на ложках или рассматривание иллюстраций.

ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ «ПАСТУШОК И КОРОВКИ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОЛЬК-ЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

(для детей от 2лет бмес. до 3 лет)

Цель занятия: Расширить фольклорную тематику, закрепить знание знакомых текстов, обо-гатит новыми впечатлениями. Ввести новое слово «пастушок» объясняет его смысл, разыгрывать сценки с помощью игрушек, используя фольклорные тексты.

Материал: Два- три комплекта игрушек- коровок (из набора «Скотный двор», количество игрушек по числу детей, кукла среднего размера, изображающая пастушка.

Составить торцевыми сторонами три детских столика, застелить их зеленой скатертью. В одной части стола «раскинулось озеро»- это лист голубой бумаги, обрамленный сборками ткани так, чтобы создавалось впечатление углубления.

Ход занятия:

1 часть: Воспитатель предлагает детям получать с коровками. Для этого каждому раздается игрушка. Задача воспитателя- включить малышей в диалог. Педагог предлагает малышам для ка-ждой коровки выбрать колокольчик с ленточкой (используя колокольчики рыболовные) и надеть на шею своей коровке. Если у детей возникает желание дать своей коровке кличку, то взрослый приветствует эту инициативу. Дети играют, и постепенно игра переходит в занятие.

2 часть: Воспитатель предлагает вспомнить знакомые стихи и потешки, песенки про коров-ку (например, «Ты, коровушка, ступай в чисто поле, погуляй», «Уж как я ль свою коровушку люб-лю» и др.) Стихи читает кто-то из малышей по просьбе взрослого или взрослый.

3 часть: Знакомство с пастушком. Воспитатель выводит заранее приготовленную куклу- пастушка и играет на дудочке (трубит в рожок). «Это пастушок,- объясняет воспитатель,- он па-сет на лугу коровок, чтобы они не заблудились, чтобы не разбрелись по лесу, чтобы их волк не съел. Послушайте, как пастух играет на дудочке, он созывает так коровок».

4 часть: Чтение потешек в процессе разыгрывая сюжета.

Воспитатель:

Рано, рано по утру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Отвечают: «Му-му-му!»

Каждое утро пастушок играет на дудочке, а коровки слышат и идут к пастушку. Но однаж-ды вот случилось:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Потерял пастух дуду!

Да нужно коров собирать, на дудочке играть, а дудочки- то нет! Ищет пастушок дудочку (Воспитатель разыгрывает сценку поиска, предлагает детям помочь пастушку найти дудочку. Ду-дочка находится).

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала!

На-ка, милый пастушок

Ты спеши на лужок!

Там буренка лежит,

На ребяток глядит,

А домой не идет,

Молока не несет!

Надо кашу варить,

Кашей деток кормить.

С этими словами воспитатель выдвигает вперед пастушка и играет на дудочке.

Ту-ру-ру! Всех коровок к себе зову! Всех! Дети приносят своих коровок к пастушку.

5 часть: Вводится игровой момент. Пастушок договаривается с ребятами: они сами будут пасти коровок. Но как только он, пастушок, заиграет на дудочке, дети приводят к нему коров.

Дети расходятся с коровками по всему пространству комнаты.

Воспитатель:

Ты, коровушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком

Нас напоишь молочком! «Ту-ру-ру!» (трубит воспитатель). Все коровки идут к пастушку.

6 часть: Пастушок предлагает повести коровок к озеру, на водопой. Дети подводят своих коровок к озеру и расставляют вокруг. Коровки «пьют» воду. Пастушок вновь отпускает коровок пастись.

7 часть: Повторяется полностью пятая часть игры занятия.

8 часть: Повторение потешки «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Потерял пастух дуду. Пастушок трубит, созывает коровок; дети ведут их домой («в стойло») и каждую коровку ставят в отдельный отсек. Воспитатель замечает, что дети еще придут к ним.

ЗАНЯТИЕ ПО ПОТЕШКЕ «ОГУРЕЧИК, ОГУРЕЧИК!»

2 лет до 2 лет 6 мес.)

Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттен-ком частушечности, балагурства, шутливости, органично вытекающими из самого жанра потеш-ки- песенки. Построить занятие на игровых приемах русской народной игры «Догоняшки» с пер-сонажами потешки- песенки- огуречиком и мышкой. Обогатить словарь детей введением слов од-ного корня, но с разным оттенком: «огурец», «огуречик», «огурчик». Поясняет значение слов, ис-ходя из величины этих: «огурец-большой», «огурчик- по меньше», а «огуречик- совсем малень-кий».

С целью развития воображения ввести во вступительную часть занятия элемент сказки, распределив роли следующим образом: «Огурец»- папа, «огурчик»- мама, «огуречик»-сынок. По-тешку- песенку подавать в форме наставления старших младшему.

С помощью фольклорного произведения познакомить детей с фольклорными персонажами- мышкой, придав образу реалистичные черты. Выделить наиболее характерные внешние особенно-сти: маленькая, покрыта серой шерсткой, длинный тонкий и гладкий хвостик. Обратить внимание на повадки: быстро бегает, живет в норке, пищит («пи-пи-пи»).

Материал: Лист (80-40 см2) светло-коричневого или желтого цвета. Отдельно вырезается гирлянда листьев с ботвой и цветками огурца (в натуральную величину). Лист- это как бы грядка, на которой посередине насечены две параллельные прорези (на расстоянии не менее 15 см от каж-дого края, прорези до конца листа не менее 10 см). Прорези не расчленяют лист полностью, а только как бы создают внутреннюю рамку. Каждая прорезь (она сквозная) оформляется гирляндой огуречных листьев, создавая видимость густой огородной заросли. Под нижней прорезью с правой (левой) стороны снизу приклеивается за верхний уголок треугольника. Эта «норка», где прячется мышка.

Персонажи - огурец, огурчик, огуречик- выполняются из зеленой яркой бумаги или рису-ются и наклеиваются на картон (соотношение фигурок по высоте в см: 20:15:5). Огуречик выпол-няется по типу «человечка», т. е. чтобы можно было в отверстие между его сторон просунуть па-лочку - держатель. Точно также изготавливается и мышка (5-6 см в длину). Желательно к огуре-чику прикрепить из тонкой зеленой проволочки, свитой спиралькой, «хвостик».

В рабочем положении огуречик двигается по верхней части прорези, а мышка- по нижней, прячась в конце ее под треугольничек- домик. Экспозицию прикрепляют к раме кнопками с зеле-ными пластмассовыми шляпками и ставят на маленький стол перед детьми, сидящими полукру-гом. Воспитатель располагается с правой стороны стола, имея возможность правой рукой перево-дить по верхней прорези огуречик, а по нижней- мышку (В процессе работы, когда разыгрывается сценка «догонялок», воспитатель может поменять место- расположиться за экспозицией).

Ход занятия: Воспитатель рассказывает сказку об Огуречике, получающем наставление от родителей. Детей знакомят со всеми персонажами и вводят в игровую ситуацию.

1 часть: Воспитатель: Жил- был Огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листков. Вот он, посмотрите! • (Воспитатель снимает с грядки Огуречик, оказывает ребятам, дает возможность рассмотреть его, обращает внимание на хвост). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка (Показывается три изображения. Воспи-татель сопоставляет их, выделяя по величине «папа» - большой, «маму» - по меньше, «сынок» - совсем маленький). Эта сценка имеет второстепенное значение, как условия для разворачивания сюжета. Однако воспитатель предлагает малышам подойти поближе и познакомиться со всей огу-речной семьей. Дети берут в руки предметы-изображения, а воспитатель неоднократно повторяет слова: «огурец», «огуречик», «огурчик», обращая на их величину. Воспитатель: Вся семья жила на грядке, среди зеленых листиков (С этими словами воспитатель располагает огурчики в ряд среди листков).

2 часть: Воспитатель: В другом конце грядки жила мышка. Вот она! (С этими словами вос-питатель выдвигает из-под треугольника изображение мышки). Посмотрите, какая мышка ма-ленькая, а какой у нее длинный хвостик (Воспитатель предлагает малышам подойти рассмотреть мышку, еще раз обращает их внимание на ее особенности и повадки). Она юркая, быстро бегает, живет в норке (С этими словами воспитатель прячет мышку в прорезь под треугольник).

3 часть: Воспитатель: Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить. Папа говорил:

Огуречик,огуречик!

Не ходи на тот конечик-

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

(Текст читается медленно, тембр голоса низкий, имитирующий мужской). И мама говорила Огуречику: «Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик.» (Потешка повторяется. Воспитатель читает ее до конца в среднем темпе, тембр голоса естественный. По ходу чтения потешки, воспи-татель располагает все три изображения по одной линии: вначале большой и маленький, затем средний и маленький. Он как бы разыгрывает сценку, в которой Огуречику даются наставления).

4 часть: Воспитатель (обращаясь к детям): Вы запомнили, что говорили Огуречику мама и папа? (Воспитатель повторяет выразительно, обращаясь к Огурчику, всю потешку, выделяя по-следнюю строчку: «Тебе хвостик отгрызет»). Но Огуречик не послушался и решил пойти на «дру-гой конечик» грядки, где жила мышка (С этими словами воспитатель закрепляет с обратной сто-роны экспозиции палочки, продевая их в среднюю часть изображений Огуречика и мышки. Изо-бражения находятся с лицевой стороны, а палочки-держатели, продетые в прорезь, - с обратной. Таким образом, двигая палочки вдоль прорези влево и вправо, воспитатель добивается эффекта перемещения изображения).

5 часть: Введение игрового приема «Догоняшки». Воспитатель: Идет Огуречик вдоль гряд-ки не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длин-ным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идёт дальше (При этих словах мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика, наскакивает на него, вот- вот схватит. Она то забегает вперед, то отстает так как жертва её, Огуречик, мечется в разные сто-роны). Еле-еле убежал Огурчик.

6 часть: Повторяется сценка «Догоняшки». Воспитатель: Посидел немного Огуречик, от-дохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет. Ребята, а может, попросим Огуречика, не ходить на тот конечик. «Олечка, как ты скажешь Огуречику, чтобы он не ходил? А как Саша попросит? (Воспитатель побуждает детей повторить самостоятельно весь текст). Но Огуречик очень любопытный, все же идет еще раз посмотреть, где мышка живет (Повторяется сценка пого-ни мышки). При вторичном показе можно развернуть сценку, разыгрывая фрагменты народной игры «Пряталки», то Огуречик прячется под листок, а мышка пробегает мимо, то мышка прячется, а Огуречик ее не видит. Воспитатель разыгрывает перед детьми занимательные игровые моменты, побуждая их подсказывать Огуречику о возможной опасности, доказывать, повторяя всю потешку от начала до конца, что ему не следует ходить «на тот конечик».

7 часть: Если дети увлечены игрой и воспитатель видит, что у них имеется желание про-должить игру- занятие, следует повторить 6-ую часть целиком.

8 часть: Заключение.

Воспитатель: И мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огуречика и ушла к себе в норку. А мы еще раз скажем Огуречику: «Огуречик, огуречик…» (Повторяется вся потеш-ка).

ЗАНЯТИЕ ПО ПОТЕШКЕ

«ИЗ-ЗА ЛЕСА, ИЗ-ЗА ГОР ЕДЕТ ДЕДУШКА ЕГОР».

(для детей от 2 лет до 3 лет)'

Цель: Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. Формировать реалисти-ческое представление о домашних животных, их значение в жизни людей (на лошадке ездят; ко-ровка дает молочко и т. п.) Познакомить детей с новым фольклорным жанром потешками-небыличками. Привнести в занятие настроение веселья, балагурства. Используя прием ориентиро-вочного подкрепления, а также художественной выразительности в исполнении фольклорного текста, дать детям почувствовать курьезность описываемой ситуации, её юмористичность. Занятие построить на инсценировании и занимательном обыгрывании текста. В конце занятия небыличку исполнять в певческом варианте, подпевая взрослому. В пение привнести колорит «петрушечно-сти», скоморошничества, дать детям почувствовать парадокс в содержании текста. На эмоцио-нально- чувственной, ориентировочной основе обогатит «видение мира», выделяя постепенно грани реального и ирреального.

Материал: Используется иллюстрации из книги «Небылицы в лицах» (М.: изд. Малыш, 1989 г.) или рисуются картинки, отражающие юмористичность ситуации. Выполняется пособие по типу «фланелеграф». Персонажи потешки вырезают по контуру, наклеивают на фланель и вновь обрезают по краю. Выполняют несколько композиций: дед Егор лошадке, бабушка на коровке, де-ти на телятках, внуки на козлятках.

Дополнительный материал: В противоположной части комнаты на столах составленных торцевыми сторонами, выставляется (из кубиков) панорама скотного двора (пособие фабричного производства из папье- маше «Скотный двор»- лошади, коровы, козы, овцы). Панорама скрыта от детей и используется в конце занятия как переход к игре.

Ход занятия: На столе перед детьми установлена фланелевая доска, за которой спрятаны фигурки- изображения. Воспитатель сидит перед детьми, в руках у него коробка набора игрушек из пособия «Скотный двор».

1 часть: Рассматривание игрушек, изображающих домашних животных,- корову, лошадь, козу.

Воспитатель: Кто мычит «му-му» и дает вкусное молочко. Правильно, коровки, коровушки (из коробки извлекаются игрушки,

Воспитатель дает возможность детям рассмотреть животных, подержать в руках, подчер-кивает характерные особенности, выделяет специфику предназначения в домашнем хозяйстве (по-следнее особенно акцентируется, так как на несоответствии использования животных и строится весь парадокс небылички;«Из-за. леса, из-за гор едет дедушка Егор»). Воспитатель побуждает де-тей называть не только животных, но и их детенышей. Затем игрушки убираются; воспитатель за-мечает, что она расскажет о чем- то интересном.

2 часть: Чтение потешки. Проигрывание потешки-небылички с показом персонажей на фланелевой доске.

Вначале воспитатель читает всю небыличку выразительно, медленно, без показа. В его го-лосе должны звучать шутливые, игривые нотки (когда читаются строчки «бабушка на коровке, дети на телятках, внуки на козлятках», удивление, многозначительные паузы. Задача взрослого не только заразить детей весельем, рассмешить, но и разъяснить («Разве на корове ездят? Она же мо-лочко дает! А на ком же ездят? Правильно, на лошадке! А разве на маленьких телятках могут ез-дить взрослые люди, а на козлятках дети? Нет, коза дает молочко и шерсть, коровка дает молочко. На них не ездят. Это же шутка)

3 часть: Воспитатель читает потешку, выразительно оттеняя каждую строчку, стараясь со-хранить веселое настроение у детей, одновременно демонстрируя каждую строчку в сюжетах, ко-торые последовательно, один за другим, перемещаются на фланелевую доску. Если подобраны элементы сельского пейзажа, их заранее располагают на фланелевой поверхности, подготовив экспозицию. Воспитатель:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

(Пауза. Картинка показывается детям и перемещается в правую сторону экспозиции).

Сам на лошадке (кобылке)

Бабушка (жена) на коровке.

(В голосе воспитателя звучит веселье, шутливость, удивление. Картинка устанавливается на экспозиции по одной линии за первой картинкой).

Дети на телятках. .(«му- му.) (Веселые нотки нарастают. Третья картинка перемещается на экспозицию)

Внуки на козлятках («ме-ме.)

Эмоциональность в передаче текста достигает апогея. В голосе звучит веселье, удивление. Экспозиция дополняется четвертой картинкой. Чтение потешки прерывается, а затем после корот-кой паузы, воспитатель восклицает: Уехали!

4 часть: Повторение потешки-небылички с одновременным показом иллюстрированного материала.

На слове «уехали!» воспитатель поворачивает столик на 180° (Если же стол обыкновенный, то воспитатель предлагает малышам обойти его вокруг, чтобы посмотреть «как далеко уехал де-душка Егор». Дети заходят за столик и вновь видят всю экспозицию. Воспитатель дает им воз-можность рассмотреть поближе, а затем, чтобы как- то двигательно разрядить детей перед по-вторным чтением, предлагает им показать'«как дедушка Егор скакал (ехал на лошадке)».

5 часть: Повторение 4-ой части занятия с прокручиванием столика. Воспитатель просит де-тей напомнить, подсказать, кто из героев на чем ехал, показать изображение на фланелевой по-верхности.

6 часть: Повторение потешки- небылички в песенном варианте. Воспитатель раздает ма-лышам деревянные ложки (по 2 штуки на каждого) и предлагает спеть потешку, отбивая ритм и такт на ложках. Вначале он пропевает небыличку (на мотив русской народной хороводной песен-ки «Каравай», дети слушают, а затем отбивают ритм ложками. Потешка пропевается ещё раз (2-4 повторения).

7 часть: Воспитатель, пропевая потешку, дополняет первые четыре строки, которые малы-ши уже хорошо запомнили, новыми четырьмя строками. Таким образом потешка- небыличка мо-жет повторяется бесконечное количество раз дополняется новыми строками. Это звучит примерно так:

Из- за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке (кобылке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках. Да-а-а-а!

Дети на телятках, Внуки на козлятках. Съехали с гор, Развели костер. Да-а-а-а!

Съехали с гор, Развели костер, Кушают кашку, Слушают сказки. Да-а-а-а!

8 часть: Воспитатель приглашает малышей поиграть с игрушками, изображающими живот-ных, которые заранее приготовлены на столах в другой части комнаты.

ЗАНЯТИЕ ПО ПОТЕШКИ «КОЗА- ХЛОПОТА»

(для детей от 2 лет бмес. до 3 лет).

Цель: Закрепить и расширить знания детей о домашних (коза и козлята) и диких (волк, медведь, лиса). Обратите внимание на отличительные особенности последних: волк- серый и у не-го длинный хвост; лиса- рыжая, у неё тоже длинный хвост, но пушистый; медведь- самый боль-шой из всех зверей у него короткий хвост, густая коричневая шерсть. Перед занятием показать картинки, на которых эти животные изображены реалистически. Во второй части занятия с помо-щью потешки бережно ввести детей в мир сказочных образов волка, медведя, лисы, которые пред-ставлены как сила, противостоящая добру. В процессе чтения и инсценирования потешка высве-тит образ козы- доброй и мудрой матери, оберегающей своих детей. Создать при чтении настрое-ние чуткого внимания.

Материал: Персонажи потешки по типу «фланелеграф», елочки, изображение избушки.

Ход занятия:

1 часть: Рассматривание плоскостных изображений диких животных. Воспитатель: Дети, посмотрите, кто это? Рыженькая с пушистым хвостом? Правильно, лиса. Зеленые глазки, хитрая мордочка. Воспитатель предлагает малышам подойти и рассмотреть повнимательней сначала изо-бражение лисы, затем волка, сравнить их. Вначале подчеркиваются яркие особенности, скажем, волка: шерсть серая, серый хвост, не такой длинный и не такой пушистый, как у лисы. Глаза у волка зеленые, смотрят сердито. Волк злой.

2 часть: Рассматривание плоскостных изображений козы и козлят. Дети должны отметить: у козы длинные рога, шерстка белая, пушистая, на ногах - копытца. Воспитатель поясняет значе-ние словосочетаний: «коза-хлопота, день-деньской занята». Далее воспитатель акцентирует вни-мание детей на козлятах, неоднократно называя их сама и побуждая своих воспитанников.

3 часть: Чтение потешки без наглядного сопровождения текста. Коза-хлопота День-деньской занята:

Ей- травы нащипать,

Ей- на речку бежать,

Ей- козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла.

4 и 5 части: Чтение потешки с наглядным сопровождением текста.

Публикации по теме:

Основной методический прием является игра. Наш коллектив старается, как можно больше проявлять инициативу, поддерживать творческие порывы в поисках наиболее эффективных средств и.

Отчет по самообразованию Тема: «Развивать эмоциональную отзывчивость детей средствами фольклора». Цель: развивать эмоциональную речь детей средствами фольклора.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспекты занятий с использованием русских фольклорных произведений — потешек (от 1 года до 3 лет)
Опубликовано: 19 ноября 2012 в 19:04
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...
Дидактические игры в развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных...