Получи документы

Конспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возраста (3 фото)

Елена Желудкова
Конспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• учить составлять описательный рассказ, используя модель (схему, отражающую последовательность изложения текста;

• обогащать словарный запас детей : «портрет», «портретист», «автопортрет»;

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Необычные художники“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• закреплять умение различать эмоциональные состояния (радость, грусть, испуг, называть, описывать их в различных ситуациях; знакомить детей с фразеологизмами, обозначающими эти состояния;

• создавать условия для формирования предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства (знакомить детей с профессией художника, портретным жанром в живописи);

• воспитывать патриотические чувства, стремление совершать добрые дела и поступки.

Предметно – развивающая среда :

(мероприятие проводится в музыкальном зале) столы, стулья по количеству детей, мультимедийный проектор, проекционный экран, электронное дидактическое пособие (презентация см. Приложение1, «сундучок», зеркало по количеству детей, автопортрет педагога.

Предварительная работа:

• Игровое упражнение «Скажи, какой?» или «Скажи наоборот»;

( например: нос – большой, маленький, курносый, широкий, длинный, прямой;

губы – большие, маленькие, тонкие, пухлые;

брови: густые, прямые, дугой).

• Пантомимические этюды;

• Рассматривание репродукций картин из серии «Мир искусства»;

• Знакомство с творчеством русских художников (беседы, чтение художественной литературы).

Фото «Необычные художники»

Ход мероприятия:

Воспитатель: Дети, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы знаете, как называется наша страна?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, у нашей страны красивое, звучное имя – Россия. Давайте повторим его вместе.

Слайд 2.

Вот так наша страна выглядит на карте. В ней много удивительного: красивая природа, большие города, замечательные люди разных профессий, прославившие ее своим трудом. Какие профессии вы знаете? Кем вы мечтаете стать, когда вырастете?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь послушайте загадку и угадайте профессию человека, с которой я хочу вас познакомить.

Слайд 3.

У него есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть,

И бумаги плотный лист.

А еще – мольберт - треножник,

Потому что он …

Ответы детей.

Слайд 4.

Воспитатель: А почему вы решили, что это загадка про художника?

Ответы детей.

Воспитатель (обобщает ответы детей) : В загадке перечислены предметы, которыми работает художник. Все вместе они называются рабочие инструменты. Художник – это профессия человека. Он рисует, или по - другому – «пишет» картины. Как вы думаете, для чего он это делает?

Ответы детей.

Воспитатель (обобщает ответы детей) : Художник желает нам показать красоту окружающего мира, людей, и даже самых простых вещей и предметов. В своих картинах он будто рассказывает о том, что увидел, запомнил, что его удивило, порадовало или может быть огорчило. Ему хочется, чтобы и другие люди, поглядев на картину, почувствовали то же, что и он.

В России много известных художников. Жили они в разные времена. С одним из них сегодня мы познакомимся поближе.

Слайд 5.

Внимание на экран. Это известный русский художник Валентин Александрович Серов. Его картины знает весь мир. Все художники разные - одни пишут картины про природу (пейзаж, другие любят изображать посуду, цветы, фрукты и овощи (натюрморт). Серов больше всего любил изображать на картинах людей. Называют такие картины «портрет», а художника, который рисует портреты, называют «портретист».

Все вместе повторим эти слова, чтобы запомнить «портрет», «портретист». Посмотрите на эти портреты.

Слайд 6, 7, 8.

Дети рассматривают репродукции «Девочка с персиками», «Мика Морозов» «Портрет Ермоловой».

Слайд 9.

Воспитатель Чем похожи все картины? Чем отличаются? Что можно узнать, глядя на портрет?

(Например - кто изображён, возраст, пол, профессию, настроение и др.).

Ответы детей.

Воспитатель: На портрете могут быть взрослые, дети, мужчины, женщины разного возраста. Если на картине женщина, то портрет называется женский, если мужчина – мужской портрет, а если ребёнок – детский портрет.

Слайд 10.

Воспитатель: Художник Серов даже нарисовал сам себя. Такие картины называются «автопортрет».

Повторить слово всем вместе.

На портретах художники изображают не только лица людей, их позы, одежду, но и настроение. Настроение бывает разным. Зависит оно от того, какие чувства (или эмоции) испытывает человек.

Слайд 11.

Я предлагаю вам игру «Угадай настроение».

Посмотрите на экран и угадайте, какое у человека настроение. Что он чувствует?

Слайд 12 «Радость».

Воспитатель: Что испытывает человек? Почему вы так решили?

Ответы детей.

(Например - глаза прищурены, улыбка на лице).

Воспитатель: Когда вы испытывали радость?

Ответы детей.

Воспитатель: А ещё про радостного человека можно сказать так: «рот до ушей» или «смешинка в рот попала».

Слайд 13 «Грусть».

Воспитатель: Что можно сказать о настроении этого человека? Почему так думаете?

Ответы детей.

(Например - кончики губ опущены, из глаз капают слёзы, брови сдвинуты).

Воспитатель: Про грустного человека говорят такими словами «глаза на мокром месте», «нос повесил». Вам жалко этого человечка? Как его можно развеселить?

Слайд 12 «Страх, испуг».

Воспитатель: Что чувствует этот человек? Как догадались?

Ответы детей.

(Например - широко раскрыты глаза, приоткрыт рот, брови приподняты).

Воспитатель: А вам было страшно? Как сказать по - другому о человеке, который боится?

Ответы детей (трусливый, трусит, испуган, пугается).

Воспитатель: Про испуганного человека говорят «ни жив, ни мёртв», «от страха душа ушла в пятки». А среди вас есть трусишки? А если человек ничего не боится, как о нём можно сказать? Какой он?

Ответы детей

(Смелый, храбрый, отважный).

Физкультминутка (движения выполняются в соответствие с текстом).

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Дети садятся на места.

Воспитатель: Глядя на портрет, можно многое узнать. Художник будто рассказывает нам о человеке с помощью красок, карандашей, кисти, бумаги. А вам так хотелось бы попробовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Но чтобы написать портрет, художнику нужно потратить немало сил и времени: получить профессию (в училище, институте, подготовить рабочие инструменты, представить себе, что нарисовать сначала, что позднее, сделать множество набросков (лёгких, едва заметных линий). Я думаю, что вам не захочется так долго ждать, верно? Как же нам поступить?

Предположения детей.

Воспитатель: Выход есть. Вы станете необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами. Но для этого надо отгадать, что за предмет спрятан в волшебном сундучке! (внести сундучок).

Есть в сундучке моём портрет,

Во всем на вас похожий.

Вы засмеётесь — и в ответ

Он засмеется тоже.

Кто догадался, что за предмет? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель достаёт из сундучка зеркало, читает отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милей,

Всех румяней и белей?

Воспитатель: Кто так разговаривал со своим зеркальцем?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, отгадали предмет, теперь вы – необыкновенные художники! Я научу вас рисовать словами – сначала внимательно рассмотрю себя в зеркале, а потом расскажу вам о своём лице, моём настроении (нарисую автопортрет словами).

Рассказ воспитателя (образец).

А теперь ваша очередь рисовать словами. Помогать в этом вам будет зеркало (поставить на столы по количеству детей) и картинка – подсказка.

Слайд 13.

Воспитатель: Рассказывать по такой картинке – подсказке очень легко: не надо думать с чего начать, о чём дальше рассказывать, чем завершить рассказ. Надо просто не пропустить ни одного окошечка. Попробуем?

Напомнить последовательность рассказа, дать время рассмотреть себя в зеркале.

Воспитатель: И так, необыкновенные художники, кто первым нарисует свой автопортрет словами?

Рассказы 3- 4 детей.

Воспитатель: Ну вот, вы и научились необычно рисовать словами! Молодцы! Я горжусь вами! Замечательно справились!

(Дать индивидуальную оценку каждому ребёнку).

Поиграйте дома в «необычных художников» с близкими: мамой, папой, бабушкой, сестрой. Научите их тоже рисовать словами, вот увидите, им понравится.

Конспект занятия по речевому развитию  для детей старшего дошкольного возраста - фото

Слайд 14.

Дети, будущее нашей страны России во многом зависит от вас, от того, какими вы вырастете, что доброго и полезного сможете для нее сделать. И я надеюсь, что кто – то из вас обязательно станет настоящим знаменитым художником и прославит нашу Родину, наш родной город своими известными картинами. А пока будьте дружными, не ссорьтесь, любите своих друзей, близких, и почаще улыбайтесь.

Я предлагаю вам нарисовать свои автопортреты и подарить друг другу, а я свой уже нарисовала и дарю вам (вручает детям рисунок).

Литературные источники:

1. Ковалёва Г. А. Воспитывая маленького гражданина. М. : Аркти, 2010г.

2. Пронина О. И. Звук. Слово. Речь. Рязань, 2009 г.

3. Савушкина Е. В. Ребёнок, речь, живопись. Рязань, 1999 г.

4. Ушакова О. С. Придумай слово. М. : ТЦ «Сфера», 2010г.

5. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения конспекты занятий. Под ред. О. С. Ушаковой, М. : ТЦ «Сфера», 2001г.

6. Художественно – эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия. Волгоград, «Учитель, 2010г.

Электронные ресурсы:

1. https://ds50.ru

2. https://www.maam.ru

3. https://konspekt.vscolu.ru

4. https://infourok.ru

5. https://dohcolonoc.ru

6. https://doshvozrast.ru

Публикации по теме:

Консультация «Использование онлайн-игр по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста» Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей с ОВЗ посредством использования онлайн-игр. Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Рассказывание на заданную тему» Программные задачи: Обучающие: связная речь - учить составлять короткий рассказ на заданную тему; звуковая культура речи - учить подбирать.

Конспект НОД по речевому и социально-коммуникативному развитию «Семья» для детей старшего дошкольного возраста https://yadi.sk/i/F220IFijmvr75]https://yadi.sk/i/F220IFijmvr75. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская,.

Конспект НОД «Волшебное зазеркалье» по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Используя технологии.

Конспект по речевому развитию с применением технологии «Путешествие по карте» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Конспект «Путешествие по Африке" Цель: Использование технологии «Путешествие по карте» и развивающего игрового пособия Воскобовича «Коврограф.

НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам»НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам» .

Примерный план-конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Цветы» Примерный план – конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Работа педагога по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста В ФГОС ДО сказано, что речевое развитие дошкольника формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой.

Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Песочные художники»Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Песочные художники» Развивающее упражнение с кинетическим песком для воспитанников старшей группы «Песочные художники» Цель: развитие пространственного воображения,.

Занятие по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Хлеб, хлеб, хлебушек» Цель: создать условия для формирования у воспитанников бережного отношения к главному достоянию человечества – хлебу. Задачи: • Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 марта 2016 в 09:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД