Папки-передвижки

Конспкт занятия «Мордовская народная сказка «Пусточейка»

Татьяна Воронина
Конспкт занятия «Мордовская народная сказка «Пусточейка»

Цель: приобщить детей к миру мордовской художественной литературы.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с мордовской народной сказкой «Пусточейка»;

- познакомить детей с национальной сказкой;

- совершенствовать умение у детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению.

Развивающие:

- развивать умение слушать сказки;

-развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки;

Публикация «Конспкт занятия „Мордовская народная сказка „Пусточейка“» размещена в разделах

- развивать связную речь.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Материалы и оборудование: текст сказки, кукла мордовка, плетеная корзинка, маски «ворона», «лиса», «синица», книжка – малышка «Мордовская народная сказка «Пусточейка», аудиозапись мордовской народной песни «Не найдешь».

Предварительная работа: чтение мордовских народных сказок.

Методы и приемы: словесные (беседа о Мордовии, мордовском народном творчестве, практические (театрализация отдельных эпизодов сказки «Пусточейка»; подвижная игра «В ключи»); слушание аудиозаписи мордовской народной песни «Не найдешь».

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла - мордовочка.

Кукла: Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам в гости из мордовского села. И принесла с собой волшебную корзиночку, в которой находятся мордовские сказки. Эти сказки создал мордовский народ.

Воспитатель: Дети, а ведь мордовочка пришла к нам не просто так. Как называется республика, в которой мы живем.

Дети: Мы живем в республике Мордовия.

Воспитатель: А какой зверь изображен на гербе нашей республики Мордовия?

Дети: Лиса.

Кукла: Ребята, а вы хотите послушать мордовскую сказку, в которой тоже упоминается хитрая лиса? (Ответы детей). Тогда я вам расскажу мордовскую сказку "Пусточейка".

Жила была синица. Звали ее Пусточейка. Вывела Пусточейка птенчиков, пищат они – есть просят. Услыхала лисица писк, побежала к дереву, на котором синица свела гнездо, и говорит:

-Пусточейка – чейка,

кинь мне птенчика,

а не то я тебя съем!

Испугалась синица, бросила вниз птенчика. Лиса тут же его съела и ушла. Но на другой день снова приходит:

-Пусточейка – чейка,

кинь мне птенчика,

а не то я тебя съем!

Пусточейка сбросила лисице второго птенчика. А сама плачет горькими слезами заливается…

Летела мимо тетушка Ворона и спрашивает:

- Отчего, Пусточейка, слезы льешь? Кто тебя обидел?

- Как же мне не плакать. Тетя Ворона, - отвечает синица. – Повадилась лисица к моему гнезду, каждый день птенца требует. А не то, говорит, я тебя съем.

- Ты сделай так, - посоветовала Ворона,- Как придет в следующий раз лиса и станет птенца требовать, а ты ей в ответ:

- Куделя-хвост, берестяная нога,

через бревно не перескочишь, до меня ли тебе добраться!

Вот опять приходит лиса и заводит песенку:

-Пусточейка – чейка,

кинь мне птенчика,

а не то я тебя съем!

А синичка отвечает:

- Куделя-хвост, берестяная нога,

через бревно не перескочишь, до меня ли тебе добраться!

- Кто тебя, Пусточейка, научил таким словам?

- Тетя Ворона.

- Ах, так! – рассердилась лиса. – Ну хорошо же.

Побежала лиса искать ворону, нашла ее на опушке леса и говорит:

Ты, ворона, научила Пусточейку, как тот меня отделаться – за это я тебя съем!

- Ладно, говорит Ворона. – Только ты меня сначала повкуснее сделай. Дай мне горшок каши и горшок масла, я наемся каши с маслом и такая вкусная стану – ничего на свете нет вкуснее.

- А где я кашу с маслом возьму?

- В деревне у мордвы укради.

Согласилась лисица. Украла в деревне горшок каши и горшок масла. Принесла Вороне.

- Я буду кашу с маслом есть на горе, - говорит Ворона. – А ты ложись под горой. Рот пошире раскрой и жди. Как всю кашу и масло съем, прямо в рот к тебе и залечу.

Легла под горой лиса, раскрыла пасть и ждет. А тетушка Ворона наелась в свое удовольствие и полетела в лес спать на высоком дереве. Когда пролетала над лисой, крикнула:

- Куделя-хвост, берестяная нога,

до Пусточейки не добралась –

а до меня и подавно не доберешься!

Лиса туда – сюда, а Вороны и след простыл.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка? Эту сказку сочинил мордовский народ. Кто вам больше запомнился? Какая была Пусточейка? Кто еще был в сказке? Кто обманул лису? Чем закончилась сказка?

Воспитатель: Кукла – мордовочка, а наши дети могут не только рассказывать, но и показывать сказки.

(Показ детьми в масках «синицы», «вороны» и «лисы» одного из эпизодов сказки).

Кукла: Ребята, какие вы молодцы! Так хорошо показали и рассказали сказку. А сейчас я предлагаю вам поиграть в мордовскую народную игру «В ключи».

«В ключи»

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)

Правила игры: играют все дети. Они садятся по периметру ковра на стульчики. Один игрок стоит посередине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

- Дядя (тётя, у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

- Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех. Последний ему советует:

- Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, кто-то из играющих опять остаётся без места. Игра повторяется сначала. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

Кукла: Но сначала с помощью считалки мы выберем ведущего

Считалка

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошел,

Лисий хвост нашел.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Рыжий хвост отдать просила.

(Звучит мордовская народная песня «Не найдешь»).

Кукла: Как мне у вас понравилось, но пора в свое село возвращаться (прощается с детьми).

Воспитатель: Дети, кто к нам в гости приходил? С какой сказкой нас познакомила кукла – мордовочка? Кто главные герои сказки? А в какую игру научила нас играть кукла? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Фотоотчет о театрализованной деятельности по русской народной сказке «Теремок»Фотоотчет о театрализованной деятельности по русской народной сказке «Теремок» Полезным увлечением для любого ребёнка является театрализованная деятельность. Она способствуют общему развитию; проявлению любознательности,.

Конспект НОД «Русская народная сказка «Маша и медведь» Испoльзуемые сoвременные oбрaзoвaтельные технoлoгии: игрoвaя. Цель: прoдoлжение изучения скaзки «Мaшa и медведь». Зaдaчи: • рaзвивaть.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Русская народная сказка «Хаврошечка» Конспект открытого занятия по развитию речи. Русская народная сказка «Хаврошечка» Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки.

Конспект занятия НОД. Русская народная сказка «Маша и медведь»Конспект занятия НОД. Русская народная сказка «Маша и медведь» Конспект занятия НОД Ознакомление дошкольников с литературой и фольклором, вторая младшая группа. Русская народная сказка «Маша и медведь».

Конспект занятия по формированию устной речи у детей группы раннего возраста. Тема: Русская народная сказка «Курочка Ряба» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию устной речи и навыков речевого общения на основе владения литературного языка своего народа у детей группы.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери» Программное содержание. Познакомить детей с татарским народным творчеством. Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и лапоть» Развитие речи. (Средняя группа). Знакомство со сказкам. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и лапоть». Цель: Обучающая: совершенствовать.

Русская народная сказка «Колобок» (средняя группа) Автор: Жили-были старик со старухой. (Выходят садятся на лавочку) Дед: Бабка, испеки, ты нам, колобок. Бабка: Из чего я испеку, муки-то.

Русская народная сказка «Теремок» (показ кукольного спектакля) Примерная технологическая карта образовательной деятельности по сказке «Теремок» Вид образовательной деятельности: Познавательно – коммуникативная.

Русская народная сказка в стихотворном переложении «Снегурушка и лиса» Старик со старухою жили да были, Внучку Снегурушку вместе растили. Летом в деревне одна благодать - Ягоды стали в лесу поспевать. Прутики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспкт занятия «Мордовская народная сказка «Пусточейка»
Опубликовано: 9 марта 2017 в 09:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД