Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования «Воздух и вода нам нужны всегда»

Марина Куксина
Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования «Воздух и вода нам нужны всегда»

Программные задачи: Расширить и уточнить знания детей о воде и воздухе; об основных причинах их загрязнения, мероприятиях по защите их от загрязнений. Формировать интерес к экспериментальной работе. Развивать речь, мышление, любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру.

Цель: Учить детей пользоваться предметами из мини – лаборатории (стаканами с водой, соломинкой); внимательно слушать воспитателя и отвечать на его вопросы, используя в ответе сложные предложения; учить говорить детей грамотно, обогащать словарь детей прилагательными, глаголами; активизировать словарь детей словами «смог», «круговорот». Развивать психические процессы: память, речь, воображение; развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, познавательную активность. Воспитывать организованность, дисциплинированность, умение действовать по инструкции воспитателя, чувство взаимопомощи.

Предварительная работа: беседы по теме; чтение художественной литературы; проведение опытов с зерном; игры с водой и воздухом.

Материалы: 1. Для опытов детей – стаканы с чистой питьевой водой, соломинка, воздушный шарик (все по количеству детей); для индивидуального опыта – прозрачные сосуды разной формы; 2. Для опытов воспитателя – три бутылки с водой, гуашь, дезодорант (пихта, апельсин);

3. Для индивидуального опыта - 3 сосуда разной формы;

4. Картинки – правила защиты природы (5 штук) и 4 другие картинки, фотографии «завод с дымящейся трубой»; «смог над городом».

5. Для Незнайки – сетка с мусором, бутылка с грязной водой.

ХОД

I. Ребята, вчера перебирая книги в нашей библиотеке, мне попалась в руки очень интересная и поучительная сказка. Я хочу вам сейчас ее рассказать. Послушайте.

Встретились однажды Воздух и Вода и затеяли спор – кто из них важнее. «Вот исчезну с Земли и высохнет все вокруг» - твердила Вода. «А ты думаешь без Воздуха кто-нибудь выживет, дышать нечем будет!» - спорил ей в ответ Воздух. И шел мимо Мудрый Человек. «Я помогу, - сказал он, - разрешить ваш спор». «Мои волшебные зерна покажут, кто из вас главнее».

Посадил он одно зерно в горшок, но не стал поливать его. Зерна во втором горшке Мудрый человек поливал водой, но плотно закрыл их, чтобы воздух не попадал. А зерна в третьем горшке дышали воздухом и их поливали водой. Прошло несколько дней. (показ горшочков с ростками, которые дети садили ранее).

- Что же произошло с зернами? (ответы детей)

- А как вы думаете, что ответил Мудрый Человек Воздуху и Воде? (Вода и Воздух одинаково необходимы для всего живого не Земле)

- А чтобы больше узнать о Воздухе и Воде, я предлагаю вам провести интересные опыты.

II. Экспериментальная деятельность.

1. Определение воды на вкус (вывод детей – вода безвкусная).

2. Определение запаха воды (вывод детей – вода не имеет запаха).

3. Определение прозрачности (вывод детей – вода прозрачная).

4. Ощущение воды (вывод детей – воду мы ощущаем, когда прикасаемся к ней).

5. Индивидуальный опыт – определение формы воды (вывод – вода принимает форму того сосуда, в который ее нальют)

Молодцы, вы как самые настоящие ученые столько много узнали о воде и рассказали мне.

А я вот умею показывать фокусы с водой. Посмотрите, какую чистую и бесцветную воду налила я в эти бутылочки. И стоит мне немножко поколдовать и вода из прозрачной превращается в … красную, зеленую, синюю (густая гуашь намазывается на крышку бутылки, при встряхивании бутылки, вода окрашивается).

Вывод – вода может менять свой цвет.

- А сейчас вопрос нашим дорогим гостям: «Что такое круговорот воды в природе?» Забыли. Мы с ребятишками сейчас напомним вам.

III. Физминутка

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река,

Река полноводно бежит на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:

Сгущается влага над ним как сметана,

Она поднимается выше. Пока

Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки.

Все это и зовут в народе:

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

IV. Воду мы видим, можем ее попробовать, потрогать. А где же воздух? Давайте с вами попробуем увидеть, услышать и даже почувствовать воздух.

1. Опыт с соломинкой.

Мы с вами дышим (делают вдох – выдох, делают вывод, что воздух не видим). А теперь вдохните и выдохните через соломинку в стакан (вывод детей – пузырьки в воде, это и есть тот воздух, который мы выдыхаем).

2. Опыт с шариком. (совместно с воспитателем)

Надуйте шарики и зажмите их. Послушайте, как звучит воздух из моего шарика. А теперь послушайте воздух, который в ваших шариках. Какое свойство воздуха мы с вами определили с помощью этого опыты (воздух можно услышать, воздух звучит).

Это свойство воздуха положено в основу изготовления духовых музыкальных инструментов. (ребенок демонстрирует игру на музыкальном инструменте).

3. Воздух обладает удивительным свойством – впитывает любые запахи. (дети закрывают глаза, в первом ряду брызнуть пихтовым дезодорантом, а во втором – апельсиновым). Дети отгадывают какие запахи они почувствовали. (вывод детей – воздух можно почувствовать, воздух впитывает запахи).

V. Раздается стук в дверь, входит испачканный Незнайка.

Незнайка: Я решил сходить на рыбалку и посмотрите, что я поймал (сетка с мусором). Потом я решил искупаться и вышел из воды вот таким грязным (вертится).

Ой, я вспомнил! На берегу я видел длинную трубу, которая тянулась от завода, из нее текла черная вода (достает бутылку). А еще там стояла высокая труба, из нее выходил разноцветный дым. Вот такой (показывает картинку). Вдохнул я воздух с дымом и закашлялся, так мне стало плохо.

- Знаете, дети, я поняла: через Незнайку Вода и Воздух решили привлечь к себе внимание, пожаловаться, дать нам понять, что нуждаются в нашей помощи и защите.

Незнайка, ты пока посиди, а мы с ребятами сейчас придумаем, как помочь Воздуху, Воде, да и вообще всей Природе.

Ребята, как вы думаете, на что могут жаловаться Вода и Воздух? (выбрасывают мусор, не экономят воду, свет, жгут костры, вырубают деревья, моют в реках машины).

Незнайка: А я еще знаю, что большой вред Воздуху наносят выхлопные газы автомобилей. В городе в безветренную погоду может образоваться смог. Смог — ядовитая смесь дыма, тумана и пыли. (показ картинки)

Правильно, Вода и Воздух жалуются на то, что люди не берегут их чистоту, загрязняют их, выбрасывают в реки и воздух различные отходы.

- Ребята, а давайте попробуем обозначить основные правила защиты Природы. Необходимо найти нужный плакат и рассказать, к чему он призывает. (из 9 плакатов выбирают 5, выстраиваются и объясняют содержание плаката).

- У кого есть еще дополнения?

Я тоже хочу добавить: люди должны строить на заводах очистные сооружения, ставить фильтры для очистки воды и воздуха; меньше использовать автомобили, а больше ходить пешком или передвигаться на велосипедах.

А закончить наше занятие мы хотели бы призывом ко всем: (читает ребенок)

Не лейте понапрасну воду,

И зря не жгите свет и газ,

Давайте сохраним природу

Для тех, кто будет после нас!

Публикации по теме:

Презентация для детей. Младший возраст. Геометрические фигуры в загадках. Цели: Образовательная: - уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
  • Животные
  • Экология
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования «Воздух и вода нам нужны всегда»
Опубликовано: 17 июля 2013 в 10:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Спасибо сайту МAAM, за то что дружбу дарит нам!
Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Спешу поделиться радостью - ровно год как я зарегистрировалась на сайте МААМ. Теперь уже любимом и родном! С...
Сценарий выпускного 2017 год в группе «Василёк»
Выпускной в группе «Василёк» Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой выпускников. Раскрыть творческие возможности каждого ребенка....
Образовательная среда — Центр «Литература»
Исследования профессора Джона Стейна говорят о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Ученый уверен,...
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста «Осьминожки»
Тепло приветствую всех, кто ко мне заглянул! Как вы могли догадаться по снимку, сегодня речь вновь пойдёт об осьминогах. Расскажу, как мы рисовали...
Любимым маамовцам
Здравствуйте, дорогие мои маамовцы! Я спешу высказать вам, огромные слова благодарности - за ваши потрясающие комментарии и душевные слова. Каждый вечер,...