Конструирование из бумаги в технике оригами как средство развития дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)

Эльвира Холодова
Конструирование из бумаги в технике оригами как средство развития дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)

В настоящее время вопросы развития способностей привлекают все больше внимания. Стало очевидным, что расширившееся поле знаний, которыми владеют современные дети, при обучении в школе не приносят желаемых результатов.

Следовательно, необходимо позаботиться о том, чтобы сформировать у ребенка активность в познании окружающего мира, решении познавательных задач, подготовить его к осознанному получению знаний.

По мнению З. В. Литвака, развитию творческих способностей дошкольников способствует художественно-творческий тип конструирования из природного материала и бумаги.

Слабовидящие дети испытывают сенсорную, эмоциональную и социальную депривацию.

Только использование комплексной системы медико – психолого – педагогического воздействия при коррекции и компенсации зрительного дефекта даёт возможность детям с нарушением зрения достичь высокого уровня развития. В этом случае преодолевается негативное влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так и интеллектуальной и эмоциональной сфер личности слабовидящего ребенка.

В своей работе воспитателя в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением зрения я стараюсь использовать такие методы и приёмы, которые способствовали бы не только всестороннему развитию детей, но служили бы корригирующим основной дефект средством.

Оригами, как одна из техник конструирования из бумаги, будет, по моему мнению, ценным помощником педагогам в работе по данным направлениям, так как: во-первых, для дошкольников характерно желание творить, а также стремление к получению быстрого результата; во-вторых, оригами обладает огромным развивающим эффектом.

Оригами – это сложение различных фигур из бумаги. Простейшие способы конструирования поделок в технике оригами основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикале, по горизонтали, по диагонали и последовательном сгибании бумаги в разных направлениях и т. п.

Развивающий потенциал оригами высок. Процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих образовательных и развивающих задач.

Превращение листа бумаги в игрушку, дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что параллельно учатся находить вертикаль, горизонталь диагональ квадрата, делят целое на части, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги.

В процессе целенаправленного обучения конструированию из бумаги дети учатся анализировать, сравнивать, соотносить, развивается умение самостоятельно находить способы решения задач и пользоваться ими при построении собственной деятельности.

Кроме того, занятия оригами способствуют и развитию психических процессов, таких как внимание, память, мышление и воображение.

Без внимания, особенно зрительного, невозможно сложить изделие; ведь в оригами нужно точно выполнять действия, соблюдая определенную их последовательность, четко следовать образцу. Поэтому ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснении и показе педагога.

На занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов, способы и последовательность выполнения приемов, так как в оригами все взаимосвязано.

Из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у них появляется желание создавать что-то свое, новое, т. е. у них развивается воображение.

Помимо всего выше сказанного, у ребенка в процессе конструирования воспитываются волевые качества: желание довести дело до конца, стремление выполнить поставленную задачу, настойчивость, аккуратность.

Таким образом, конструирование из бумаги развивает у детей пространственное мышление, наблюдательность, восприятие цвета, формы, величины, количества, творческие и логические способности, что в свою очередь в значительной мере способствует подготовке детей к школьному обучению.

Ведущий способ при изучении геометрических понятий – это моделирование. Для ребенка дошкольного возраста оптимальным является вещественное моделирование – конструирование. В данном случае из бумаги в технике оригами. Эта моделирующая конструктивная деятельность позволяет построить наглядную, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого понятия или отношения. Моделирование помогает воплотить абстрактные геометрические понятия в форму, воспринимаемую сенсорикой ребенка.

Наличие первичного дефекта (нарушение зрения) оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития детей. Имеющиеся отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредования, в частности – вербализации, искажению познания окружающего мира.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития детей в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Для решения этой задачи в нашем детском саду для детей с нарушением зрения весь образовательный процесс построен так, что он представляет собой систему интегрированных, комплексных и взаимодополняющих образовательных и коррекционных мероприятий, удовлетворяющих особые потребности детей с нарушением зрения.

Оригами как раз и является одним из многофункциональных методов развития детей с нарушением зрения.

У дошкольников с нарушением зрения наблюдается низкий уровень координации движений рук, моторики кисти и пальцев, навыков ориентировки в микропространстве. Оригами способствует компенсации этих отклонений, т. е. коррекции сенсорной депривации.

Для детей с нарушение зрения техника оригами выступает как дополнительный метод развития зрительных функций, прослеживающих функций глаз, зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительного сосредоточения на воспринимаемом объекте, а так же развития ориентировки в микропространстве, навыков анализа и синтеза зрительных образов.

Выполняя поделки из бумаги разной формы, цвета и размера, у детей развивается восприятие цвета, формы, величины, количества, пространственного расположения предметов.

В процессе изготовления поделок в технике оригами детьми старшего дошкольного возраста решаем следующие программные коррекционные задачи:

• целенаправленно формировать у детей представлений о зрительных сенсорных эталонах,

развивать предметность восприятия, способов обследования предметов окружающего мира и на этой основе создание целостных представлений о предметном мире,

• учить различать основные цвета и оттенки,

• продолжать развивать тонкую зрительную дифференцировку при восприятии цветов и оттенков в большом пространстве.

• учить дополнять знакомую форму недостающей частью,

• учить узнавать предмет в неполном предметно-силуэтном изображении,

• учить целостно прослеживать контур предметов сложной конфигурации.

Методика обучения технике оригами детей с нарушением зрения такая же, как и нормальновидящих и строится на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления конкретной игрушки. Занятия по конструированию из бумаги строятся с учетом зрительных диагнозов и возможностей детей, а также специфики организации учебной деятельности с детьми с нарушением зрения.

На каждом занятие проводится комплекс упражнений зрительной гимнастики, для снятия зрительного напряжения и утомления с глаз. Часто гимнастика проходит со стихотворным сопровождением соответствующим теме занятия. Обязательно используем физкультминутки, так как поза при конструировании статична, и дети быстро утомляются.

Прежде чем приступить к изготовлению игрушек, отрабатываем с детьми самые простые приемы складывания квадрата. В первую очередь учим детей аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.

Основные упражнения:

- сложить квадрат по диагониали,

- сложить квадрат пополам,

- найти центр квадрата, складывая его по диагонали,

- найти центр квадрата, складывая его по полам,

- загнуть углы квадрата к центру и др.

Способы конструирования базовых фигур отраба ываем с детьми вне конкретного занятия, чаще индивидуально, а затем используем как основу для изготовления ряда поделок.

Например: «Воздушный змей» базовая фигура для изготовления фигурок «Щенок», «Гусь», «Уточка», «Лебедь», «Скворец» и т. д.

Конструирование из бумаги в технике оригами как средство развития дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)

Затем детям дается возможность самостоятельно применить усложненные способы для новых поделок. Благодаря этому у детей вырабатывалась способность конструировать самостоятельно и творчески.

Практика показала, что с особым интересом дети относятся к играм-сказкам, которые строятся на образном восприятии и обыгрывании каждого промежуточного этапа изготовления изделия.

Наряду со сказками на занятиях по конструированию из бумаги используются стихотворения, иллюстрирующие получившуюся поделку.

Лиса.

Я хитрая лиса –

Леса темного краса.

По полянке пробегу,

Зайца в елках стерегу,

Хоть и белый ты зимой,

Не удрать тебе, косой.

Ракета.

Я, по честному скажу,

Без работы не сижу.

Я ракету из бумаги

В две минуты смастерю,

Ну а если захочу,

На Луну я полечу.

При знакомстве с техникой оригами, чтобы объяснение было более доходчивым, приводятся ассоциации: сказочные отступления, сходство получаемых фигур с реальными предметами («Дверь», «Дом», «Катамаран», «Воздушный змей» и т. п.) К тому же, при складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответы на вопросы: «Зачем? Как? Почему?» и т. е. мыслить, размышлять.

Готовые поделки широко используем в других видах детской деятельности, особенно игровой. С помощью бумажных фигурок показываем театрализованные представления, инсценируем знакомые стихи и песенки. Сложенные из бумаги мебель, транспорт, домики используем как атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Из всего выше сказанного видно, что использование многофункциональных методов и техник обучения, таких как оригами, способствует всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе занятий по конструированию в технике оригами создаются благоприятные условия для развития неполноценной зрительной системы детей, повышается эффективность преодоления патологий зрения, и осуществляется комплексное воздействие на общее развитие детей с нарушением зрения. А также создаются условия для формирования учебной деятельности и подготовки детей к обучению на следующей ступени образования.

Публикации по теме:

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Презентация по кружковой работе «Оригами в детском саду» Тема: "Оригами - как эффективное средство развития, умственного, нравственного и речевого развития детей 5-7 лет " Цель:Развитие познавательных.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конструирование из бумаги в технике оригами как средство развития дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 22:59
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по аппликации в старшей группе. Паровоз.
МБС( К) ОУ «специальная ( коррекционная) начальная школа – детский сад №10» Конспект Непосредственно образовательной деятельности по аппликации На...
В рамках проекта «Калейдоскоп цветов» НОД «В мире цветов».
1. Цели: Расширять представления детей о цветах. 2. Активизировать словарь по теме "Цветы". 3. Развивать внимание, мышление, умение классифицировать и...
Фотоотчет об аппликации «Ласточки на проводах»
Совсем недавно на прогулке мы увидели ласточку сидящею на проводе. Уж очень она понравилась ребятам , и мы решили обязательно смастерить ласточку, только не...
Отчет о проведенном празднике «Рождественские встречи» старшая группа
Рождество Христово - один из самых больших и светлых христианских праздников. Большая работа по подготовке и проведению праздника была сделана с помощью...
Мастер-класс «Кукла из фетра»
Здравствуйте, уважаемые друзья и гости сраницы. Сегодня хочу показать и рассказать, как я шила маленькую куклу из фетра. Увлеклась шитьем из фетра совсем...