Конструирование среды дошкольного образовательного учреждения как условие формирования экономической культуры детей старшего

Светлана Треглазова
Конструирование среды дошкольного образовательного учреждения как условие формирования экономической культуры детей старшего

В современных условиях к образованию предъявляются новые требования: содержание, передаваемое в образовательных системах, должно подготовить человека к жизни и деятельности в новых экономических условиях. Образование должно обеспечить подготовку к будущей техногенной, информационно-обслуживающей, социокультурной деятельности, отличной от прошлого, сформировать способность и возможность производить не только полезные вещи, но прежде всего самого себя, свою сущность, быть субъектом собственного развития в контексте совокупной социальной деятельности.

В этом процессе ведущее место занимает экономическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня меняются идеи, ценности, целевые установки, многие личностные качества, на которые ориентировались и дети, и взрослые. Условия рыночного механизма хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, экономического мышления. Детям предстоит жить в новых условиях, овладеть принципиально новыми профессиями, требующими иных представлений, профессиональных и личностных качеств. Именно поэтому в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений экономическое воспитание должно занять достойное место.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения традиционно рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей, как Р. С. Буре, И. В. Житко, Л. М. Казарян, и др.

Роль среды в становлении личности рассматривалась в исследованиях П. П. Блонского, В. А. Козырева, Ф. Ф. Королева. а о конструировании образовательной среды писали Н. В. Балабанова, Л. Н. Бережнова, О. С. Газман, C.B. Тарасов.

Необходимость формирования начал экономической культуры у детей дошкольного возраста активно обсуждается учеными и практическими работниками на страницах периодической печати и в методических журналах. Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных про-блем современной дошкольной педагогики. На сегодняшний день разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование экономической культуры у дошкольников.

Однако, сегодня есть определенные пробелы, наличие которых препятствует эффективности современного образовательно-воспитательного процесса, направленного на формирование у дошкольников экономической культуры. И все же остается открытым и требует более детального изучения и анализа проблема конструирования особого типа образовательной среды дошкольного учреждения, ориентированной на становление у де-тей экономической культуры.

Мы провели некую эксперемнтальную работу, которая была нацелена на фор-мирование экономической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Проведенный нами педагогический эксперимент основывался на следующих принципах:

• исследование имело вариативный характер, что делало его выводы доказательными;

• присутствовала обязательная нейтрализация независимых переменных (чтобы они не оказывали влияние на зависимые переменные);

• эксперимент строился на объективной основе, с обязательным соблюдением всех научных подходов;

• учитывалось влияние на результаты эксперимента личностно-профессиональных качеств педагогов дошкольных образовательных учреждений;

• во внимание также брались такие факторы, как прилагаемые усилия, затрачиваемое время, утомление и объем нагрузок;

• экспериментальный процесс имел коллективный и групповой характер.

В ходе организации опытно-экспериментальной работы мы нашли активное применение методам, адекватным возрасту детей: игры, беседы с детьми, анкетирование родителей и педагогов, организация труда в природе, наблюдение.

В условиях проведенного эксперимента (учитывая возраст детей) особое внимание мы придавали правильной организации и подготовке беседы, так как от первичной информации зависит, насколько продуман план беседы, от корректности и обоснованности поставленных вопросов, которые должны быть доступными для восприятия ребенка- дошкольника.

К сожалению, анализ поведения педагогов экспериментальных и контрольных групп, дал нам основание сделать вывод о недостаточной их готовности к реализации основных принципов экономического воспитания дошкольников.

По замыслу нашего исследования для дальнейшей реализации опытно-экспериментальной работы необходимо выявить отношения родителей к проблеме формирования экономической культуры у детей в условиях ДОУ. Наблюдения за поведением родителей, индивидуальные беседы показали, что в семьях воспитанников по-разному относятся к проблеме формирования экономической культуры детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Для выявления исходного уровня сформированности экономической культуры у дошкольников нами было организовано наблюдение за разными видами игр детей. Для уточнения уровня, сформированности экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста нами также были проведены беседы.

Результаты, полученные в процессе проведения эксперимента, показали преобладание низкого и среднего уровня сформированности экономической культуры у детей.

Итоги эксперимента убедительно доказывают необходимость проведения целенаправленной работы по формированию экономической культуры детей старшего дошкольного возраста, где исходным стал процесс конструирования образовательной среды и реализация организационно- педагогических условий формирования экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

В рамках реализации первого организационно-педагогического условия мы внедрили разработанный нами курс «Экономика для дошкольников» в экспериментальную группу.

Предлагаемый нами интегрированный курс «Экономика для дошкольников» представляет собой цикл тематических занятий, преемственных с такими направлениями развития, как физическое развитие, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое. В процессе реализации экспериментальной программы детям было предложено 10 занятий.

Организация занятий по предложенной экспериментальной программе позволил дошкольникам в игровой форме усвоить достаточный круг понятий экономического характера, освоить социальные роли в окружающем пространстве.

Следующее, выделенное нами педагогическое условие, предполагает усиление и обогащение предметно-содержательных характеристик среды, направленной на формирование экономической культуры дошкольников за счет использования метода М. Монтессори в среде типового детского сада.

Основным методом в ее педагогике является метод самовоспитания ребенка в организованной обстановке, данная идея является важной в нашем исследовании. Согласно принципам педагогики М. Монтессори, такие качества личностно и общественно значимого экономического поведения, как самостоятельность, трудолюбие, рациональность, дальновидность, целеустремленность, честность и порядочность, формируются у детей посредством среды, что и созвучно основным идеям нашего исследования. С детьми экспериментальной группы мы активно использовали следующие возможности среды:

- упражнения по уходу за собой: рамки с застежками; плетение кос; чистка обуви; мытье рук и пр. ;

- упражнения по уходу за средой: уход за растениями, мытье посуды, мытье стола, стирка, глажка белья, мытье пола и пр.

Педагогика М. Монтессори весьма эффективно использует возможности организа-ции трудовой деятельности в формировании начал экономической культуры дошкольников. В данном случае мы активно использовали возможности ручного труда, самообслуживания, общественно-полезного труда.

Одним из эффективных средств формирования экономической культуры дошкольников являются традиции народной педагогики. Важнейшим воспитательным средством, формирующим экономическую культуру, служат разные формы устного народного творчества.

Сказки с экономическим содержанием мы эффективно использовали в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в сво-бодной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление, аксессуаров для игр и др.). По замыслу нашей экспериментальной работы, народные сказки, мы использовали прежде всего для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старательность, бережливость, прилежность, расчетливость и др. При помощи сказок в игровой форме нам удалось выработать у детей достаточно сложные экономические понятия: «труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.

С этой целью нами были использованы несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

- сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

- сказки, отражающие труд людей;

- сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

- сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т. д. ;

- - сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

Большой эмоциональный отклик у детей вызвало использование поговорок, пословиц с экономическим содержанием.

После внедрения в образовательный процесс выше обозначенных педагогических условий мы с удовлетворением констатировали возросший уровень экономической культуры детей старшего дошкольного возраста.

И в конце можно сделать вывод о том, что по всем критериям всех трех компонентов произошли значительные качественные сдвиги, что говорит о правильности выбранных ориентиров в образовательном процессе в ДОО.

Публикации по теме:

Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается результаты работы воспитателя МАДОУ №3 Сапуновой Натальи Владимировны. Тема: «Формирование.

Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее.

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями На сегодняшний день практически все родители заинтересованы, чтобы их дети успешно развивались, социализировались и проходили обучения во.

Интеллектуально-познавательная деятельность как условие формирования основ пожарной безопасности у детей дошкольного "Интеллектуально - познавательная деятельность как условие формирования основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста" Пояснительная.

Использование ИКТ в работе педагога дошкольного образовательного учреждения Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной.

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Головоломки
  • Космос
Автор публикации:
Конструирование среды дошкольного образовательного учреждения как условие формирования экономической культуры детей старшего
Опубликовано: 10 января 2017 в 21:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Конкурс чтецов» (фотоотчет)
Во время прогулок мы учим детей наблюдать за явлениями природы, любоваться живым, безграничным миром, окружающим нас. На занятиях НОД прививаем бережное...
Фотоотчет «Открытка ветерану»
Ежегодно, в нашем детском саду, проводится конкурс "Открытка ветерану". Этот конкурс проводит Молодежный Совет, ОАО «ЭнСер», профсоюз «Урал Аз» с целью...
Открытка «9 мая» Мастер класс
Открытка «9 мая» мастер класс 9 мая мы будем поздравлять ветеранов с днем Победы ! По традиции мы с детьми готовим поздравительные открытки. Представляю...
Ширма «Я и мои эмоции»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Дошкольное детство – крохотный отрезок в жизни человека, но он имеет большое значение. В этот...
Фотоотчет станции из квеста «Космос»
Фотоотчет станции из квеста "Космос" Уже прошла неделя "Космос", но я бы хотела поделиться с Вами итоговым мероприятием недели "Космос" - квест...