Конструирование в рамках занятий «Архитектура»

юлия ефремова
Конструирование в рамках занятий «Архитектура»

Учитывая, что каждая из основных частей образовательного занятия с детьми дошкольного возраста направлена на достижение определенной цели, рассмотрим один из вариантов распределения моделей ОТСМ-ТРИЗ для работы с информацией в структуре занятия.

Цель — сконцентрировать внимание, помочь принять учебную и творческую задачу. Удобно использование моделей «Да — нет», игр несистемному мышлению, игр на освоение противоречий, типовых приемов фантазирования (Волшебников, моделей загадок, морфологического анализа, (для создания познавательной мотивации).

Основная часть направлена на работу с информацией. Здесь удобны построения прогноза развития рукотворного объекта, способ решения исследовательской задачи, алгоритм решения изобретательской задачи (для анализа проблемы, типовые приемы фантазирования (для создания идеи).

Заключительная часть предполагает закрепление новых представлений, умений, рефлексию. Для этого можно использовать игру «Да — нет», модели загадок.

Важно помнить, что в каждом занятии должно быть решение как минимум одной проблемы и продуктивная деятельность в конце занятия (рисование, лепка, аппликация, схематизация, конструирование).

Виды творческих задач в зависимости от ключевого вопроса:

Исследовательская задача («Почему так получается?», «Как это устроено?»).

Пример: Почему Волку удалось легко снести домики Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, а домик Наф-Нафа он не смог разрушить тем же способом?

Основной инструмент: моделировани, отражающих разный характер связей.

Прогнозная задача («Что будет, если. ?», «Как будет развиваться система (объект) в будущем: что улучшится и как?», «Как в будущем люди будут обходиться без этой системы (объек-та?» — прогнозирование идеальной системы (системы нет, но ее функция выполняется, «Что изменится в жизни людей так, что им больше не нужен будет этот объект?» - свертывание функции).

Основные инструменты: мыслительные операции диалектического характера

Изобретательская задача («Как сделать, чтобы. ?», «Как быть?»).

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Игры на основе универсальной модели описания объекта «Жилой дом»

Программное содержание:

1. Упражнять в подборе антонимов, объяснении возможностей сочетания противоположностей в одном объекте.

2. Учить выявлять в существующих знакомых объектах недостатки, рассматривать их как основу для творческой задачи.

3. Учить строить прогноз развития объекта на равных уровнях идеальности.

4. Формировать умение формулировать на полуактивном этапе ИКР (идеальный конечный результат) для решения творческой задачи, выдвигать идеи технической реализации решения.

5. Воспитывать критическое отношение к действительности, желание принимать участие в ее совершенствовании.

Ход занятия

Игра «Наоборот* (проводится с мячом)

Задача: назвать слово с противоположным значением. Объяснить каждую пару:

— Как сделать дом ярким а чтобы тот же дом был бледным? (Яркие краски снаружи, бледные — изнутри; оригинальная архитектура и оформление в пастельных тонах)

Яркий — бледный.

Новый — старый.

Ясный - мрачный.

На юге на севере.

В шумном месте — в тихом месте.

Расширяющийся - сужающийся.

Широкий — узкий.

Шершавый - гладкий.

Чистый грязный

Часто встречающийся -- редко встречающийся.

Упрощенный — усложненный.

Построенный разрушенный.

Сухой - мокрый.

Свой — чужой.

Светлый — темный.

Купленный проданный.

Полный (людей) - пустой.

Опускает (лифт) — поднимает.

Красивый - безобразный.

Изнутри — снаружи.

Дорогой - дешевый.

Громадный маленький.

«Маятник»

«+> «—*

Дает тепло, уют Не у всех есть дом

Спасает от дождя Бывает маленький, а нужен больше

Можно в тишине заниматься любимым делом Все время все нужно класть на место

Здесь я увижусь с мамой Здесь заставляют заниматься, делать домашнее задание

«Перевертыши»

— В доме можно в тишине заниматься любимым делом, это хорошо, почему?

— Потому что можно сделать интересную поделку.

— Можно сделать интересную поделку, это плохо, почему?

— Она может сломаться.

— Поделка сломается, это хорошо, почему?

Потому что есть возможность потрудиться над чем-нибудь еще.

«Один - хорошо, много — плохо»

Один дом

Люди будут жить вместе Мало места в квартире

Не обязательно ходить в садик, кто-нибудь присмотрит за ребенком Очередь на кухню, чтобы поесть

Мои друзья всегда рядом Быстро разрушится, потому что в нем живет много людей

Много ДОМОВ

У всех просторные квартиры Негде играть на улице везде дома

Можно пригласить много друзей Нет зелени

Не будет бездомных людей

2. Логика системного мышления по объекту

Основная функция — защита человека от неблагоприятных внешних факторов.

1. стены, пол, двери, лестницы, потолки.

2. по месту: находится в населенных пунктах;

по назначению: здания и сооружения.

Прошлое: пещеры, землянки, шалаши.

Будущее (три уровня идеальности - разрешение имеющихся проблем, прогнозирование идеальной системы, свертывание функции).

Творческие задачи по улучшению быта:

1. Дом маленький. Как сделать его большим, без дополнительных затрат строительных материалов? (Повесить кругом зеркала: это зрительно увеличит помещение.)

2. Дом нужно часто ремонтировать, это требует затрат. Как их уменьшить? (Дом-строитель, который сам себя ремонтирует.)

3. В доме должно быть тепло, но батареи выглядят некрасиво. (Отопительная система должна, быть спрятана в пол и стены.)

4. В квартире много мебели, она занимает много места. (Мебель должна быть многофункциональная или встроенная.)

3. Формулировка и решение противоречий

Окна должны быть большими, чтобы было светло, и должны быть маленькими, чтобы было тепло и не задувал ветер. (Стеклянные стены и потолки.)

1. Дом должен быть большим, чтобы в нем могло жить много людей, и должен быть маленьким, чтобы занимать на земле мало места. (Высотные дома.)

2. Дом должен быть, чтобы давать людям кров, и не должен быть, чтобы на земле было много деревьев. (Подземные и подводные города, межгалактические станции.)

3. У дома должны быть стены, чтобы было тепло, и не должно быть стен, чтобы был хороший вид из окна и было больше света.

4. Окна должны быть большими, чтобы в доме было много солнца, и не должны быть большими, чтобы не было видно, что делается в доме. (Тонированные стекла.)

5. В доме нужно убирать, чтобы был порядок, и не нужно убирать, потому что не хочется и чтобы не уставать. (Игрушки с магнита ми, летающие, управляемые голосом: поиграл и она сама на ме сто встала.)

6. Дверь в доме должна быть закрыта, чтобы не пускать чужих и не должна быть закрыта, чтобы могли войти хозяева. (Двери нет, стена реагирует на биополе хозяина.)

В конце занятия воспитатель сообщает, что дети вместе с ним выявили много противоречий, задач, на которые нужны ответы. Изучение архитектуры поможет решить все задачи.

Тема 2. Путешествие с Волшебным клубочком по сказочным домикам

1. Знакомство со сказочными героями

Программное содержание:

1. Закрепить представления о различных постройках, в которых живут сказочные герои.

2. Учить описывать постройки но признакам; материал, структура, эсте- гическос оформление.

3. Упражнять в составлении описательных рассказов с помощью приема «Точка зрения» (составление рассказов от имени хозяина домика).

4. Развивать способность видеть проблемы других героев и решать их как свои собственные.

Предварительная работа: чтение сказок, герои которых живут в сказочных домиках.

Материал: картинки с изображением сказочных героев и их домов (Дюймовочка — домик-цветок. Поросенок Наф-Наф — домик из кирпича, Старик Хоттабыч - домик-кувшин, Баба Яга — избушка на курьих ножках); «Сказочная тропинка» (стилизованная дорожка, на которой отмечаются сказки, куда попадают путешественники); карточки-схемы, обозначающие признаки, но которым строится описательный рассказ о домике; морфологическая таблица для составления проекта нового домика (признаки, по которым будет строиться новый домик, дети выявляют сами).

Ход занятия

1. Рассматривание книжек со сказками, загадывание загадок

о соответствующих героях, игра «Узнай по описанию» (о героях, предъявление Волшебного клубочка и схем с базовыми признаками для рассказывания (на выбор).

2. Покатился Волшебный клубочек по дорожке и прикатился к домику поросенка Наф-Нафа. Радостно встретил гостей Наф-Наф и рассказал о своем домике.

Рассказ «От имени» (первый рассказ составляет ребенок с хорошими навыками монологической речи): материал, форма, размер, эстетическое оформление, «Почему именно такой домик построил Наф-Наф?».

3. Покатился Волшебный клубочек по дорожке и прикатился на красивый луг, где цвели яркие цветочки. На одном из них и был домик Дюймовочки. (Рассказ о домике.)

4. Покатился Волшебный клубочек дальше. Катится, катится, смотрят дети: на берегу озера лежит кувшин. Хотели они взять кувшин да зачерпнуть водицы, как услышали голос из кувшина. (Имитация голоса Старика Хоттабыча, рассказ о домике.)

5. Прикатился Волшебный клубочек в дремучий лес. Испугались дети: разве может в таком темном месте быть жилье? И вдруг увидели они избушку на курьих ножках. Догадались, кто здесь живет. Обошли вокруг домика, рассмотрели его. А был он вот какой. (рассказ

о домике). Не понравился детям этот домик: уж больно мрачным был лес и дом. Убежали они из леса.

6. Привел Волшебный клубочек детей к высокому терему расписному, в котором жила Василиса Прекрасная. Дети рассматривают картинки, где изображены различные терема, с позиции эстетического оформления (арки, резьба, колонны, резные наличники, крыльцо, роспись и другие дизайнерские решения).

Наконец, дети встретили Волшебника Перепутывай. Он предложил поиграть с Волшебным комодом и придумать с его помощью сказочным героям новые дома.

На следующем занятии дети представят себя архитекторами и нарисуют дома, используя морфотаблицу, составят короткий рассказ о своем проекте.

2. Домик сказочного героя

Программное содержание:

1. Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление.

2. Учить создавать свой проект и обосновывать его достоинства.

3. Способствовать осознанию собственной успешности как основы для формирования адекватной самооценки.

1. Педагог напоминает детям их обещание придумать новые домики для сказочных героев. В групповом обсуждении выбираются признают для Волшебного комода (морфотаблицы)

2. Заполняется таблица (условные обозначения дети придумывают сами).

3. Каждый ребенок выбирает себе Героя и конструирует ему домик на основе выбранных признаков и их значений и с учетом «пожеланий» Героя. Способ практической реализации дети также выбирают сами: рисуют, строят из строительных наборов и бросового материала, лепят или выполняют аппликацию.

Педагог не ставит задачи отработки технических навыков изобразительной деятельности, а лишь помогает каждому из детей реализовать замысел.

Чейд омик? Дюймовочка Наф-Наф Старик Хоттабыч Баба Яга Василиса

Прекрасная Затошка

Материал Дерево Кирпич Глина Стекло

Комбинация материалов Камень

Форма Круг Квадрат Овал. Прямоугольник Бесформенность Многоугольник

Цвет Прозрачный Черный Пестрый Белый Серебристый Изменяющий цвет (хамелеон)

Размер (по сравнению) Огромный как слон Размером с автобус Высотой с пенек Безразмерный Высокий как скала Размером с мышиную норку

Украшение Лепнина Колоннада Аркада Фонари

(иллюминация) Башенки Деревян-ная резьба (наличники)

Тема 3. Архитектурные постройки

Программное содержание: ". л.:.- ;

1. Конкретизировать представления о разнообразий архитектурных объектом ;

2. Учить давать оценку произведение (гармония форм, цвета, пропорций, декор).

3. Упражнять в составлении рассказов (из опыта и по аналогии).

4. Развивать интерес к истории появления мировых памятников архитектуры.

5. Воспитывать гордость за принадлежность культуры родной страны к общемировой культуре.

Материал: иллюстрации с изображением различных типов архитектурных объектов: жилые дома, учреждения образования, промышленные здания, учреждения культуры и культовые постройки.

Ход занятия

Деятельность Цель и содержание деятельности

Игра «Да — нет» (объектная) Детям предлагается отгадать, какой архитектурный объект загадан. После получения отгадки уточняется, по каким признакам дети нашли ответ

Ролевая игра «Посещение музея архитектуры» (выставка иллюстраций) Сначала педагог берет на себя роль экскурсовода и на примере одной из наиболее знакомых детям иллюстраций рассказывает о сооружении. Затем роль попеременно передается разным детям, которые по аналогии составляют собственные описательные рассказы. Желательны иллюстрации с архитектурными объектами мировой известности и достопримечательностями родного города

Рассказ педагога об архитектуре на основании энциклопедической справки Рассказ подкрепляется иллюстрациями импровизированной выставки

Дидактическая игра «Кто скажет, кто знает?.» Дети определяют по внешнему виду функциональное назначение постройки, представленной на иллюстрации, тип использованного строительного материала, аргументируя свое мнение.

Игра может быть организована как командное соревнование. Правильные ответы отмечаются. В качестве фишек можно использовать картонные фрагменты силуэта постройки, из которых дети потом сложат целостный силуэт

Игра-проект «Откуда дом пришел?» С детьми строится описание истории развития объекта «жилой дом» на основе многоэкранной схемы сильного мышления. С учетом выявленных особенностей изменений основных структурных составляющих жилища на примере древней хижины и современного строения прогнозируется процесс дальнейшего развития объекта

Деятельность Цель и содержание деятельности

Игры: «Из какого материала сделано?»

«Узнай на ощупь» Рассмотреть картинки: деревянный дом, кирпичный дом, каменный дом, панельный дом. дом из стекла и бетона, дом из ткани, шкур животных (юрта). Формировать представление о преимуществах материала, чем обусловлено строительство дома из данного материала.

Дети при помощи тактильного восприятия определяют, какой материал находится в мешочке (песок, глина, цемент, щебень.). Педагог побуждает описывать результат непосредственного восприятия — не просто назвать материал, а использовать словесную конструкцию: -«я чувствую.»

Строительная игра «Что нам стоит дом построить» Детям предлагается организовать строительное соревнование: по группам построить предлагаемые постройки. Каждая группа (бригада) получает строительный заказ: построить здание конкретного назначения. Процесс постройки должен сопровождаться созданием проекта (рисунка, схемы, чертежа, обоснованием выбора материала для строительства, элементов декора.

По окончании «строительства» каждая бригада презентует срой проект

Рефлексия, Игра «Кто мы и что мы делали?»

Устная презентация проекта

Тема 4. Кем быть? Архитектор

Программное содержание:

1. Уточнить представления о профессии архитектора.

2. На основе системного анализа развития архитектуры как деятельности человека выявить предпосылки появления новой профессии.

3. Способствовать формированию предпосылок мотивации к созидательной деятельности.

Материал: картина «Архитектор» из серии «Профессии»; инструменты архитектора — линейки, бумага, кульман, ластик.

Ход занятия

Деятельность Цель и содержание деятельности

Рассказ о профессии на основании картины

Выявить общее представление о том, как, где и с какими материалами работает архитектор. Вызвать желание узнать о профессии побольше

Дидактические игры: «Что для чего?*

«Подзорная труба»

Показать разницу в профессиях архитектора и строителя: архитектор - тот, кто создает на бумаге дома, проектирует их, а строители воплощают идеи архитектора в жизнь, поэтому инструменты у них разные. Педагог предлагает посмотреть на картину в Волшебную трубу, назвать как можно больше инструментов архитектора в его мастерской. Называя инструмент, ребенок гут же поясняет, для чего он используется

Архитектурная грамота (рассказ воспитателя) На прошлом занятии мы с нами были строителями, теперь будем архитекторами. Вы познакомились с профессией, узнали, что архитекторы — это люди, которые придумывают постройки, делают их чертежи, а строители по этим чертежам уже строят здания, дворцы, крепости.

Наши предки научились строить дома давным-давно. Мы это выяснили на прошлом занятии.

Зачем человеку понадобилось строить жилище?

— Чем плоха была ютовая пещера?

— Нужен ли был архитектор для первобытного жилья? Почему?

— Когда потребовалась новая профессия?

— Каюте знания должны быть у хорошего архитектора? Сегодня архитекторы создают красивые, сложные постройки. Чтобы их понимать, нужно владеть архитектурной грамотой. Это специальные знаки и символы. Они похожи на настоящие объекты. Мы сами их придумаем и будем использовать, чтобы не тратить много времени на рисование.

Чем мы пользовались, чтобы обозначить, каким будет дом будущего? Значит, у нас пока есть только обозначение жилого дома

Творческая деятельность Педагог медленно читает список видов архитектурных сооружений, а дети схематично изображают эти сооружения на своих листочках. Затем все работы выкладываются на столах или на ковре. В общем обсуждении выбираются наиболее удачные схемы, из которых составляется «Энциклопедия архитектора»

Список терминов для схематизации:

1. Изба

2. Многоэтажный дом

3. Школа

4. Поликлиника

5. Аптека

6. Детский сад

7. Кузница

8. Музей

9. Театр

10. Спортивное сооружение (стадион, ледовый дворец, корт)

11. Транспортный узел (метро, вокзал, автостанция)

12. Производственные постройки (фабрика, завод)

13. Оборонные сооружения (крепость, ров)

14. Мост (пешеходный, автомобильный, железнодорожный)

Части построек:

1. Крыша 5. Крыльцо

2. Стены 6. Чердак

3. Пол 7. Окна

4. Фундамент 8. Двери

Стройматериалы:

1. Кирпич 5. Щебень

2. Стекло 6- Песок

3. Бетон 7. Вода

4. Камень 8. Железобетонные блоки

Дизайн (малые архитектурные формы):

1. Колонны 5. Мозаика

2. Башенки 6. Роспись

3. Лепнина 7. Подсветка

4. Фрески 8. Скульптура

Ландшафтная архитектура:

1. Парк 5. «Живая изгородь»

2. Сквер 6. Газон

3- Водоем 7. Дерево

4. Фонтан 8. Кустарник

Тема 5. Путешествие по «Дорожке времени»

Программное содержание:

1. Формировать представления о последовательности процесса строительства дома, профессиях, необходимых для создания архитектурного сооружения.

2. Учить моделировать стихотворные тексты, рассказывать по моделям.

3. Воспитывать уважение к труду представителей строительных специальностей.

Материал: «Дорожка времени», иллюстративный материал по строительству дома; лист бумаги у каждого ребенка с нарисованными клетками по числу комнат дома; картинки с изображением инструментов строителей.

Деятельность

Цель и содержание деятельности

Беседа об итогах предварительного наблюдения за строительством дома Вспомнить этапы строительства, дать возможность рассказать о наиболее ярких впечатлениях

Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» (прил. 2). Беседа по содержанию стихотворения Вызвать эмоционально-положительный отклик на факт созидания. Закрепить навык схематизации текста. Предложить совместно с педагогом повторить отрывок, опираясь на схематизацию

Работа с «Волшебной дорожкой».

Игра «Что было сначала, что потом?» Вместе с детьми совершить путешествие по «Дорожке времени» и вспомнить, как создавался новый дом. Путешествие сопровождается стихотворными строчками вышеназванного отрывка. Дети уточняют, какие профессии задействованы на каждом из этапов строительства.

Уточнить представление о том, какими инструментами работают люди различных профессий

Составление «словаря* строительных профессий, пополнение «строительной энциклопедии»

Дорожка времени

1. Изучение места /год постройку. планирование работ 2. Расчистка строительной площадки, подготовка кот-лована под фундамент, подготовка запаса стройматериалов 3. Возведение сооружения 4. Отделка

Архитектор Экскаваторщики, землекопы, бульдозеристы, водители машин и др. Крановщики,

бетонщики,

монтажники,

каменщики,

сварщики

и др. Штукатуры, маляры, плотники, электрики и др.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 2

Литературные произведения для чтения детям и использования в содержании занятий

Кем быть?

(отрывок)

Столяру хорошо, а инженер)' —

лучше, я бы строить дом пошел,

пусть меня научат.

я

сначала

начерчу

дом

такой,

какой хочу.

Самое главное,

чтоб было нарисовано

здание

славное, живое словно.

Это будет

перёд, называется фасад.

Это

каждый разберёт ~ это ванна.

это сад.

План готов,

и вокруг

сто работ

на тыщу рук.

Упираются леса в самые небеса.

Где трудна работка, там

визжит лебёдка; подымает балки, будто палки.

Перетащит кирпичи, закаленные в печи.

По крыше выложили жесть.

И дом готов,

и крыша есть. Хороший дом,

большущий дом на все четыре стороны,

и заживут ребята в нём удобно и просторно.

В. Маяковский

Кто построил дом?

Я решил построить дом.

Ямку выкопал с трудом.

Вышла ямка мелковата,

То ль лопата маловата?

То ли силы маловато?

Тут бы нужен экскаватор!

По стене летит как белка, Пахнет свежестью побелка.

Вдруг подуло ветерком, Потянуло сквозняком,

В окна дождик начал лить, Надо рамы застеклить!

Взял стекло я. взял алмаз,

По стеклу царапнул раз — Только писк идет да г к режет,

А стекла алмаз не режет!

Я к стекольщику бегу.

— Помогите!

— Помогу!

Взял стекло он, взял алмаз. Р-р-р-а-з!

Разрезал, словно масло.

Вбил гвоздочки, взял замазку. Вот и вставлено стекло!

В доме сухо и тепло,

Люди смотрят, веселятся,

Дом готов, пора вселяться!

Вот за праздничным столом Все. кто строил этот дом: Экскаваторщик, бетонщик, Каменщик, шофер, маляр,

Слева кровельщик, стекольщик. Справа плотник и столяр.

Я не зря их усадил На почетном месте,

Что не сделает один —

Сделаем все вместе!

В. Данько

Звездочка

Маму видит вся столица.

Мама строит новый дом,

Да такой, что поселиться

Полрайона может в нем.

Дом заметно вырастает

Каждый день и каждый час.

Будто небо подпирает

Металлический каркас.

И над самой верхней балкой.

Где подъемный кран стоит,

Огонек электросварки

Яркой звездочкой горит.

Это мама — сварщик смелый.

Держит звездочку в руках,

И над нею стайкой белой

Проплывают облака.

Г. Ладонщиков

Пословицы и поговорки

1. Держись друга старого, а дома нового.

2. Свая хатка - родная матка.

3. Свой угол — свой простор.

4. Хоть худ дом, да крыша крепка.

5. Всякий дом хозяином держится.

6. Без хозяина дом — сирота.

7. Дом вести -- не лапти плести.

8. И стены в доме помогают.

9. Хозяин в дому, что медведь в бору.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста.Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста. Дидактическая игра "Занимательная улитка" предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие фонематического.

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Автор публикации:
Конструирование в рамках занятий «Архитектура»
Опубликовано: 18 апреля 2013 в 06:51
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...