Папки-передвижки

Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка»

Анастасия Быкова
Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка»

Конструкт

по познавательно – исследовательской деятельности

Группа: средняя

Составитель: Быкова Анастасия Андреевна

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема: «Воздух – невидимка»

Виды деятельности: познавательно-исследовательская

Форма НОД: детское экспериментирование

Публикация «Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности „Воздух-невидимка“» размещена в разделах

Учебно-методический комплект: (ФГОС ДО, Примерная основная образовательная программа «Детство», Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста», Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»)

Методы и приемы: беседа, поощрение, художественное слово, игровая ситуация, стимулирование занимательным содержанием, объяснение, пояснение, иллюстрация, демонстрация, упражнения, проблемные вопросы, работа в парах, включение в исследовательскую деятельность.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкости с водой, стаканы, одноразовые стаканчики с водой, трубочки для коктейля; гуашь; кисточки, таз с водой, игрушки из серии «тонет-не тонет», кораблики, игрушка Лунтик, презентация со слайдами, вееры, воздушные шарики.

Планируемый результат:

• Проявляют интерес к экспериментированию, познавательную активность;

• Демонстрируют умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом;

• Имеют представление о воздухе и его свойствах;

• Имеют представление что такое ветер;

• Демонстрируют умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

• Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов.

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Воспитательные задачи:

• воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;

• воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой;

• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Развивающие задачи:

• развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, наблюдательность;

• развивать зрительное и слуховое восприятие;

• развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Обучающие задачи:

• закрепить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, лёгкий, воздух есть вокруг и внутри нас, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

• учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;

• продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Этап деятельности

Мотивационно – целевой.

Актуализация знаний. Ребята, к нам сегодня пришли гости, что нужно им сказать? (Ответы детей). Давайте подарим гостям наши улыбки. Молодцы.

Ребята, отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? – Воздух.

Правильно, это воздух! Что вы знаете о воздухе?

А хотите проделать опыты, как настоящие учёные? (ответы детей) Я предлагаю вам превратиться в ученых и пройти в нашу лабораторию.

Появляется игрушка Лунтик: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Этап деятельности

Организация деятельности

- Здравствуй, Лунтик, мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Лунтик: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

- Скажите, ребята, Лунтику, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим)

- Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый).

Лунтик: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

- Погоди, погоди, Лунтик! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Лунтик: Ой, всё-то вы знаете! А докажите, что этот самый воздух есть!

- Ребята, давайте докажем Лунтику, что воздух всё-таки есть!

А чтобы найти воздух, мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки). А что нужно сделать, чтобы воздух увидеть? (Ответы детей). Хотите, я научу вас ловить воздух? (Да)

Опыт 1. «Можно ли поймать воздух?». Как вы думаете, воздух можно поймать?

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Ребята, мы сейчас проделали такой серьезный опыт:

Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?

Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

Лунтик: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Вот, посмотрите на экран!

- Конечно, Лунтик! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Лунтик: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По морям, по волнам»).

Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Опыт 2. «Есть ли воздух в человеке?»

А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? (Дети выдвигают свои гипотезы) Давайте проверим.

Перед вами стаканы с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (Выходят пузырьки.) Вот видите!

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Физминутка.

Ветер веет над полями и качается трава. (дети качают поднятыми руками вправо-влево)

Облако плывет над нами, словно белая гора. (поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)

Ветер пыль над лесом гонит и деревья к низу клонит. (выполняют движения по тексту)

Вправо, влево, назад, вперед, а потом наоборот!

Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем!

Опыт 3 «Что такое ветер?»

- Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Возьмите кораблики, опустите в таз с водой.

Что нужно сделать, чтобы кораблики плыли быстрее? (Ответы детей). Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Лунтик: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

- Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок).

Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Лунтик: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У бабы Капы и деды Шэра была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки баба Капа пироги пекла. Посмотрите на экран.

Вывод: Ветер – это движение воздуха. Воздух может передвигать предметы.

Опыт 4. "Что легче: вода или воздух?"

-Как вы думаете, воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей).

Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в стакане? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить стакан в воду, донышком вверх и посмотреть, что же будет. Если держать его ровно вода в него не попадает. Что же не пускает воду в стакан? (Ответы детей)

А теперь слегка наклоните стакан и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из стакана, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

Вывод: Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.

Опыт 5. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!

Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем-

Капельки раздуем!

Этап деятельности

Продуктивная деятельность

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?

когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

Этап деятельности

Рефлексия

Открытый конец (предположить дальнейшую деятельность детей в группе)

Лунтик: Ребята, вы отличные воздухоискатели! Давайте вспомним с вами, что мы узнали о воздухе! (Ответы детей)

Лунтик исчезает.

- А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо. И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по воздуху.

- Лунтик, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

Лунтик: Я тут! (дует). Я надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу Кузе и Миле всё, что узнал сегодня. До свидания!

- И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по познавательно-речевому развитию для детей средней группы «Невидимка воздух» Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Невидимка воздух» через детское экспериментирование.

Конспект интегрированного занятия по исследовательской деятельности в средней группе «Воздух-невидимка». Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое.

Конспект познавательно — исследовательской деятельности в средней группе Тема «Где можно найти воздух». Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема «Где можно найти воздух» Цель: Создать социальную ситуацию.

«Вода, воздух и магнит». Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Цель:формирование представлений о свойствах воды, воздуха и магнита. Задачи: 1. Расширять и обогащатьзнания у детей о различных свойствах.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха» Конспект открытого занятия совместной деятельности педагога с детьми по экспериментальной деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха»[/b].

Проведение исследовательской деятельности естественнонаучной направленности для детей 5–6 лет «Воздух-невидимка». Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ № 1. Тема:.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Задачи: • Расширение.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» для подготовительной группы Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства опытным путем. Задачи: развивающие - развивать познавательный интерес,.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» для подготовительной группы Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства опытным путем. Ход занятия: Воспитатель: - Здравствуйте, мои дорогие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 13 сентября 2017 в 09:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД