Лучший педагог года

Констуирование как средство развития самостоятельности дошкольников

Вера Калошина
Констуирование как средство развития самостоятельности дошкольников

Организация свободного времени дошкольника охватывает большой круг вопросов, связанных с культурой общения, способностями, творческими возможностями личности. Известно, что основы самостоятельности ребенок приобретает в детстве. Каждый период детства имеет свое непреходящее значение в приобщении ребенка к полезной занятости (конструированию). На ранних этапах (в два, три года) большое место отводится совместной деятельности педагогов (родителей) с малышами.

Публикация «Констуирование как средство развития самостоятельности дошкольников» размещена в разделах

В деятельности детей среднего дошкольного возраста непосредственное участие взрослых уступает место опосредованным формам, ориентировочным действиям. Их роль состоит в побуждении детей к различным занятиям (конструированию,обогащении игрового, изобразительного опыта дошкольников.

Старшие дошкольники обладают достаточно большим личным опытом, могут произвольно направлять свою активность, продумывать способы действий.

Структура самостоятельной деятельности

Успех самостоятельной деятельности во многом зависит от умения ее организовывать. Умение организовывать самостоятельную деятельность (конструирование) считается сложным. Оно включает в себя ряд простых организационных умений:

- умение выделить цель деятельности

- умение планировать

- умение реализовывать намеченное

- умение осуществлять самоконтроль

- умение осуществлять самооценку.

Таким образом, уметь организовать самостоятельную деятельность по интересам это значит:

- поставить цель (как провести свободное время, чем заняться, обдумать что конструировать, рисовать, рассказывать и т. п. ;

- наметить способы действий, необходимую последовательность их осуществления для достижения цели;

- заранее приготовить все необходимые предметы, игрушки для выполнения намеченной работы, а по окончании убрать в специально отведженное для этого место;

- реализовать задуманное, применяя разнообразные способы действий;

- следить за последовательностью выполнения организационных действий, сравнить полученный результат с намеченной целью (самоконтроль);

- оценить итоги своей работы (самооценка).

Процесс овладения организационными умениями связан с важнейшими сторонами развития детей : формированием основ самоорганизации, познавательной и волевой сфер, начал эмоционально- ценностного отношения к окружающему, - а потому имеет непреходящее значения для личностного роста дошкольника в целом.

Формирование умения организовывать самостоятельную деятельность у дошкольников.

Самостоятельная деятельность детей требует постоянного внимания со стороны взрослых. Хотя по сути своей она как бы исключает вмешательство извне, стоит заметить, что только при определенном уровне подготовленности ребенка возможно ее успешное осуществление.

Процесс формирования умения организовывать самостоятельную деятельность включает три направления:

1. Предварительная подготовка детей к выполнению выбранных занятий, игр.

На этом этапе происходит расширение представлений детей об организационной стороне деятельности, обогащение опорных знаний, умений с учетом программных требований и индивидуальных особенностей детей, происходит привлечение внимания малышей к содержанию предметно- игровой среды.

В основе подготовительной работы лежат три положения:

- Привлечь внимание дошкольников к содержанию жизненного пространства групповой комнаты;

- актуализировать ранее усвоенные знания, умения;

-познакомить с процессом организации того или иного вида деятельности (конструирования домика)

Важное место стоит отвести совместной деятельности взрослого с детьми. Так, с одними воспитанниками можно провести работу по обогащению содержательной стороны игр, занятий посредством побуждения к актуализации опорного опыта (Вспомни, как мы сооружали дом) С другими работу по расширению и укреплению интересов к разным видам деятельности (проводить беседы, создавать проблемные ситуации).

2. Руководство самостоятельной деятельностью детей непосредственно в свободное время.

Руководство воспитателя начинается с приобщения дошкольников к целесообразной занятости, с создания атмосферы, побуждающей их к организационным действиям. Так, педагог может поинтересоваться, как его воспитанники собираются провести свободное время, и, соответственно, одобрить интересные замыслы, ненавязчиво подсказать, дать советы.

Важно постоянно следить за состоянием жизненного пространства детей: периодически насыщать новыми пособиями, атрибутами, изменять расположение игрового оборудования и т. д. Воспитатель должен быть готов к самым разнообразным контактам с детьми: как равноправный участник игры, как внимательный товарищ, как справедливый арбитр и просто как любопытный человек. Общение взрослого с каждым ребенком должно носить систематический характер. Вопросы заставляют детей задуматься, осмыслить свои действия, сосредоточить внимание на отдельных из них. Широкое применение должна иметь оценка. Она выступает внешним ориентировочным сигналом, способствующим формированию личностного отношения к процессу организации. Оценка взрослых укрепляет контрольно- корректировочные действия детей (самоконтроль, самооценку). Оценивать рекомендуется все компоненты деятельности: выбор цели, используемые средства, практическое выполнение, полученный результат.

3. Стимулирование организационного опыта в повседневной жизни.

Назначение этого этапа состоит:

- в раскрытии перед детьми нравственно- этической и практической значимости целесообразного проведения свободного времени;

- В побуждении дошкольников к использованию организационного опыта в повседневной жизни.

В стимулировании организационных проявлений дошкольников большое значение имеет личность педагога. Воспитатель должен помнить о том, что своими эмоциями, поведением, действиями важно постоянно показывать детям свой интерес к тому, как они проводят досуг, общаются межу собой…

Польза работы, проведенной в ДОУ, несомненно скажется в школьные годы, привычка не сидеть без дела поможет детям начальной школы занять деятельную, активную позицию, будет способствовать их разностороннему развитию.

Конспект занятия по конструированию

«Грузовой транспорт»

Программное содержание: овладение действиями анализа структуры объекта (игрушки, его графического изображения и схемы; соотнесение реальных объектов со схемой; выбор схемы, соответствующей одному из образов конструкции грузовой машины, конструирование по готовой схеме. Научить понимать назначение и функции автомобиля; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размеры).

Предварительная работа: Беседа «На чем мы путешествуем», «Виды транспорта», Игры с конструктором (собери машинку, рассматривание картинок с изображением автотранспорта.

Материал: Набор картинок: автобус, троллейбус, трамвай, легковой автомобиль, машина фургон, бортовая машина; 4 схемы конструкции грузовых машин, графическое изображение машины фургон, выполненное из элементов конструктора; элементы конструктора, игрушечная машина. Буратино, возле него сундучок и конверт.

Ход занятия: На столе сидит Буратино, возле него сундучок и конверт.

В-ль: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Буратино, Ой, он что – то принес, конверт ребята, здесь загадка, Попробуем ее отгадать?

Не летает не жужжит

Жук по улице бежит

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Что же это ребята? …Правильно, машина, какие же вы молодцы, какие догадливые! Ребята, машина верный друг и помощник человека. Как вы думаете, для чего нужна машина? Ответы детей. Ребята, если машина легкая и в ней удобно перевозить людей, как называется такая машина? (легковая).

А кто ведет ее? (шофер).

- Он сидит в машине и управляет ею с помощью руля. У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя. Человеку приходится перевозить много грузов. И человек придумал машину для перевозки грузов на большие расстояния. Как называется такая машина? (грузовая). Расскажите о ней, из каких частей она состоит?

(Кабина, где сидит шофер. На какую геом. Фигуру она похожа, кузов, куда складывают груз, на какую геом. Фигуру он похож? у нее большие колеса, какой они формы?

Ребята, обратите внимание у меня на доске изображено несколько схем грузовых машин, выберите из них, пожалуйста, ту, которая соответствует изображению грузовой машины, которую мы с Вами сейчас рассмотрели.

Почему вы так думаете? Молодцы.

Физкультминутка:

Машина, машина идет гудит,

В машине в машине шофер сидит

В машине в машине детей полно.

Поехали дети глядят в окно

Вот поле, вот речка, вот лес густой

Приехали дети, машина стой!

Дети, посмотрите, Буратино нарезал деталек, а собрать машинку у него не получается, поможем ему?

Дети собирают грузовик и проводится выставка работ

Публикации по теме:

Новогодний конкурс! «Нарядная, забавная, на Новый год я главная…»Новогодний конкурс! «Нарядная, забавная, на Новый год я главная…» В нашем саду проводился конкурс на самую необычную праздничную елочку. Мне очень хотелось похвастаться нашей богатой выставкой поделок.

Презентация на тему «Игра и труд — рядом идут!» Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Констуирование как средство развития самостоятельности дошкольников
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 08:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД