Формирование нравственно-патриотических качеств личности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Ошроева Карина
Формирование нравственно-патриотических качеств личности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Формирование нравственно-патриотических качеств личности

детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Ошроева К. М. ,

воспитатель МОУ «Прогимназия № 2 ГП Терек»

Нравственно - патриотическое воспитание детей сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Я как учитель словесник могу утверждать, что сегодня термин «патриотизм» включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Сегодня, к сожалению, многие говорят о том, что у наших детей отсутствует чувство патриотизма. Ведь патриотизм - не инстинкт. Он не передается на генетическом уровне, его необходимо воспитывать.

Уважаемые коллеги, это было небольшое вступление. Как вы все знаете, с дошкольниками я работаю лишь с сентября 2012 года, т. е. опыта работы в дошкольном учреждении практически нет, но у меня есть приличный стаж работы в школе. Этот факт дает мне моральное право сегодня проводить с Вами консультацию на тему, которой в нашей группе уделяется большое внимание, я не сомневаюсь что и вы работаете в этом направлении. Мы стараемся создать атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта; проводим работу по ознакомлению дошкольников с некоторыми сведениями из истории нашего города, республики, страны; планируем начать активную работу по ознакомлению детей с достопримечательностями нашего города и республики, пока только с помощью информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время, к сожалению, материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым поручена ответственная миссия - формирование личности юного человека. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания.

Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание - важная задача дошкольной педагогики. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить. воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В настоящее время имеются программы и пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: В. Н. Вишневская «Свет Руси», Г. Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е. Ю. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М. Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Г. А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина».

Воспитать в детях нравственно - патриотические чувства, интерес и любовь к родному краю наиболее эффективно можно в игре. Она способствует овладению способами познавательной деятельности, помогает усвоению, закреплению знаний.

В своей работе мы с Мадиной Хусейновной используем разнообразные игры: «Путешествие по городу», «Угадай и назови», «Сказка правда в ней намек, добрым молодцам урок», «Праздники», «Путешествие из прошлого в настоящее», «Где находится памятник?», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Воробушки и кот», «Петушиные бои», «Салка на одной ноге», «Молчанка», «Телефон» и др. Игры позволяют в интересной для детей форме обогатить их жизненный опыт.

Приступая к работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо опираться на следующие моменты:

- содержание программы «Радуга», где определен эмоционально-практический путь познания, где малыш с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, где он стремится к активной деятельности;

- учет возрастных, индивидуальных и психологических особенностей;

- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослым и ребенком;

- постоянную смену видов деятельности, методов и приемов работы, форм организации;

- обязательное использование наглядности.

Затронув такую тему, как воспитание детей в игре, нельзя не вспомнить о том, что народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным общением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально - положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, потешками.

Например, знакомя детей с правилами кабардинской народной игры «Повелитель лунки», можно предварительно рассказать им о жизни адыгов, показать иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовать народными обычаями и фольклором.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания. Педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера. Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.

Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к действительности, любви к Родине, своему народу, учит их правилам общественного поведения, проверяет, как они усвоены, и закрепляет их. В игре и через игру воспитатель развивает у дошкольников такие качества, как смелость, честность, инициатива, выдержка.

Игра - это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.

Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.

Игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.

Собирая материалы для консультации, я пришла к выводу, что для организации нравственно - патриотического воспитания детей необходимо наработать много методического материала. Для ознакомления с устным народным творчеством народов России мною собраны картотека народных игр, загадок, потешек, поговорок; материал на электронном носителе с изображением костюмов народов, населяющих нашу страну, предметов быта.

Таким образом, сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране, так как игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе надо всегда обращаться к игре: как к дидактической, так и к народной.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект «Живи в веках, моя Россия» (презентация) Актуальность проекта: нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование и.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование нравственно-патриотических качеств личности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 20:41
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о ремонте в группе
Вот и пролетел наш отпуск после выпускного бала. Но во время отпуска родители малышей-которых мы будем набирать с 1 августа, решили сделать ремонт, купить...
Тема недели «Одежда». Перспективное планирование. Средняя группа.
Понедельник Утро • Беседа о прошедших выходных днях. • Наблюдение за погодой, утром мороз. • Утренняя гимнастика. • Настольные игры, мозаика, пазлы. •...
Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет
У ребенка седьмого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа,...
Дидактическая игра для развития мелкой моторики «Угадай какой листочек»
Дидактическая игра для развития мелкой моторики "Угадай какой листочек" Цель: развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущение. Материалы: (...
Консультация для родителей на тему: «Летний отдых и оздоровление детей»
Консультация для родителей на тему: «Летний отдых и оздоровление детей» Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха,...