Лучший педагог года

Совершенствование профессионального мастерства по вопросам теории и практики певческой культуры дошкольников

Елена Стратиенко
Совершенствование профессионального мастерства по вопросам теории и практики певческой культуры дошкольников

Совершенствование профессионального мастерства по вопросам теории и практики певческой культуры дошкольников

(Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей 2011 г)

Составили музыкальные руководители Стратиенко Е. А., Низамеева О. В.

Голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом. Однако надо отметить, что пение, музыкальное интонирование – явление очень непростое, и зависит от нескольких факторов:

• Наличие наследственных музыкальных способностей;

Публикация «Совершенствование профессионального мастерства по вопросам теории и практики певческой культуры дошкольников» размещена в разделах

• Окружающая музыкально-певческая среда.

Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. В это время формирование голоса и речи ребенка полностью зависит от окружающих его взрослых. Если дома музыкально-певческая среда по каким-либо причинам не сложилась, то необходимо организовать ее в ДОУ: музыка и пение должны стать частью жизни детей в группе. Для этого необходимо желание воспитателей и наличие у них обыкновенного мелодического слуха, а так же согласованные совместные действия воспитателей и музыкального руководителя.

В ясельных и младших группах от воспитателей зависит, будет ли заложен фундамент, на котором сформируется речевой и певческий голос ребенка, а также его музыкальные способности.

Для развития интереса детей третьего года жизни предложить воспитателям малые формы фольклора - попевки, потешки, пестушки, заклички, песенки-приговорки, пальчиковые игры, дразнилки, музыкально-двигательные упражнения, физминутки, которые обладают яркой эмоциональностью, образностью, а действия, к которым они побуждают, забавляют и радуют малышей. Конечно же все это требует предварительной работы, но ежедневное звучание в группе попевок, колыбельных, хороводов и т. д. приносит ребенку неоценимую пользу для формирования его памяти, слуха, ритма и, в конечном итоге, речи и пения. Сама возможность поддержания музыкально-певческой среды с ясельного возраста до школы позволит подготовить и настроить музыкальный инструмент каждого ребенка – его голос – к дальнейшему его совершенствованию.

• Процесс обучения пению, который включает в себя формирование и развитие певческих навыков и певческого голоса.

Сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

Способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др.

Активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;

Развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;

Естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;

Улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;

Расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;

Приводит к тому, что и речевой голос ребенка становится более устойчивым и выносливым, т. е. не срывается, не дрожит и выдерживает длительную речевую нагрузку;

Создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

О. В. Кацер предлагает игровую методику обучения детей пению, чтобы занятия проходили интересно, легко, понятно и радостно. Дети, как и взрослые, не любят, когда их принуждают что-либо делать. Невозможно детей заставить полюбить петь, танцевать, рисовать и т. д. можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно, т. к. для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, какой им не доступен в обычной учебной ситуации и это проявляется в следующем:

• Игровая методика обучения с моментами веселой неожиданности, когда обыденное становится необычным, а потому особенно интересным, привлекательным, дает детям радость и эмоциональный подъем;

• Интерес и внимание к музыке у некоторых детей становятся более устойчивыми (это важнейшее условие для развития восприятия и, главное, для воспроизведения музыкальных звуков, т. е. правильного интонирования);

• Разучивание песни идет легко и радостно.

В игре эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений крайне необходима, т. к. она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка. Педагогу необходимо уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры, активно увлекающим, показывающим, то просто наблюдая со стороны, незаметно руководя, при этом не заставляя детей, не оценивая, не сравнивая с другими и, конечно, не наказывая.

Обучение происходит поэтапно, следует начать развитие певческого голоса детей с речевого этапа, т. к. у музыки и речи одна первооснова – интонация.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

• Артикуляционная гимнастика,

• Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание,

• Развивающие игры с голосом,

• Речевые зарядки,

• Речевые игры и упражнения,

• Ритмодекламация,

Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:

«разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата,

• Обострить интонационный слух,

• Подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков,

• Сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

На следующем этапе - знакомство с песней и ее разучивание, которое происходит, в основном, не традиционным способом – на стульчиках перед педагогом, а стоя или сидя на полу или ковре в форме круга. Использование круга совершенно естественно для игрового обучения.

Игровых вариантов показа песни много, например, «круг», «превращения», «расслабление» и т. д. Показы песен делаются без инструментального сопровождения, потому что слух детей должен постоянно слышать образец точного пения, которому можно подражать, поэтому к своему показу педагогу следует относиться очень ответственно.

Для развития певческих навыков необходимы многократные повторения. Удовольствия и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Все это лишний раз говорит о том, что дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации.

Упражнение «Аромат»

(развитие носового дыхания)

Педагог: Давайте представим, что у нас распустился цветок возьмём его в руки и понюхаем (делать вдох носом, короткая задержка, плавный выдох)

Дети: Ах, какой аромат! Чудесный аромат! Дивный аромат! (стараются экономно расходовать дыхание до конца фразы)

Звуки

(Е. Макшанцева, сб «Скворушка»)

(развитие внимания, памяти, зрительно-двигательной координации)

Эй, ребята, не зевать!

Будем звуки повторять.

Будем звуки повторять,

Будем весело играть!

Руки так: а-А-А!

(медленно поднимают обе руки вверх, соединяя их ладошками над головой)

И вот так: О-о-о!

(опустить руки в исходное положение)

Выше-выше и-И-И!

(поднять обе руки перед собой вверх, ладошками вниз)

Ниже-ниже: У-у-у!

(опустить руки в исходное положение)

Руки так: э-Э-Э!

(соединить обе руки перед собой, слегка округляя их в локтях.

И вот так: о-О-О!

(сцепив пальцы в «замок» поднять обе руки вверх, стараясь немного прогнуть назад спину)

Вместе-вместе: и-И-И!

(медленно опускают сцепленные руки вниз и слегка наклоняются вперед.

Отдохнули: у-У-У!

(расцепляют руки и опускают их в исходное положение.

Упражнение на развития речевого дыхания «Снежинки»

Дети выполняют упражнение по тексту под музыку «Снежинки» (Д2-№9 подг) программа «Праздник каждый день», подготовит гр. Или «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковский.

Снежинки, снежинки по ветру летят,

Снежинки, снежинки на землю хотят.

(легкий бег в разных направлениях)

Но вот ветер дует сильней и сильней,

Снежинки кружатся быстрей и быстрей.

(дети машут руками над головой)

Вдруг ветер утих, стало тихо кругом

Снежинки слетелись в большой снежный ком. (приседают, руки в стороны)

Присели снежинки и тихо сидят

(прикладывают палец ко рту)

С Зимою они подружиться хотят.

(протягивают руки вперёд)

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

(Дети выполняют плавные махи снежинкой из стороны в сторону)

Падают на землю кружевные звёзды

(Дети кружатся, держа снежинки вверху над головой)

Вот одна упала на мою ладошку

(медленно приседают, показывая плавное падение снежинки на ладошку стоя ребром)

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко!

(Дети делают вдох и медленно дуют на снежинку)

Педагог: Ветер подхватил снежинки и унёс их на стулья.

(Дети легким бегом возвращаются на стулья)

Звуковое упражнении «Снежинка»

Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок.

(Дети делают глиссандо на звук [а] в диапазоне терции вверх и вниз)

Налетал ветер и катал тучу по небу

(Дети делают глиссандо на звук [у ]от самого нижнего до самого верхнего)

Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю

(Пропевают короткие [а] в разных регистрах)

Метель поднимала снежинки и кружила их быстро-быстро.

(Делают глиссандо на звук [а] ,[ о], [у] вверх и вниз)

Ветер расшалившись, то поднимал, то поднимал их вверх, то опускал вниз.

(Произносят «а-ах! : 1-й звук в низком регистре, «а» 2-й – в самом высоком)

Педагог: Чтоб пению приступить нужно правила повторить и

Упражнение по выработки певческих установок :

Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись!

Если хочешь сидя петь-

Не сутулься как медведь,

Сядем прямо, ровно,

Спинку держим стройно,

Ноги твёрдо в пол упрём

И поём!

Ручки как у вас лежат?

Ножки как у вас стоят?

Ну разок, ну другой

«Посмотрите за собой»

Это очень интересно –

Научится песни петь.

Но не каждому известно

Как дыханьем овладеть.

Делать мягкий вдох старайся,

Вдыхай носом, а не ртом

Да смотри не отвлекайся,

Сделай вдох – замри потом.

Выдох делай тихим, плавным

Как кружение листа –

Вот и выйдет песня славной.

И свободна и чиста!

Словно волны у реки,

Звуки гласные легки,

Будто птицы на лету-

А-Э-И-О-У!

Публикации по теме:

Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей Сегодня особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной культуры педагогов системы дошкольного образовательного учреждения.

«Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС до» «Повышение профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС ДО» Система повышения профессионального мастерства педагогов.

Совершенствование методического и профессионального мастерства педагогов в соответствии ФГОС до Тема МО: «Совершенствование методического и профессионального мастерства педагогов в соответствии ФГОС ДО» Миссия МО: Миссия методического.

Церемония открытия регионального отборочного этапа Национального чемпионата профессионального мастерства Церемония открытия Регионального отборочного этапа Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью "Абилимпикс".

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Совершенствование мастерства педагогов в организации НОД по ФЭМП у дошкольников»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Совершенствование мастерства педагогов в организации НОД по ФЭМП у дошкольников» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоотчет проведенного мною семинара – практикума с педагогами на тему: «Совершенствование.

Использование информационных технологий для повышения профессионального мастерства педагога 21 век – это век информационных технологий. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства.

Мастер-класс для педагогов ДО по повышению профессионального мастерстваМастер-класс для педагогов ДО по повышению профессионального мастерства 1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА Чем нам здесь предстоит заниматься? Какую пользу это нам принесет? 2. ЗНАКОМСТВО (Цветные листочки, фломастеры) Участники.

Сценарий выступления для конкурса профессионального мастерства «Воспитатель — профессия творческая» Малыш родился, он так мал, Но лучик солнца заиграл – Он потянулся к погремушке – Вот его первая игрушка! Ребенок будет подрастать – Захочет.

Совершенствование профессионального мастерства педагогов МБДОУ, реализация проекта «Ступеньки к совершенству» в рамках ФГОС .

Совершенствование профессионального мастерства педагогов МБДОУ. Реализация проекта «Ступеньки к совершенству» в рамках ФГОС Совершенствование профессионального мастерства педагогов МБДОУ, реализация проекта «Ступеньки к совершенству» в рамках ФГОС Статья подготовлена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование профессионального мастерства по вопросам теории и практики певческой культуры дошкольников
Опубликовано: 26 января 2017 в 14:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД