Получи документы

Консультация «Что мешает развитию ребёнка»

Людмила Волобуева
Консультация «Что мешает развитию ребёнка»

ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА?

Неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятный микроклимат в семье и отклонения в соматическом и психологическом здоровье матери и отца могут оказать решающее влияние на развитие ребёнка.

Публикация «Консультация „Что мешает развитию ребёнка“» размещена в разделах

С момента зачатия ребёнка, во внутриутробном периоде, негативные воздействия могут нарушить или изменить ход развития плода. К таким воздействиям относятся: неблагоприятная экологическая обстановка (несоответствие воды воздуха санитарным нормам, несбалансированное питание и генно-модифицированные продукты); неблагоприятный микроклимат в семье (финансовая нестабильность, неудовлетворённость семейной ролью); отклонения в соматическом (текущее состояние органов и систем организма, уровень их развития и функциональных возможностей) и психологическом здоровье матери и отца (заболевание почек, печени, сердца и др., психическая и эмоциональная неустойчивость; употребление алкоголя и наркотиков; табакокурение; неконтролируемый приём лекарственных препаратов; длительная работа за компьютером).

Здоровье – состояние живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из наборов количественных параметров: антропометрических (рост, вес); физических (частота пульса); биохимических (содержание в организме химических элементов); биологических (состав кишечной флоры); психических, социальных.

Биологический уровень здоровья (совокупность антропометрических, физических, биохимических и биологических параметров) – отсутствие или наличие болезней у ребёнка. Большинство детей имеют с рождения проблемы ортопедического характера (дисплазии тазобедренных суставов, подвывихи, плосковальгусные стопы, неврологического характера (перинатальная энцефалопатия, нарушение тонуса мышц, терморегуляции сна, приёма пищи, дыхания, склонны к аллергическим реакциям, наблюдаются проблемы пищеварения (вздутие живота, дисбактериоз, нерегулярный стул).

В неблагоприятных семьях на указанные проблемы новорождённого, как правило, внимания не обращают. Недостаточность питания и несоответствие одежды ребёнка времени года создают условия для «естественного» и ежедневного закаливания ребёнка. Поэтому в этих семьях дети либо болеют очень редко, если иммунитет ребёнка позволил ему адаптироваться к таким условиям существования, либо дети проводят большую часть времени в больницах разного профиля. Получается, что дети из неблагоприятных семей часто выглядят здоровыми, но таковыми не являются. Относительное соматическое здоровье в раннем возрасте не означает здоровье в более позднем периоде. У таких детей уже в младшем школьном возрасте имеется ряд хронических расстройств, которые можно было предупредить в раннем возрасте, обеспечивая соответственное питание и лечение.

Особое место в рамках соматического здоровья ребёнка занимают простудные заболевания. Часто болеющие дети медленнее усваивают материал по возрасту (приходится пропускать занятия). Ослабленный иммунитет не способствует активности познавательной деятельности, а значит, тормозится развитие высших психических функций – памяти, внимания, мышления и речи.

Психологический уровень здоровья подразумевает соответствие двигательного, психического, личностного и речевого развития ребёнка возрастным нормативам. Принятые нормы развития имеют широкий диапазон, который нижней границей имеет отставание в развитии. Можно самостоятельно определить степень отставания или опережения ребёнком возрастных нормативов, зная примерные показатели развития на каждый возрастной период. Самыми распространёнными отставаниями в развитии являются задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР).

Социальный уровень здоровья подразумевает степень усвоения социальных норм поведения, формирования у ребёнка социальных мотивов деятельности и регулирования собственного поведения (система НАДО надстраивается над ХОЧУ и МОГУ, а также микроклимат в семье, который зависит от отношения родителей к ребёнку и их представлений о роли ребёнка в семье.

В большинстве случаев исследователи описывают демократический, либеральный и авторитарный стили семейного воспитания и выделяют гармоничные и дисгармоничные семьи.

А. С. Спиваковская выделила 4 типа отношений родителей к ребёнку в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения, провоцирующих нарушение его психологического здоровья.

1. «Козёл отпущения» - объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей.

2. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены.

3. «Беби» - ребёнок с ограниченными правами, с резким ограничением самостоятельности при сильной близости супругов.

4. «Примеритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, риск психоэмоционального неблагополучия ребёнка усиливается при авторитарной гиперсоциализации со стороны родителей, когда ребёнку навязывают стереотипы поведения без учё та его индивидуальных особенностей: при восприятии ребёнка «маленьким неудачником», приписывая ему личную и социальную несостоятельность; при высокой степени отвержения ребёнка родителем, в первую очередь матерью ребёнка, испытывающей злость, досаду, обиду.

Аналогичную точку зрения имеет исследователь Э. Г. Эйдемиллер, подчёркивая роль эмоционального отвержения матерью ребёнка и «мистификации» (внушение родителями детям того, в чём они нуждаются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание неадекватной системы представлений о себе) в возникновении психосоматических расстройств у дошкольников и искажении их личностного развития.

Наиболее распространённым примером социальной причины отставания ребёнка в развитии является феномен «социально-педагогической запущенности», когда ребёнок при достаточных предпосылках для интеллектуального и речевого развития, но при отсутствии внимания, заботы и общения со стороны родителей начинает отставать в психофизических параметрах развития и не может усваивать материал общеобразовательных программ детского сада и школы.

Другим распространённым примером негативного социального влияния является невротизация детей дошкольного возраста в результате завышенных требований к ребёнку со стороны чрезмерно «активных» родителей, подавление самостоятельности и инициативы ребёнка. А. И. Захаровым отмечается, что личностные особенности матерей провоцируют развитие у детей психосоматических и неврозоподобных расстройств. В частности, автор выделяет такие психологические типы матерей детей с неврозами и нарушениями личностного развития, как «Снежная Королева», «царевна Несмеяна», «спящая красавица», «наседка», «суматошная мать», «вечный ребёнок».

Консультацию подготовила учитель-логопед:

Людмила Викторовна Волобуева

Публикации по теме:

Консультация «Что мешает вести здоровый образ жизни» Вряд-ли встретится кто-то, кто не мечтал бы быть всегда красивым, полным сил и счастливым. Порой многие пробуют разные виды спорта, тренажерные.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребёнка» Консультация для родителей. Игра в жизни ребёнка. Игры способствующие развитию основных умений общаться. Эти игры разделены на несколько.

Консультация для родителей «Интерес ребёнка пяти лет» Интерес ребёнка пяти лет Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются.

Консультация для родителей «Как понять капризы ребёнка» Мы поговорим о поведении ребёнка младшего возраста от 3-х до 4-х лет. В возрасте трёх лет ребёнок уже довольно много умеет: самостоятельно.

Консультация для родителей «Подготовка ребёнка к школе» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Критерии готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе 4 2. Советы родителям по подготовке ребенка.

Консультация для родителей «Воспитание здорового ребёнка» Все родители без исключения хотят видеть своего ребенка самым умным и счастливым. Каждый взрослый видит свое чадо культурным и самостоятельным,.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.

Консультация для родителей «Здоровый сон ребёнка» Ребёнок скоро пойдёт в детский сад. Чтобы адаптация прошла без проявлений отрицательных эмоций, важно отрегулировать ритм сна, время укладывания.

Консультация для родителей «Знакомство ребёнка с природой» Природа это кладовая для обогащения детей. Мир природы - живой, изменчивый и разнообразный. С раннего возраста ребёнка окружает природа.

Занятие для родителей на тему: «Что мешает нам выслушать и понять своего ребенка?» Цель: познакомить родителей с позитивными приемами установления доверительных отношений с детьми. Ход Ритуал приветствия. Сообщение цели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что мешает развитию ребёнка»
Опубликовано: 16 мая 2016 в 00:13
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД