МААМ-картинки

Консультация для музыкальных руководителей по музыкальному воспитанию детей в ДОУ

Лидия Калачева
Консультация для музыкальных руководителей по музыкальному воспитанию детей в ДОУ

Консультация для музыкальных руководителей в ДОУ по музыкальному воспитанию детей в дошкольном возрасте.

Калачева Л. А.

Чтобы воплотить в жизнь важнейшие задачи музыкального воспитания детей, необходимо использовать методы общей педагогики, которые выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции в музыкальном воспитании дошкольников. К ним относятся следующие методы: наглядный, словесный и практический.

Публикация «Консультация для музыкальных руководителей по музыкальному воспитанию детей в ДОУ» размещена в разделах

О. П. Радынова в книге «Музыкальное развитие детей» подробно описывает теорию и практику развития музыкального воспитания детей, где идет речь и о методах развития музыкального восприятия, упомянутых выше.

В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение (усилить впечатления музыки).

Значение словесного метода в музыкальном воспитании также велико. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

Подготовка к восприятию музыкального произведения начинается со вступительного слова педагога. Как настройку чутких струн сердца, а не просто как обозначение вещи, предмета, явления понимал слово В. А. Сухомлинский, ввиду чего сам в работе стремился к эмоциональной окраске слова и, в частности, предлагал в объяснение музыки ввести поэтическое начало, что приближало бы слово к музыке.

Словесные комментарии педагога были рекомендованы и рекомендуются сегодня образовательными программами по музыкальному воспитанию дошкольников с направленностью на то, чтобы заинтересовать детей произведением, которое они будут слушать.

В. В. Медушевский отмечал, что слово в музыкальной беседе должно быть откровением, вызывающим яркое эмоциональное отношение воспитуемых.

Беседа может включать в себя: сведения о музыке как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Не отрицая важности этих знаний, следует особо подчеркнуть необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении. В силу специфики музыки как вида искусства именно это направление должно являться ядром беседы о ее содержании. Пояснения, которые характеризуют эмоциональную сферу музыки, следует считать важнейшими, углубляющими ее восприятие.

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы дошкольник глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающему ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Б. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями. Поэтому движения успешно используются как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии.

Одним из эффективных приемов развития музыкального восприятия дошкольников является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений). Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушаться к характеру музыки, а не только опираться на текст песни, подсказывающей действия отдельных персонажей.

Если говорить о развитии музыкального восприятия с помощью детского исполнительства, то оркестровка музыкального произведения используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения их. Оркестровать произведение, – значит, выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует дифференцировке восприятия - выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов, изобразительных моментов. Прием оркестровки побуждает дошкольников внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Так, для того, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать яркий, четкий темп барабана или бубна, а нежный характер – мягкий, нежный тембр колокольчика или арфы.

Прием «оркестровки» целесообразно применять после того, как дети неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки, выделят изобразительные моменты, средства музыкальной выразительности. Тембровые особенности музыкальных инструментов, придают звучанию образность. Их применение повышает интерес детей к музыкальному произведению. Этот прием углубляет представление дошкольников о выразительных возможностях музыкальных инструментов, способствует творческому применению их в самостоятельной деятельности.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой. Так, наглядно-слуховой метод развития музыкального восприятия сочетается с другими методами. Остановимся на характеристике некоторых приемов, в которых это сочетание прослеживается наиболее ярко.

Известно, что прием сравнения активизирует процесс восприятия (в том числе музыкального, делает его более дифференцированным, осмысленным, глубоким. При развитии музыкального восприятия этот прием может сочетать в себе различные методы (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический).

Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений позволяет в проблемной форме показать музыкальное произведение, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша, пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика», контрастные произведения в пределах одного настроения (например, два разных веселых) и др.

Для сравнения используются и музыкальные произведения, различные по характеру, но близкие по тематике, или имеющие одинаковые названия, например, пьеса Д. Шостаковича «Шарманка» и пьеса П. Чайковского «Шарманщик поет». В обоих произведениях есть изобразительные моменты, передающие однообразно повторяющиеся монотонные звуки шарманки, но какое разное настроение, разные чувства выражены в них!

Аналогичный прием можно использовать при сравнении пьес Р. Шумана «Смелый наездник» и «Всадник», «Неаполитанской песенки» и «Итальянской песенки» П. Чайковского.

Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно. Важно только точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке. Чтение стихотворения может предварить прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера.

Показ репродукций картин, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправдано. Целесообразно использовать показ репродукций картин и иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда у дошкольников уже сложились определенные представления о музыкальном образе.

Иногда детям предлагается выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки, темные – тревожному, таинственному, яркие, сочные краски – веселому, радостному характеру музыки.

Дети часто непроизвольно используют выразительные возможности цвета: злого колдуна большинство рисуют темными красками, а добрую Золушку – яркими и светлыми. Необходимо развивать представление дошкольников о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему.

Чтобы общение с музыкой носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов (наглядный, словесный и практический) должен применяться в проблемной форме, с нарастанием проблемности. Важно создавать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску детьми ответов на вопросы, способов деятельности. Например, сопоставление «живого» звучания и записи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой.

Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. Важно использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей в повседневной жизни детского сада и семье. Дошкольникам необходима музыкальная среда, слушание музыки в более свободных формах. Музыка может звучать фоном для другой деятельности ( на занятиях по различным образовательным областям: окружающий мир, развитие речи, игры, рисование и тд.). При такой свободной форме восприятия музыки дети могут лишь эпизодически активно ее слушать, «включаться», когда их привлекла наиболее понравившаяся мелодия, увлек ритм музыки. Но и фрагментарное восприятие обогащает музыкальные впечатления детей, помогает накапливать интонационный опыт.

Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки : тематические концерты, беседы-концерты. В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например, танцы (или взять другие жанры). Или рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Может быть использована самая разнообразная танцевальная музыка : от старинных пьес из сюит И. С. Баха (например, из сюиты для камерного оркестра си-минор – «Бурре», «Полонез», «Менуэт», «Шутка») до вальсов Ф. Шопена, Ф. Шуберта, балетной музыки П. И. Чайковского.

В беседе-концерте, посвященной маршевой музыке, мы сравнивали «Марш» (труба и барабан) из сюиты Ж. Бизе «Детские игры», марши П. Чайковского из балета «Щелкунчик», оперы «Пиковая дама», из оперы Д. Верди «Аида», «Свадебный марш» Ф. Мендельсона, марши И. Штрауса, марши С. Прокофьева.

В беседах-концертах, посвященных песенным жанрам, мы знакомили детей с разновидностями народных песен, с вокальными и инструментальными романсами, серенадами, ноктюрнами, ариями и т. д. Песенностью, часто в сочетании с танцевальностью, наполнена музыка Ф. Шуберта, Ф. Шопена.

Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена, П. И. Чайковского и др.)

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей классической музыки, детских музыкальных сказок, обучение детей игре на музыкальных инструментах, самостоятельное музицирование.

Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт.

Публикации по теме:

Консультация для музыкальных руководителей «Роль музыкального руководителя ДОУ в сплочении коллектива» Любой руководитель заботится о микроклимате в своей организации. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Дети с ОВЗ и музыка» Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада» Все мы знаем,что ни один праздник в ДОУ не обходится без специальных костюмов. Костюмы на утренниках ДОУ одевают как дети,так и взрослые.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Обучаем детей игре на деревянных ложках» Со времён XVIII века деревянные ложки использовались в нашей стране в качестве ударного инструмента. Это был самый доступный музыкальный.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни на осенний праздник в старшей группе»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни на осенний праздник в старшей группе» На осенний праздник я стараюсь брать две разнохарактерные песни -одну плавную на легато, другую веселую на стаккато. В прошлом году дети.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни о лете»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни о лете» Детские песенки о лете для дошкольников. Какими они должны быть. Первое - надо,чтобы ребёнку песня понравилась, потому что только тогда.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни Великой Победы»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни Великой Победы» Прошло 75 лет со дня Победы, но песни того далекого и грозного времени звучат и сегодня, потрясая наши сердца. В настоящее время воспитание.

Консультация для музыкальных руководителей «Как выбрать синтезатор» Дорогие коллеги! Сегодня я решила помочь вам разобраться в огромном количестве синтезаторов,которые нам предлагают разные фирмы и магазины. В.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для музыкальных руководителей по музыкальному воспитанию детей в ДОУ
Опубликовано: 31 мая 2022 в 13:20
+155Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД