Консультация для музыкальных руководителей по реализации образовательной области «Музыка»

Светлана Смирнова
Консультация для музыкальных руководителей по реализации образовательной области «Музыка»

дополнительного педагогического профессионального образования

Центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр»

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка»»

Методическое объединение музыкальных руководителей

Консультация

Смирнова С. Н. –

старший воспитатель ГБДОУ № 49

Юрова Г. Ф. -

старший воспитатель ГБДОУ № 51

Консультация для музыкальных руководителей

Слайды 1-2

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (далее - ФГТ) заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Данные документы определяют направления стратегических преобразований, реализация которых приведёт к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

3 слайд (Основные нормативные документы)

4 слайд (Центральные принципы ФГТ)

Центральные принципы ФГТ:

- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, когда содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

- соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму») ;

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,

в процессе реализации которых, формируются такие знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, а также с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

5 слайд (Образовательная область «М» в рамках ФГТ)

В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей. Среди них в разделе художественно-эстетического развития - образовательная область «Музыка». Указана значимость области «Музыка» для развития, воспитания и обучения детей.

Образовательная область «Музыка» позволяет:

- ребёнку: осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества;

-взрослому (педагогу и родителю): эффективно развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребёнка в ДОУ музыкой, используя её психофизиологические и социокультурные эффекты.

При разработке образовательной области «Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребёнка дошкольного возраста является:

- способом самовыражения;

- способом познания и понимания окружающего мира;

- универсальным способом жизнедеятельности.

6 слайд

Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для:

- развития разнообразных качеств и способностей ребёнка;

- освоения им музыкально-художественной деятельности.

7 слайд (Интеграция образовательных областей)

В современных документах мы слышим новое слово «интеграция» это официальный термин. Вам- музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Итак, как же интегрирует образовательная область «Музыка» с другими областями.

- как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг, муз. Б. Савельева, в разделе «Социализация») ;

- как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоциональности восприятия литературных образов Карлсона, Золушки, Бабы Яги и д. т.) ;

- как средство обогащения образовательного процесса (например, физкультурная разминка под музыку, рисование под музыку) ;

Как средство организации образовательного процесса.

В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны.

Например:

- «Физическая культура» - «Музыка». Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности.

- «Безопасность» - «Музыка». Развитие умений безопасного пользования техническими средствами, носителями музыки.

- «Социализация» - «Музыка». Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки.

- «Коммуникация» - «Музыка». Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев.

- «Познание» - «Музыка». Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений.

- «Чтение художественной литературы» - «Музыка». Использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам.

- «Художественное творчество» - «Музыка». Использование умений, характерных для художественного творчества, с целью наглядного выражения результатов восприятия музыки.

8 слайд (Интегративные качества)

В свете поставленных перед дошкольными учреждениями задач приобщения детей к культуре и искусству необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования дошкольников.

Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.

Интегративные личностные качества ребенка:

"физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками";

"любознательный, активный";

"эмоционально отзывчивый";

"овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения)";

"способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений";

"способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту";

"имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме: поликлиника, магазин, дом детского творчества,

библиотека, школа, театр и т. п., о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе";

"овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности";

"овладевший необходимыми умениями, навыками" (для осуществления музыкальной деятельности).

Как мы видим, знания, умения и навыки обозначены в последней графе интегративных личностных качеств. Это уже сейчас положительно сказывается на мониторинге, отраженном в переработанных в соответствии с требованиями ФГТ и вышедших в свет примерных программах (количество формируемых умений и навыков в них заметно уменьшилось).

Конечно, проведение нового мониторинга потребует от ученых и педагогов-практиков разработки тех критериев и показателей, которые свидетельствуют о вкладе разных образовательных областей в развитие каждого интегративного личностного качества детей.

9 слайд (Специфика реализации образовательной области «М»)

В дошкольном образовательном учреждении специфика реализации образовательной области «Музыка», в отличие от других образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы) и музыкального руководителя. Организатором музыкальной деятельности, воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель, воспитатель является главным помощником. Музыкальный руководитель занимается музыкально-педагогическим просвещением коллег, помогает в развитии музыкальной культуры. Однако, музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах музыкального воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке музыкальности ребёнка и описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений. Так как воспитатель хорошо знает своих воспитанников, постоянно общается с ними на протяжении нескольких лет.

Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности, а воспитатель продолжает эту работу при проведении режимных моментов.

10 слайд (Меняются требования к педагогу)

В 2009г была обновлена должностная инструкция музыкального руководителя. В ней сказано, что педагог должен владеть информационно-коммуникативными технологиями. При прохождении тестирования «На соответствие занимаемой должности» будут поставлены вопросы и по этой теме. Это одна из причин для педагога освоить ИКТ. Но в тоже время, в этом есть большие плюсы для работы любого педагога.

Музыкальный руководитель может применять различные средства ИКТ

(а это: компьютер, интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование) как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии, так и на развлечениях и праздниках. На занятиях мультимедиа можно использовать во всех разделах: например при слушании музыки – портреты композиторов, внешний вид музыкальных инструментов, картины природы, и т. д

Приведение всех форм документаций в электронный вид позволяет оперативно работать с информацией, экономить рабочее время, следовательно, повышается качество и эффективность деятельности.

В связи с требованиями ФГТ внесены изменения в написание плана

а именно:

- блок образовательной деятельности,

добавляются графы:

- интеграция образовательных областей,

- рекомендации воспитателям,

- создание развивающей среды в группе,

- взаимодействие с родителями.

Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими педагогами, полноценно использовать личностные ресурсы, проявлять готовность осуществлять самообразование.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса.

Публикации по теме:

Интегративный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» Интегративный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» Предлагаю вашему вниманию.

Разработка проекта организации развивающей среды с учётом ФГТ по образовательной области «Музыка»Разработка проекта организации развивающей среды с учётом ФГТ по образовательной области «Музыка» Разработка проекта организации развивающей среды с учётом ФГТ по образовательной области «Музыка» Цель проекта: 1. организация развивающей.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Консультация для музыкальных руководителей по реализации образовательной области «Музыка»
Опубликовано: 18 марта 2013 в 11:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...
Мастер-класс по изготовлению Ловца снов.
Уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня, я хотела бы поделиться с вами своим увлечением и рассказать, как можно сплести ловец снов. Ловец снов –...