Лучший педагог года

Консультация для начинающих воспитателей «Речь и речевое развитие детей младшего возраста»

Ирина Гранцова
Консультация для начинающих воспитателей «Речь и речевое развитие детей младшего возраста»

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Но из всех звуков, воспринимаемым ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его с взрослыми и сверстниками, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Перед нами стоит задача по формированию словаря ребенка, звуковой культуры речи, формированию грамматического строя речи и связной речи. Мы должны создавать развивающую среду. Работа по развитию речи проходит не только на занятиях, но и в повседневном общении, во всех режимных моментах.

Публикация «Консультация для начинающих воспитателей „Речь и речевое развитие детей младшего возраста“» размещена в разделах

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, можно дать детям музыкальные инструменты – дудочку и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь». Такие игры, как «Угадай, что звучит», «Скажи кто как кричит», можно проводить используя игрушки. В ходе этих игры можно задавать прямые вопросы: «Как квакает лягушка?», так и обратные: «Кто кричит ку-ка-ре-ку?». Таким образом закрепляется произношение твердых и мягких звуков. Формирование звуковой стороны речи осуществляется при помощи специального речевого материала (слова, фразы, потешки, песенки с определенной группой звуков, направленных на выработку умения правильно произносить данный звук).

В игре «Чей голос?» дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия и звуки издаваемые взрослым животным и детенышем.

Очень важно научить детей использовать интонацию целого предложения, вопроса, ответа. Например детям поется русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Воспитатель сначала поет всю песенку, а затем начинает диалог, ребенок отвечает на вопросы фразами песенки.

В словарной работе главное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и накопленного опыта из жизни ребенка, активное применение различных частей речи.

Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого нужно научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечать на вопросы: «Что это? Кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, людей. От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) необходимо переходить к перечислению свойств и внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению с другими предметами (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке?», «Какое яблоко, и какой апельсин?», «Чем они отличаются и чем похожи?»). При названии действий предмета или объекта, или действия с этим предметом, дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводятся игры с картинками «Что сначала, что потом?». (На одной картинке девочка стирает белье куклы, на другой развешивает его. Ребенок не только называет действия, но и может рассказать о том, как девочка играет с куклой.

На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: эта кукла большая, а та маленькая; одно дерево высокое, а другое низкое.

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка – это одежда; кукла, мяч – это игрушки).

Дети учатся понимать сематические отношения слов разных частей речи в единое тематическое пространство: птица – летит, рыба – плывет и т. д.

В этом возрасте большое место надо уделять работе над развитием понимания и использованием в речи грамматических средств, а также поиску ребенком правильной формы слов. Обучение проводится в играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинные уши).

В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.

Примеры некоторых дидактических игр.

«Угадай игрушку»

Цель: формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает 3-4 игрушки, а ребенок называет их. Далее взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки, ребенок отгадывает о какой игрушке идет речь.

«Скажи какой?»

Цель: учить выделять и называть признаки предметов.

Взрослый достает из коробки предметы, называя их, а ребенок называет признаки.

«Назови одним словом».

Цель: закрепить представление детей об обобщающих словах.

Взрослый задает вопросы: «На чем спит кукла? В чем хранит вещи? На чем они сидят? И т. д. Взрослый подводит детей к обобщающему понятию.

На занятиях по перекапыванию литературных произведений, рассказыванию об игрушке и по картине, где в комплексе решаются все речевые задачи, основной является задача обучения рассказыванию, хотя параллельно выполняют фонетические, лексические и грамматические упражнения.

Дети подводятся к предсказыванию литературных произведений, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с воспитателем (взрослый называет одно слово, фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.

Сначала воспитатель рассказывает знакомую сказку с использованием кукольного театра. Взрослый начинает : «Жили-были…», а дети заканчиваю фразу: «Дед и бабка». Здесь возможны как индивидуальные, так и коллективные ответы.

При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия. Постепенно они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно.

С первых занятий надо учить детей выходить на содержание картины. Вопросы помогают представить, как (дети договорились играть, кто принес кубики, кто предложил построить дом, для кого они будут строить).

Итак, в младшей группе надо чаще использовать не образец рассказа взрослого, а совместное рассказывание, когда ребенок дает свой вариант окончания предложения.

При рассматривании игрушки надо научить детей правильно отвечать на вопрос «Кто это? (котенок, затем ставятся вопросы: какой он, что умеет делать, как он зовет свою маму, как можно назвать его ласково?». Затем воспитатель предлагает рассказать про котенка. Он говорит ребенку: «Давай с тобой вместе расскажем про котенка. Я начну, а ты будешь дальше рассказывать». Смысл данного упражнения в том, что мы задаем ребенку связь, и он начинает почти самостоятельно выстраивать короткое связное высказывание.

Очень важно учитывать разный речевой уровень детей, пришедших в детский сад из семьи, поэтому значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения, как на занятиях, так и вне занятий.

Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка. Эта работа проводится в обстановке естественного общения. В индивидуальном общении легче производить обучение рассказыванию из личного опыта (о любимой игрушке, о членах семьи).

Индивидуальная работа проводится в утренние и вечерние часы, и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка.

Очень важно воспитателю также следить и за своей речью, как на занятиях, так и в общении с детьми вне занятий. Речь воспитателя должна быть негромкой, четкой, внятной, интонационной, не засоренной словами паразитами (вот, ну и т. п.). Воспитатель должен тщательно готовиться к занятиям, играм, которые планирует провести с детьми. Необходимо четко знать, что говорить детям, уметь правильно задавать вопросы.

Публикации по теме:

«Развитие диалогического общения детей младшего возраста». Консультация для воспитателей Высокий уровень речевого общения является основным условием успешности и адаптации человека в любой среде. Развитие коммуникативных умений,.

Консультация для воспитателей «О личностном подходе в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» «О личностном подходе в период адаптации детей младшего возраста»Малыш приходит в ясельную группу… Как помочь ему пройти период адаптации.

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 Формирование фонематического.

Консультация для воспитателей «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста» Любознательность является ценным качеством личности и выражает отношение к окружающей жизни, к природе. Познавая природу ребёнок начинает.

План по самообразованию «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»План по самообразованию «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» План по самообразованию Тема: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности». Цель – выявить эффективность.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей дошкольного возраста. Взаимодействие ДОУ с семьей» «Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи». -Здравствуйте уважаемые родители! Свое выступление хочу начать с вопроса:.

Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» ПРОЕКТ «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности» Актуальность проекта: Речь – это творческая.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего и дошкольного возраста. Консультация-практикум для воспитателей Ребёнок не говорит. Ребёнок плохо говорит. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Игры и игровые упражнения ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП «Учите, играя» В помощь педагогам Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста» «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста» «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для начинающих воспитателей «Речь и речевое развитие детей младшего возраста»
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 23:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД