Папки-передвижки

Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

алёна дозорова
Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных эталонов

у детей с нарушениями зрения»

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Публикация «Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Под восприятием понимают субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Это сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа.

Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны - выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребёнком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Овладение знаниями и умениями во всех видах деятельности в детском саду требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. В обучении рисованию ребёнок должен достаточно уловить свойства предмета. В конструировании требуется исследование формы предмета, его строения. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разнообразием, сравнение предметов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное положение. На всех видах занятий необходимо вести систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребёнка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство такого предмета, который воспринимается в данный момент.

Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения. Искажённое сенсорное отражение признаков предметов и изображений влияет на формирование зрительных образов и опознавательный этап восприятия. Нарушение механизмов восприятия, в свою очередь, сказывается на развитии несенсорных психических функций : наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа, синтеза, обобщения и категоризации.

Цвет осознаётся ещё в преддошкольном возрасте (2-3 год, ребёнок активно использует этот эталон, так как может узнавать и различать цвета среди многих. Дети усваивают названия цветов, умеют локализовать заданный цвет и его оттенки, умеют сравнивать и соотносить заданный цвет с признаками конкретного предмета. Дети умеют выделять цвет среди других признаков предмета. Все эти умения – это сенсорные операции.

Легче всего в самостоятельной жизни овладеть сенсорным эталоном цвета, так как это определяется врождённой функцией цветоразличения.

Восприятие цвета – одномоментная операция. То есть на уровне сенсорных операций узнавания и называния цвет непосредственно не связан с прослеживающей функцией глаза. Трудности у детей с нарушениями зрения связаны с низкой различительной способностью, с характером нарушения зрения, с сужением поля зрения, поэтому:

- дети трудно овладевают цветами сине-фиолетовой части спектра и их оттенками;

- трудно усваивают локализацию цвета их множества, соотнесение и сравнение однородных цветов;

- зрительное восприятие дошкольников ситуативно;

- развитие ребёнка с нарушением зрения с возрастом влияет на овладение эталоном, но не все операции доступны для овладения:

- называние и узнавание развивается пропорционально возрасту;

- сравнение и соотнесение цветов с образцом более трудны, здесь нет прямой пропорции с возрастом.

Сложнее, чем эталоном цвета дети овладевают эталоном формы, так как выделение формы зависит не только от остроты зрения, но и от развития прослеживающей функции глаза.

Сенсорные операции овладения сенсорным эталоном формы :

- дети должны уметь локализовать геометрические фигуры заданной формы;

- знать названия простых геометрических форм с показом их и без него;

- должны уметь выделять и называть формы геометрических фигур и предметов, изображённых в разном пространственном расположении;

- уметь сравнивать и соотносить геометрические формы между собой и с формой конкретных предметов;

- должны уметь оперировать формой как признаком предмета.

Представления должны быть о формах в разных модальностях: в силуэтом, контурном виде.

Дети с нарушениями зрения значительно отстают в овладении эталоном формы от здоровых сверстников. Они с трудом усваивают даже узнавание и называние формы. Самостоятельно не овладевают, так как при этих операциях они должны выполнять два зрительных действия: обвести по контуру взором; сравнить каждую часть. А прослеживающая функция является нарушенной (амблиопичный глаз не участвует в прослеживании). Таким образом, эти зрительные действия не развиваются.

Особенно трудно происходит овладение процессами локализации и соотнесения. Даже узнавание знакомой фигуры затруднено, если она даётся в необычном расположении. Переход зрительных действий в умственный план задерживается.

Овладение эталоном пространства зависит от различительной способности глаза, от характера зрения, от овладения ребёнком нестереоскопическими способами восприятия предметов в пространстве.

Операции:

- локализация предмета в пространстве по величине и форме;

- соотнесение величины и формы предмета с другими в зависимости от места расположения и расстояния (от себя, между предметами);

- умение оценивать расстояние.

Это самый трудный для восприятия эталон.

Большинство детей затрудняется оценивать взаимное расположение предметов.

Затруднено точное оценивание расстояния между объектами.

Затруднено определение и называние направления расположения объектов (впереди, сзади, справа, слева).

Наиболее легко усваивается локализация величины.

В ходе формирования и развития системы сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения педагог должен ориентироваться на основные стратегии.

Первая состоит в организации зрительного поиска ребёнком заданного элемента в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения. Педагог должен научить ребёнка осуществлять чисто зрительное движение по системе сенсорных эталонов, представленных в ряду. Оно должно быть направлено на поиск эталона, идентичного заданному образцу.

Вторая, более сложная стратегия состоит в организации зрительного поиска эталона по представлению (мнемическому образу).

Третья стратегия предполагает формирование устойчивой связи между эталоном и словом.

Все три стратегии могут включаться в выполнение элементарных, простых, сложных заданий. Успешность усвоения сенсорных эталонов может оцениваться на основе показателей точности построения рядов, состоящих из последовательностей различных эталонов.

Литература:

1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер: Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988. – 144 с.

2. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребё нка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М. : Школа-Пресс, 2001.- 96 с.

3. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование ИЕТ компетентности педагогов ДОУ» Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним.

Консультация для педагогов «Начинаем экспериментировать» воспитателя старшей группы Андреевой А. А. Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать.

Консультация для педагогов «Дистрессы в жизни педагогов ДОО» Представители многих профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, в т. ч. и педагоги ДОО, нередко отмечают у себя симптомы.

Консультация для педагогов «Как повысить стрессоустойчивость педагогов» Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы,.

Консультация для педагогов «Проблемы поведения» Консультация для педагогов «Проблемы поведения» Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя.

Консультация для педагогов «Самообразование педагогов в ДОУ» Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваивается каждые 10 лет. Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен.

Консультация для педагогов «Тьюторское сопровождение повышения квалификации молодых педагогов в МБДОУ» «Педагог – не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы» Клод Леви-Стросс. Мы не раз слышали о значимости сотрудничества.

Консультация для педагогов «Зрительная гимнастика в ДОУ» Зрительная гимнастика в ДОУ Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир.

Консультация для педагогов «Пластилинография» Пластилинография – источник творческого развития ребенка. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Другими словами,.

Консультация «Взаимодействие педагогов ДОУ» На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования - создание единого образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 16 января 2016 в 11:06
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД