Консультация для педагогов «Развитие стрессоустойчивости у детей с помощью тестопластики»

Валентина Запорожец
Консультация для педагогов «Развитие стрессоустойчивости у детей с помощью тестопластики»

Развитие стрессоустойчивости у детей через

использование – арт-терапевтического метода (тестопластики)

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования. На данном этапе происходит пересмотр содержания дошкольного образования. На смену Временным (примерным) пришли Федеральные государственные требования, которые предполагают написание программ и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников.

Но мы с Вами поговорим о старом забытом…., или о том что, окружает наше общество, нашу жизнь.

Стресс — неотъемлемая часть современной жизни. Стресс, в своё время, переживает каждый человек. Взрослому человеку легче он справиться со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей. У ребёнка стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта он не в состоянии с ним бороться. Что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его, в этом и состоит механизм стресса.

Стресс может оказывать на деятельность, как положительное влияние, так и отрицательное, в зависимости от его выраженности. Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

Так как стрессоустойчивость — качество непостоянное, значит, его можно развивать психотренингом, привычкой к ежедневному напряжённому творческому труду и различным видам деятельности.

Поступление ребёнка в детский сад, школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычное поведение, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Детский сад с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимально мобилизовать все его интеллектуальные и физические силы. На ребёнка влияет комплекс новых факторов: коллектив, персонал детского сада, изменение режима, непривычно ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Ребёнок — это, по сути дела, обычный человек, но который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей, гораздо труднее, чем у взрослого. Детский стресс запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют признаки, по которым можно определить, что ребёнок находится в состоянии стресса:

частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;

ночные кошмары;

быстрая утомляемость;

постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;

постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;

ложь

возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький;

расстройства без видимой на то причины;

озабоченность сверх меры своим здоровьем;

агрессивное отношение к окружающим

педантизм и максимализм: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;

заниженная самооценка;

беспричинные тревоги, волнения и страхи;

дефекты речи или нервные тики;

Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорная сфера ребёнка. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты, очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы, это является арт-терапия. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Термин "арт -терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938). Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.

При пассивной форме человек "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арт-терапии человек сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д

Представлено несколько видов арт-терапии.

Виды арт-терапии, представленные в психологии и медицине, отвечают существующим видам искусств. Выделяют следующие виды:

собственно арт-терапия,

музыкотерапия,

танцевальная терапия,

драмотерапия,

сказкотерапия,

библиотерапия,

маскотерапия,

этнотерапия,

игротерапия,

цветотерапия,

фототерапия,

куклотерапия,

оригами и тестоапластикотерапия.

Кроме того, каждый из этих видов имеет множество арт-терапевтических техник, которые применяются для решения внутренних и межличностных конфликтов, кризисных ситуаций, вековых кризисов, травм, невротичных расстройств и тому подобное.

Хотелось бы остановиться на Тестопластикотерапии – лепка из соленого теста.

Тесто – приятный и податливый материал, с которым дети работают с большим удовольствием.

Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для маленьких рук.

Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.

Лепка из солёного теста позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках.

Для дошкольников, особенно, с недостаточной координацией движения рук и слабым развитием мелкой моторики, это занятие будет полезным и интересным.

Ведь мы можем, лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим.

Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.

Создаем и разрисовываем фигуры из теста.

Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.

Создаем амулеты и обереги.

Ребёнок когда лепит из теста, глины он становится мастером, не ведая этого!

Арттерапия поможет ответить на вопрос «кто я, каков смысл моей жизни?», «что есть мир вокруг?». Творчество дает нам силы для преодоления трудностей, помогает решать нам внутренние и внешние конфликты страха перед ними.

Методы арт-терапии исцеляют душу с помощью искусства и творчества.

Недостатком арт - терапии может являться то, что глубоко личный характер может привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми.

Я предлагаю Вам взять несколько комочков теста и слепить «ОБРАЗ СВОЕГО НАСТОРОЕНИЯ»

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формула безопасности» Формула безопасности гласит: Предвидеть опасность; при возможности – избегать; при необходимости – действовать. Современное общество несет.

Консультация для педагогов «Как не сгореть на работе» Любая деятельность, которой человек занимается ежедневно из месяца в месяц, из года в год, накладывает на личность определенный отпечаток.

Консультация для педагогов ДОУ «Дети с ОВЗ» Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство.

Консультация для педагогов «Игра — это искра» Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры» Театрализованные игры -средство речевого развития ребенка - дошкольника. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом.

Консультация для педагогов «Наша память» Консультация для педагогов. " Наша память". Сила мысли. Разгадывайте сканворды и ключворды,читайте книги,играйте в слова. Когда мы думаем,в.

Консультация для педагогов «Пушистое лекарство» Кошка – одно из самых любимых и почитаемых животных на планете. Наверное, каждому человеку знакомы ощущения, возникающие в тот момент, когда.

Консультация для педагогов «Самообразование педагогов в ДОУ» Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваивается каждые 10 лет. Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению»Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» "Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.

Консультация для родителей и педагогов «Игрушки из бросового материала»Консультация для родителей и педагогов «Игрушки из бросового материала» Тема моей консультации «Игрушки из бросового материала». Вы наверняка видите какими игрушками предпочитают играть современные дети, но я.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Насекомые и пауки
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие стрессоустойчивости у детей с помощью тестопластики»
Опубликовано: 14 мая 2016 в 16:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рекомендации для родителей «Польза мячей»
МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ МЯЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – КАКИЕ МЯЧИ НЕОБХОДИМО ПОКУПАТЬ РЕБЕНКУ? Для маленького ребенка мяч – это, в первую очередь, заряд позитива и радость...
Играем с пальчиками
1. Массаж ладоней и пальцев. Сорока – белобока Кашу варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты воды...
Фотоотчет «Поздравления на 9 мая»
Уважаемые коллеги! Как буд - то бы недавно праздновали День Победы, а уже и лето на носу! А мне так хотелось показать вам как мы готовились, а потом...
Презентация на тему «Экологическая тропа»
"Экологическая тропа" [Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры,  экологически грамотного поведения в...
«Фотографии как средство формирования и развития связной речи у детей с задержкой...
Обучение рассказыванию - одна из наиболее важных и сложных задач речевого развития детей дошкольного возраста. В то же время особенности детей с ЗПР (...