Получи документы

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников»

Олеся Ермолаева
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников»

Экспериментирование является одним из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. Слово "эксперимент"произошло от греческого experimentum, что означает проба, опыт. В современном словаре иностранных слов определение: эксперимент — это

1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;

Публикация «Консультация для педагогов „Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников“» размещена в разделах

2. вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования и вызывают у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента : ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.

Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Поисково-познавательная деятельность предполагает решение следующих задач:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью

наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, людей);

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования — способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в трех формах:

- непосредственно образовательная деятельность,

- совместная деятельность педагога и воспитанника,

- самостоятельная деятельность детей.

При проведении экспериментирования следует придерживаться следующих требований:

1. соблюдать технику безопасности;

2. проводить опыты, эксперименты дошкольников под руководством взрослого;

3. рассматривать элементарные причинно-следственные связи и зависимости реальной действительности;

4. использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.

Для активизации процесса экспериментирования можно задать проблемные вопросы:

- Почему карандаш рисует, а палочка нет?;

- Что будет, если снег принести в комнату?;

- Почему шарик катится, а кубик нет?;

- Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);

- Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);

- Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);

- Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок);

-Какая вода? (свойства воды);

- Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);

- Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);

- Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);

- Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т. д.

Организация работы по экспериментированию в дошкольном учреждении идет по трем взаимосвязанным направлениям:

-живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

-неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

-человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся :

-Видеть и выделять проблему;

-Принимать и ставить цель;

-Решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

-Высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

-Фиксировать этапы действий и результаты графически.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом дети испытывают большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Проведение опытов и экспериментирование дают детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения тех или иных вопросов. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Публикации по теме:

Детское игровое экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Слайд 2 «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь предметом. Это означает, что с помощью.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка Тема: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА». Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно.

Детское экспериментирование — средство интеллектуального и творческого развития дошкольников Тема: «Лето яркое, лето разное» Руководители проекта Воспитатель: Навальная Г. И. Воспитатель: Дубовик Е. Н. Базисный компонент Проектная.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Что такое детское экспериментирование» Деловая игра «Что такое детское экспериментирование» Жюри: заведующий, музыкальный руководитель 1 команда «Юниоры» : воспитатели, стаж работы.

Доклад по самообразованию «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по самообразованию. Мной была выбрана тема для изучения «Детское экспериментирование как средство.

Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы)Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,.

Консультация для родителей. Значение занимательных логических задач для интеллектуального развития старших дошкольников В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом.

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника» Мастер – класс – демонстрация высокого класса мастерства с воплощенными в жизнь признаками инновационности, отмеченой осмысленностью своего.

Программа по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Старшая разновозрастная группа Актуальность.

Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной сферы детей» Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников»
Опубликовано: 9 октября 2015 в 17:10
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД