МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Диагностика культуры здоровья дошкольников»

Елена Тихонова
Консультация для педагогов «Диагностика культуры здоровья дошкольников»

Что понимается под культурой здоровья дошкольников и что в связи с этим становится предметом изучения?

Культура здоровья является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности и осуществляться в этих видах деятельности самой.

Общечеловеческая культура (и как её часть валеологическая культура) обеспечивает человека социальной устойчивостью, способами вхождения в общественную жизнь путём осмысливания своей неотделимости от других и, в то же время, своей уникальности.

Публикация «Консультация для педагогов „Диагностика культуры здоровья дошкольников“» размещена в разделах

Культура позволяет внести в мир и личность смысл, человеческое значение, эмоциональный комфорт. Культура вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества.

Смысл культуры здоровья выражается в обретении личностью смысла, заключающемся в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и удовлетворённости этими отношениями, которые человек строит на протяжении всей жизни.

Культура здоровья является условием успешной социализации и её результата – социально-личностного развития детей в дошкольном детстве.

Проблема социализации – одна из актуальных проблем педагогической науки. Это связано с тем, что каждый отдельный индивид становится Человеком именно в процессе социализации.

Что такое социализация?

Жан Пиаже (швейц. психолог, Роберт Мертон (американский социолог) рассматривают социализацию как процесс адаптации индивида к окружающему миру.

Игорь Семёнович Кон (отечественный социолог) определяет социализацию как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.

Лев Наумович Коган (отечественный социолог) понимает социализацию как приобщение индивида к ценностям общества, включение его в систему общественных отношений.

По мнению Анатолия Викторовича Мудрика, (доктор педагогических наук, исследователь проблем социализации) социализация – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром.

Чарльз Кули, Джордж Мид (американские социологи, психологи) говорят о социализации как процессе развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

В таком понимании социализации становится важным взгляд на человека как активного существа, способного к взаимодействию с окружающим миром. Так же считает и Галина Михайловна Андреева (отечественный социолог и психолог, рассматривая социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя:

- процесс усвоения индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей;

- процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счёт активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Таким образом, ребёнок становится субъектом социальных отношений, а успешность социализации дошкольника обеспечивается при условии его активного участия в процессе социально-личностного развития. Это возможно только при условии здоровья детской личности.

Какие же функции выполняет культура здоровья в социально-личностном развитии дошкольников?

Помогает ребёнку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентирует в ценностях группы, коллектива, в которые попадает малыш. Такими ценностями для ребёнка становятся жизнь человека, его здоровье и здоровое существование, свобода и полнота проявления его индивидуальности

Даёт возможность дошкольнику понять и принять особенности взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми через призму здорового существования

Обеспечивает становление субъектной позиции ребёнка в деятельности и общении, т. к. культура здоровья инициирует детскую активность

Позволяет ребёнку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение, удовольствие

Таким образом, культура здоровья дошкольника (или валелогическая культура) – это осознанное отношение ребёнка к здоровью и жизни человека, это готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Компоненты:

- осознанное отношение к здоровью и жизни человека

- знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его

Компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.

Каковы задачи диагностики культуры здоровья дошкольников?

1. Изучить особенности отношения ребёнка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

2. Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.

Всемирная организация здоровья (ВОЗ) предлагает следующее определение здоровья.

«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Выделяют 4 направления диагностики представлений детей о здоровье:

здоровый человек;

организм человека;

безопасное поведение человека;

человек и другие люди.

3. Изучить готовность ребёнка решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; разумного поведения в непредвиденных ситуациях; оказания элементарной медицинской помощи и самопомощи.

4. Изучить особенности социально-личностного развития в связи с культурой здоровья.

Такая диагностика позволит:

- спроектировать здоровьесберегающий индивидуальный образовательный маршрут ребёнка;

- спроектировать педагогический процесс, учитывающий особенности развития ребёнка, содействующий укреплению и сохранению здоровья воспитанников;

- корректировать педагогический процесс, направленный на решение задач целостного воспитания и развития ребёнка;

- организовать сопровождение дошкольников специалистами в условиях целостного педагогического процесса (медики, психологи, педагоги и т. д.).

Методы диагностики

Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которых фиксируются наблюдателем.

Виды наблюдений: включенное и невключенное.

1. Педагог участвует в определённой ситуации (например, моделирует опасную ситуацию для здоровья ребёнка) и анализирует поведение и действие ребёнка «изнутри».

2. Наблюдение ведётся извне (например, наблюдение за процессами умывания, одевания)

Виды наблюдений: кратковременное наблюдение, эпизодическое наблюдение, причинное наблюдение и наблюдение значимых ситуаций.

1. Наблюдение за деятельностью в определённое время, в течение дня (например, во время обеда, подготовки ко сну, выполнения физических упражнений)

2. Наблюдение, которое фиксирует отдельные проявления, реакции, факты поведения ребёнка (например, как играет в «больницу»)

3. Наблюдение по какой-либо причине (например, ссора между детьми, или ребёнок поранился – какова реакция сверстников).

Данный метод позволяет абсолютно точно фиксировать естественные проявления ребёнка, особенности его поведения, ничего не искажая при этом, ведь определённые действия ребёнка воспринимаются не изолированно, а в связи с другими действиями, размышлениями.

Важно!

Наблюдателю важно, готовясь к наблюдению, осознавать его цель и предмет (что вы изучаете и для чего, выбрать вид и способ наблюдения (как наблюдать, определить программу или схему наблюдения и способ оформления результатов (как фиксировать наблюдаемые явления0, от которых зависит результативность и простота интерпретации полученных данных.

Беседа – это метод сбора определённой информации в процессе личного общения ч человеком в соответствии с разработанной программой.

Достоинство метода – позволяет получить конкретную информацию от конкретного ребёнка в ходе естественного общения и взаимодействия с ним воспитателя, позволяет дошкольнику проявить инициативу, заинтересованность в содержании беседы.

Успешность метода зависит от степени его подготовленности воспитателем (определения цели, плана беседы, организационных моментов – место, время, приёмы установления контакта, учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей, их жизненного опыта, продумывание вопросов, способов и средств фиксации результатов).

При беседе используются прямые и проективные вопросы, наиболее подходящие для детского восприятия и понимания.

Прямые вопросы – с однозначно понимаемым смыслом и связанные с личным опытом ребёнка, самого ребёнка

Проективные вопросы включают в себя задачу, связанную с другими детьми, воображаемыми героями, проблемными ситуациями.

Важно помнить: каждый вопрос преследует определённую цель, которую необходимо достичь при общении с ребёнком. Если в ходе беседы одни и те же вопросы вызывают затруднения у большинства детей, возможно нужно их переформулировать, упростить, оснастить серией дополнительных уточняющих вопросов.

Анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление определённой информации от респондента.

В анкетах могут использоваться открытые и закрытые вопросы.

Ответ на открытые вопросы даётся в свободной форме, таким образом выявляется компетентность человека.

К закрытым вопросам предлагаются ответы в готовом виде, и задача отвечающего выбрать один из вариантов.

Важно, чтобы вопросы анкеты отвечали замыслу исследования.

Анализ продуктов детской деятельности – рисунков, рассказов детей, участие ребёнка в диагностической (дидактической) игре и решение им игровой задачи. Наблюдательный воспитатель может извлечь из детского рисунка или рассказа валеологического содержания особенности отношения ребёнка к здоровью и здоровому образу жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе по воспитанию культуры здоровья дошкольниковФотоотчет о работе по воспитанию культуры здоровья дошкольников Юлия Кравец Фотоотчет о работе по воспитанию культуры здоровья дошкольников. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед.

Консультация для педагогов «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры В последнее время резко возрос интерес к экологии.

Консультация для педагогов «Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности» Саморазвитие личности – это популярная тема сегодняшней практической психологии. Подлинное личностное саморазвитие – это если всё, что узнали,.

Консультация для педагогов «Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у дошкольников» Консультация для педагогов: «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у дошкольников"[/b] Под средствами в.

Поясничный остеохондроз и его профилактика. Консультация для педагогов «Минутки здоровья» Ответственные инструктора по физической культуре: Штанько Римма Рифовна Кобикова Ольга Евгеньевна Поясница считается самым подвижным участком.

Консультация для педагогов «Урок здоровья как форма работы с детьми по физическому воспитанию» В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Консультация для родителей «Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников» Консультация для родителей «Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников» Под термином.

Консультация для родителей и педагогов «Формы работы с детьми для улучшения здоровья дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Формы работы с детьми для улучшения здоровья дошкольников» Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство –.

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у дошкольников» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников». Дошкольное детство – короткий, но важный период утверждения.

Мастер-класс для педагогов «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Диагностика культуры здоровья дошкольников»
Опубликовано: 16 января 2019 в 09:51
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД