Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

татьяна муртазина
Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимается значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети-творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития детей живут тем, чем живёт народ. Но окружающий мир воспринимается ребёнком по другому, чем взрослым. Ребёнок - «Новичок», всё для него полно новизны. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких либо иных целей, чем играть. Игра так же указывала на возможность расширения впечатлении, представлений в игре, вхождения детей в жизнь. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуется жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют восприятия, внимания, память, мышления, развития творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребёнка. Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.) Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Существует ряд классификаций дидактических игр. Рассмотрим же их подробнее: Игры с использованием предметов, игрушек и картинок. Игры – типа «угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр можно закреплять знание предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше) ; части речи; предлоги; название цветов и т. д. Игры – типа «чудесный мешочек» используется во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают из мешочка и называю его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты) ; дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ. Игры с куклой. Основная цель этих игр – закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т. д.) . Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие. Также в детских садах используются дидактические игры на различение каких – нибудь деталей, на различение или сравнение каких – либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого такой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.

Возможности использования дидактической игры в развитии речи младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения

Рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические, или авто дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использования разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игры – занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основной для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры – занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приёмов. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомление с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей

Содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра к сожалению, реже используется обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

Основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребёнка игра, если её правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которые им известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Наоборот» и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой – либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребёнок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке», - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому – то дети всегда играют в такие игры. Задача воспитателя заключается в том, что чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были в запасе, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариантности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно – печатным играм, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Например, в игре «Лото малышам» согласно правилам игры победитель тот, кто правильно подберёт карточки и закроет ими клетки на большой карте. Дети играют в эту игру с интересом, пока все карточки не станут им хорошо известны и они не научатся соотносить изображение с сюжетом картинки. Для поддержания интереса к этой игре воспитатель организует действия ребят, говорит им: «Давайте теперь поиграем так: у меня знаки (кружки) – красный, зелёный и синий (по количеству играющих детей). Мы поиграем и узнаем, кто быстро и правильно выполнит задание – закроет первыми клетки на большой карте, - тот будет победителем, получит вот этот значок – красный кружок, второй – зелёный, а кто последний – получит синий кружок. Вася подаст сигнал, когда начинать игру: стукнет кубиком по столу два раза». Игра начинается всеми детьми одновременно. Играть можно несколько раз, обменявшись картами. Каждому хочется получить значок победителя, поэтому дети просят своих партнеров: «Давайте еще раз сыграем!»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребёнком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Кого с кем из детей посадить (сильный со слабым). Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводятся, но для себя воспитатель записывает полученные результаты. В старших группах проводится как часть занятия, в младших группах можно проводиться как целое занятие. В начале игры необходимо заинтересовать детей далее идёт объяснение, а затем идёт выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи. Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся 5 минут – это конец занятий. Воспитатель не даёт объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала до конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее (для словесной игры) подобрать слова на случай затруднения детей.

Публикации по теме:

Дидактическая играДидактическая игра Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное.

Неделя игры и игрушки В. А. Сухомлинский:"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 12:33
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...