Консультация для педагогов ДОУ «Влияние развития речи на общее развитие ребенка»

Жанна Садчикова
Консультация для педагогов ДОУ «Влияние развития речи на общее развитие ребенка»

Задержка речевого развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Недостатки речевого развития, особенно тяжелые его формы, часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей и, таким образом, препятствуют своевременной социализации детей.

Связь речевых нарушений с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети с нарушениями речи могут отставать в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевать мыслительными операциями. Недостатки развития речи сказываются на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер, а также на развитие памяти. Трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка задерживают процесс развития связной речи, своевременный переход ее от диалогической формы к контекстной. Несовершенство речевых умений затрудняет формирование основных функций речи — коммуникативной, познавательной, обобщающей, регулирующей.

Коммуникативная функция речи является одной из наиболее ранних и способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Обусловленная недостатками развития языковой системы, коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи ограничена. Они, как правило, неохотно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, не умеют четко правильно сформулировать мысль. У них обнаруживается беспомощность при выражении мысли в связном высказывании. Речевая активность снижена, не формируется языковая способность. Таким образом, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и не способствует активности речи.

Познавательная функция речи тесно связана с возможностью общения ребенка с окружающими. Недостатки речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, так как ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Недостаточная речевая способность детей с нарушениями речи препятствует правильному восприятию информации при речевом общении с окружающими. В результате ребенок испытывает затруднения в овладении понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации в соответствии с возрастными требованиями.

Формирование регулирующей функции речи связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, программированием интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корригирует эту деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении определенных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключается на несущественные раздражители.

Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. Поэтому, работая с детьми, имеющими речевые нарушения, педагогу следует учитывать помимо индивидуальных особенностей также и их речевые нарушения. Осуществляя работу, педагогу, помимо реализации основных задач, связанных с развитием и закреплением речевых навыков, также необходимо уделять внимание:

становлению и развитию у детей игровой деятельности;

совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;

развитию у детей мелкой моторики руки;

эмоционально-волевой сфере (так как следствием нарушений речи часто становятся неуверенность в себе, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям);

обучению расслабляющим упражнениям для снятия мышечной и эмоциональной напряженности (умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение);

развитию у детей игровой деятельности.

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Игры с пальчиками. Все что связано с детьми, тем более с детьми дошкольного возраста, в любом случае касается игры - спонтанной, авторской, традиционной.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Влияние развития речи на общее развитие ребенка»
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 20:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«К нам пришла Весна-красна». Сценарий развлечения в первой младшей группе
Сценарий развлечения в 1ой младшей группе "К нам Весна-Красна пришла" Звучит песня "Весна_Красна идёт" и дети входят в зал. ВЕСНА: Здравствуйте, дети,...
Оформление уголков и микроцентров в группе
Детский сад- это второй дом как для педагогов так и для наших маленьких воспитанников. Для создания уютной домашней атмосферы в группе, нам педагогам...
Фотоотчет о проведении праздника «1 апреля — День смеха»
Примерим улыбочки! Принято считать, что 1 апреля является своеобразной аномальной зоной в календарном исчислении, когда можно и пошутить, похулиганить, и...
Фотоотчет о выставке «Планета в твоих руках!»
Помните, взрослые, помните, дети! Помните - что красота на планете Будет зависеть только от нас. Не забывайте об этом сейчас, Планету живую сберечь для...
Мое первое участие в литературном конкурсе!
30 апреля 2017 года завершается литературный конкурс «Художественное слово», организованный на портале Пиши. про. Отбор творческих работ проходил с 20...