Лучший педагог года

Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство

елена кирпичникова
Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство

Консультация для педагогов

Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.

Консультацию подготовил

воспитатель Кирпичникова. Е. В.

Челябинск, 2016г.

Публикация «Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство» размещена в разделах

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной деятельности, являясь врождёнными, однако требуют дальнейшего развития.

Целенаправленными и систематичными действия по развитию познавательных процессов и познавательной активности становятся с момента поступления ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Продуманная предметно-пространственная среда, в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, подобранные дидактические материалы и пособия, профессионально подготовленный педагог – всё это должно благоприятно сказываться на развитии познавательных способностей. Но исследования психологов свидетельствуют об обратном : к моменту поступления в школу, многие дети хоть и обладают достаточно развитым вниманием, воображением, мышлением, имеют очень низкий уровень познавательной активности. Дети теряют интерес к познанию окружающего мира, не хотят самостоятельно искать ответы на появившиеся вопросы в ходе изучения окружающей действительности, не хотят создавать, творить, становясь всё более потребителями готовой информации, знаний, продуктов творческой активности.

Причины данной проблемы познавательного развития нам видятся в следующем:

- зачастую в дошкольном образовательном учреждении ребёнок является только субъектом педагогических воздействий. В ходе непосредственно-образовательной деятельности педагоги чаще используют пассивные методы обучения;

- несмотря на множество программ дошкольного образования, регламентирующих в том числе и создание разнообразной развивающей среды, можно увидеть недостаточное количество материалов для свободного экспериментирования, самостоятельного творческого поиска решений.

Одним из возможных способов решения этой проблемы является интеграция элементов педагогической системы Монтессори в предметно- пространственную среду нашего дошкольного образовательного учреждения. И вот почему:

Во-первых, ведущая роль в образовательном процессе в системе Монтессори сдвигается с педагога на ребёнка. Ребёнок не просто субъект, а активный объект, который сам выбирает материал для работы, продолжительность и темп работы с выбранным материалом. Теперь вопрос, с которым педагог чаще обращается к ребёнку «выбирай, чем ты будешь заниматься» вместо «сегодня мы с вами будем делать следующее». В рамках образовательной программы дошкольного учреждения, регулируемой федеральными государственными образовательными стандартами, такой подход вовсе не отменяет непосредственно-образовательную деятельность как таковую, а лишь дополняет её.

Во-вторых, свободный и самостоятельный выбор и деятельность невозможна без умения сосредоточено работать продолжительное время, доводить начатое дело до конца, внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом, слушать его пояснения, контролировать свои ошибки. Работа с Монтессори-материалом не только активизирует внимание и мыслительные процессы, но и развивает терпение, выносливость и усидчивость, необходимые для интеллектуальной деятельности. Таким образом, именно в свободной и самостоятельной деятельности создаются все предпосылки для активного развития познавательных процессов и познавательной активности.

В-третьих, уникальные дидактические монтессори-материалы, специально организованная обучающая среда, разделённая на пять зон и учитывающая физические особенности ребёнка, создаёт широкий простор для экспериментирования и творческого развития.

Учитывая тот факт, что наше дошкольное образовательное учреждение работает по программе «Детство», а значит уже имеет насыщенную предметно-пространственную среду, будет наиболее уместно (особенно на первоначальном этапе) интегрировать лишь наиболее актуальные зоны с соответствующим дидактическим материалом. А именно:

- зону упражнений практической жизни

- зону сенсорного развития

- видоизменить творческую зону, привнеся в неё творческие проекты.

Зона упражнений практической жизни. Упражнения с материалами данной зоны помогают улучшить координацию движений, способствуют концентрации внимания, развивают мелкую моторику и готовят детей к взрослой жизни. Как правило, включают в себя материалы для экспериментирования с водой (переливание в разные ёмкости, взбивание пены венчиком и пр., крупами; рамки для застёгивания пуговиц, молний, всевозможные шнуровки. Многие материалы учат детей реальным навыкам: завязывание шнурков, застёгивание пуговиц, мытьё посуды и пр.

Зона сенсорного развития. Основное назначение материалов данной зоны – развитие ощущений отдельных явлений и свойств предметов и их целостного восприятия. Сенсорное воспитание, по мнению М. Монтессори, - основа интеллектуального развития. Здесь мы собираем материалы для развития всех пяти органов чувств. Ткани с разной фактурой, баночки с разными запахами, парные цветные карточки и пр.

В творческой зоне помимо традиционных материалов для лепки, рисования и аппликации размещаем творческий проект, для реализации которого нам потребуются и краски, и пластилин и цветная бумага. Цель такого проекта – создать единое пространство для свободного творчества ребёнка. Ярким примером является проект «Подсолнух». Изображённый на бумаге формата А5 контур одного большого подсолнуха и двух-трёх мелких цветков располагаем в творческой зоне на уровне глаз детей. Рядом размещаем жёлтые лепестки, вырезанные из цветной бумаги, клей, семена подсолнечника, чёрный пластилин, скатанный в шарики. Обязательно показываем детям, как работать с данным проектом.

При создании таких зон и внесении специфичного дидактического материала в предметно-пространственную среду педагогу нужно руководствоваться следующими правилами:

1. В среде не может быть два и более одинаковых дидактических материала. При этом каждый материал должен быть эстетически красивым.

2. Недостаточно просто внести материал в предметно-развивающую среду. Необходимо показать ребёнку, как взаимодействовать с каждым материалом, обратить его внимание на свойства каждого предмета, т. е. презентовать материал детям.

3. Педагогу нужно быть готовым к естественным последствиям при работе с довольно необычным для традиционной системы материалом: пролитой воде, просыпанной крупе и пр. А значит нужно заранее показать ребёнку, где находится тряпка для вытирания воды, веник для сметания крупы. И ни в коем случае не ругать ребёнка, а лишь объяснить, что произошло, и почему пол стал мокрым.

Итак, проблема познавательного развития на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в психолого-педагогических исследованиях. На наш взгляд, наиболее эффективными условия будут при интеграции элементов системы Марии Монтессори в образовательную программу дошкольного учреждения. Первые шаги по такой интеграции уже сделаны : созданы зона упражнений практической жизни и зона сенсорного развития, в творческую зону внесены проекты. Продолжается подготовка разнообразного интересного дидактического материала. Как и продолжается изучение педагогической системы Марии Монтессори.

Публикации по теме:

Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игр и проблемно-игровых ситуаций Информация из опыта работы М. И. Ревиной, воспитателя МБДОУ ДС №10 «Дюймовочка» ст. Брюховецкой, муниципального образования Брюховецкий.

Познавательное развитие младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации «Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО» Развитие познавательных интересов.

Консультация «Развитие координационных способностей у дошкольников посредством сюжетно-ролевой ритмической гимнастики» Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие.

Консультация для родителей и педагогов «Приобщение дошкольников к детской литературе посредством народных сказок» Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают самих себя. В. А. Сухомлинский В современном обществе возрастает роль телевизора,.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется. У новорожденного из-за почти перпендикулярного положения ребер в отношении позвоночника.

Консультация для родителей «Влияние малых фольклорных форм на развитие младших дошкольников» Консультация для родителей на тему : ” Влияние малых фольклорных форм на развитие речи младших дошкольников. ” Автор: Киреева С. В., воспитатель.

Консультация для воспитателей «Познавательное развитие дошкольников как основа духовного воспитания» На протяжении 2-го и 3-го года жизни ребенка происходят значительные изменения в его эмоциональной жизни. На первом году жизни он получает.

Консультация для педагогов «Корригирующая гимнастика в интеграции с театральной игрой» Цель: научить педагогов интегрировать корригирующую гимнастику и театральную игру. План проведения: 1часть. Теоретический материал: * Понятие.

Доклад «Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством интеграции творческой и игровой деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида "Кораблик". Московская область, городской.

Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ»Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ» Вопрос развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста интересует многие годы. Творчество может развиваться во всех видах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство
Опубликовано: 13 февраля 2016 в 19:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД