Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как важный этап логопедического занятия»

Ирина Якушова
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как важный этап логопедического занятия»

"Когда вы совершенствуете дыхание,

вы совершенствуете свою судьбу"

Свами Вивекананда.

Дыхание- одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание также является важной частью речи. К органам дыхания относятся:

- грудная клетка;

- лёгкие;

- дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея,бронхи).

Различают два вида дыхания:

- физиологическое (неречевое);

- речевое (фонационное).

Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания. чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объём грудной клетки, что способствует наполнению лёгких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает лёгкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Речевое (или фонационное) дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

Физиологи различают три способа дыхания:

- верхнее дыхание (ключичное);

_ среднее дыхание (грудное и реберное, или диафрагмальное.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или его ещё называют диафрагмально- реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделыгрудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч, также не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, добирают воздух почти перед каждым словом.

У детей без отклонений в развитии дыхательная функция формируется спонтанно. Речевое дыхание у таких детей также развивается по мере становления речевой функции.

В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности:

- дыхание поверхностное, верхнереберного типа;

- ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

- объём лёгких существенно ниже возрастной нормы.

Соответственно, и речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются:

- задержка дыхания;

- судорожное сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;

- дополнительные вдохи.

Характеристика речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями:

- малый объём лёгких;

- слабая дыхательная мускулатура;

- слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой. едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей. а также у робких, стеснительных);

- неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом; нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);

- неумелое распределение дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой-(вдох)- дём гулять);

- торопливое произнесение фраз без без перерыва и на вдохе, с "захлёбыванием"- слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя. которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

Следовательно. логопеду необходимо проводить работу по формированию речевого дыхания у детей с ограниченными речевыми возможностями. Это могут быть как одно-два упражнения на логопедическом занятии, так и целые комплексы дыхательной гимнастики.

В тех случаях, когда речевое дыхание ребёнка нарушено незначительно. достаточно одного- двух упражнений дыхательной гимнастики, когда выполняются обычно перед артикуляционной гимнастикой. Упражнения направлены, в основном, на выработку направленной воздушной струи, необходимой для произнесения большинства звуков русского языка.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

- Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.

- Занятия проводить до еды.

- Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

- Воздух необходимо набирать через нос. плечи не поднимать.

- Выдох должен быть длительным, плавным.

- Необходимо следить. чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.

- Упражнения можно выполнять как в положении сидя так и стоя.

- Достаточно трёх-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступле ние гипервинтиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.

- Дозировать количество и темп проведения упражнений.

- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Виды пособий для дыхательной гимнастики:

- Всевозможные вертушки (в том числе мельница для воды и песка).

- Легкие мячики из пенопласта, пластмассы, дерева, и металла.

- Игры"Dusyma".

- Компьютерные игры (Игра"Игры для тигры").

Дыхательные игровые упражнения для формирования направленной воздушной струи: "Футбол", "Подуем на султанчики", "Ветреная мельница", "Снегопад", "Листопад", "Бабочка", "Кораблик", "Живые предметы", "Шторм в стакане","Задуй свечу", "Фокус".

Упражнения для развития грудобрюшного типа дыхания: упражнение №1. Выполняется в положении лёжа. Логопед кладёт ребёнку на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Предлагает ребёнку посмотреть, как

игрушка поднимается, когда он делает вдох, и опускается, когда ребёнок делает выдох. Ребёнок делает вдох. в это время он следит глазами за подниманием игрушки. Затем ребёнок делает выдох и следит за опусканием игрушки вслед за расслаблением диафрагмы. Упражнение можно сопровождать рифмовкой. произносимой логопедом:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох,

То вниз (выдох)

Плывёт ко мне.

Упражнение №2, №3. №4. См. приложение.

Упражнения для работы над дифференцированным дыханием: "Ныряльщики", "Надуй игрушку". См. Приложение.

Упражнения и игры для выработки фонационного дыхания: "Весёлые звуки", "Сдуй шарик", "Змейка", "Жуки", "Насос", "Весёлая песенка", "Волшебные слоги", "Волшебные слова". См. Приложение.

Отдельное внимание хочется уделить дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой, упражнения которой адаптпрованы и для детей. Эта гимнастика особенно эффективна при коррекции заикания. См. Приложение.

Литература

1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., ШишковаТ. Г. ,Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -М.:Книголюб, 2004.

2. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб.:Век, 2011.

3. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. -М.: Метафора, 2007.

Публикации по теме:

Планирование оздоровительных мероприятий в средней группе (2013–2014 уч. г.) В системе: 1. Утренняя гимнастика в облегченной форме 2. Умывание прохладной водой до локтя 3. Дыхательная гимнастика 4. Ежедневные прогулки.

Презентация для проведения родительской гостиной на тему «Здоровое дыхание» Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию презентацию для проведения родительской гостиной на тему "Здоровое дыхание".В презентации.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как важный этап логопедического занятия»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 12:05
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...