Папки-передвижки

Консультация для педагогов: «Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»

Людмила Подойницына
Консультация для педагогов: «Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»

Динамические процессы, происходящие в социально-экономической и политической жизни российского общества сформулировали социальный заказ системе образования, обозначив портрет современного выпускника дошкольного учреждения. Дошкольник должен обладать различными компетенциями, одной из которых является коммуникативная компетентность.

Что же такое коммуникативная компетентность? Это сложное образование, которое характеризуется определённой структурой, компонентами и уровнями, находящимися во взаимосвязи.

Публикация «Консультация для педагогов: „Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность“» размещена в разделах

Компоненты коммуникативной компетентности

1. Мотивационно-личностный. Он предусматривает потребность ребёнка в общении, в процессе которого проявляются особенности его личности, влияющие на содержание, процесс и сущность общения.

2. Когнитивный. Содержит знания из области взаимоотношений людей (о смысле и ценности общения; о личностных качествах, которые ему способствуют или препятствуют; о чувствах и эмоциях, которые его сопровождают; о поведенческой стороне общения).

3. Поведенческий. Это способ реагирования на конкретную ситуацию, выбор определённых норм и правил в процессе общения и для общения; коммуникативные умения, способы деятельности и опыт.

Развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребёнка различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения. Большое значение во взаимодействии дошкольников приобретает игровая деятельность.

В своём развитии у ребёнка меняются не только психические процессы, но и тип ведущей нервной деятельности. Она определяется не потому, что ей уделяется наибольшее время, а наибольшим числом новообразований и высокой степенью влияния на развитие ребёнка. Ведущая деятельность дошкольника – игра.

Игра – это деятельность ребёнка в условных ситуациях, моделирующих реальность, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

В дошкольном возрасте игра занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором психического развития и становления самосознания. По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение этой игры – социальное развитие ребёнка, т. е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определёнными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.

«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста». (В. А. Сухомлинский)

В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой жизни – ребёнок пробует себя в разных ролях. Он передаёт внутреннее состояние того, кого в данный момент изображает. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребёнок учится относиться как к настоящему.

Сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр их внимания попадают отношения между взрослыми, и, наконец, правила, по которым строятся эти отношения.

Однако в самостоятельных детских играх часто недостаточно выдумки, творчества, активности, согласованности совместных действий. Несмотря на широкий круг знаний и впечатлений об окружающей жизни и деятельности взрослых, у детей часто не хватает игровых умений. Чтобы сюжетно-ролевая игра выполняла свои развивающие функции, педагог должен научить ребёнка способам её построения, которые (согласно исследованиям Н. Я. Михайленко) последовательно усложняются.

Способ построения игры

Ранний возраст – условно-предметный;

Средний возраст – ролевой;

Старший возраст – сюжетосложение.

Стимуляция игровой деятельности основывается на возрастных возможностях детей к групповому взаимодействию. Так, у детей до 2, 5 лет нет коммуникативных навыков, поэтому не возникает потребности действовать совместно. Главное – повтор и разнообразие действий. В 3 года возможно недолговременное объединение до трёх детей, так как ребёнок не может удерживать в поле внимания более одного человека. Важно стимулировать ребёнка на кратковременное взаимодействие и прививать навыки выхода из конфликтных ситуаций, так как именно с 3 до 4 лет происходит наибольшее количество конфликтов со сверстниками, связанных с отсутствием коммуникативных навыков. В 5лет возможна совместная игра подгруппой 4-5 детей, здесь важно, чтобы имитационные действия сменялись ролевыми отношениями в соответствии с сюжетом игры. К 6-7 годам у детей ярко проявляются соревновательные мотивы, особенно у мальчиков. Конфликты в играх часто связаны с отстаиванием собственных позиций. Необходимо дать выразиться собственному «я» через сравнение с другими, а это является базой замены занимательной игры на сознательное обучение.

Учитывая возрастные особенности развития игровой деятельности детей дифференцированно применяются и игровые приёмы.

В младшем возрасте подбираются игровые приёмы, направленные на привлечение внимания детей и увеличения времени сосредоточения. В среднем возрасте сосредоточение детей падает, но происходит оперирование образами, воображение возникает как необходимость действия с отсутствующими предметами. В старшем возрасте обучение переходит от наглядно-действенных форм к образным и вербальным. Во всех возрастах в игре повышается эффективность познавательных процессов, лучше происходит понимание и усвоение, увеличивается объём памяти.

В игровом общении с ребёнком взрослый[ выступает как партнёр, как участник совместной деятельности, который не только учит малыша способам общения, взаимодействия, поддержки друг друга, проявлениям понимания, сочувствия, но и сам одновременно расширяет свои знания, обогащается новыми способами педагогического общения, развивается личностно и профессионально. Взрослый выступает для ребёнка как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять, принять и позитивно оценить суждения, вопросы, предложения ребёнка.

Изменилась социальная среда. Многодетные семьи, где игры передавались от старших к младшим, теперь редкость. Исчезли дворовые сообщества, где ребёнок учился играть. Чаще основной игровых сюжетов становятся компьютерные игры. Среди старших дошкольников популярны игры с правилами: настольно-печатные («Гонки», «Лото», конструктивные (Лего, компьютерные; подвижные: «Прятки», «Догонялки», футбол; ролевые: «Дочки-матери», «Барби» - у девочек; «Машинки» - у мальчиков. Сюжеты: «Магазин», «Больница», «Супер-герои»; творческие с элементами ряжения: «Наряды», «Костюмерная», «Театр».

Особенность игр современных дошкольников состоит в отсутствии профессиональных сюжетов. Дошкольнику не всегда понятны внутренние условия деятельности взрослых. Дети не понимают профессиональной значимости труда родителей, предпочитая роли телевизионных героев и компьютерных игр. Поэтому необходимо искать новые темы, формы организации игры дошкольников. Для старших дошкольников актуальна тематика сюжетно-ролевых игр, таких как: «Банк», «Военнослужащие», «Пожарная служба», «Скорая медицинская помощь», «Служба спасения», «Полиция», «Артист», «Художник», «Космонавт и астроном», «Учитель», «Работники транспорта», «Работники СМИ».

Создание игровых образов

В процессе организации творческих игр дети любят перевоплощаться в различные воображаемые персонажи, героев сказок, мультфильмов. С помощью масок, париков, нарядов, украшений они меняют свой облик.

Ещё одно средство перевоплощения – грим. Он позволяет изменить не только внешность, но и почувствовать себя другим, открывает новые возможности для раскрепощения и самовыражения личности.

Вхождение в игровые образы является важным средством развития его эмоциональной выразительности, передачи внутреннего состояния в зависимости принятой на себя роли. Эта работа включает две формы организации:

-создание игрового персонажа совместно со взрослыми;

-самостоятельное создание образа детьми: игра-фантазирование «Кто ты?»

Для организации данной работы необходимо свободное помещение с зеркалами в полный рост ребёнка, так как он должен постоянно видеть, как меняется его образ в процессе деятельности. Также необходимы индивидуальные столики по количеству пар-участников с гримом, бумагой для эскиза, ножницами, степлером, ниткой с иголкой, скотчем. На общем столе должна лежать бумага разного цвета и фактуры, старые детские костюмы и куски тканей, которые можно разрезать, ленты, верёвки разной длины, мелкие украшения. Разнообразие материалов наталкивает на новые замыслы как детей, так и взрослых. Ребёнок должен выступить с рассказом о своём образе. После рассказа результат должен быть индивидуально сфотографирован для последующей фотовыставки «Создание образа».

Для родителей и педагогов такая деятельность помогает ближе узнать и увидеть своего ребёнка, почувствовать его и свой внутренний мир, возможность создания доверительных отношений.

Аналогично организуется игра-фантазия «Кто ты?»[b] [/b]Представляя самостоятельно созданный образ «артист» выразительно рассказывает о себе, затем отвечает на вопросы зрителей, после чего присоединяется к зрителям. Выступая перед другими детьми ребёнку нужно суметь преодолеть зажатость. Такая игра помогает педагогу глубже увидеть эмоциональный мир ребёнка, его индивидуальность.

Игры-фантазии выделены в самостоятельный вид игр А. Н. Леонтьевым и отнесены по классификации к рубежным играм детей старших дошкольников. В них нет игровых действий, правил, задач, в них есть только воображаемая ситуация, когда во внутреннем плане могут быть созданы роль, сюжет, переживание по поводу событий. Развернутое игровое действие сворачивается и переходит во внутренний план.

Режиссёрская игра «Построй свой мир»[

b]

[/b]Игра создана для осуществления собственных замыслов в режиссёрских постройках. Ребёнок создаёт мир как систему, в которой элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. В них прослеживаются причинно-следственные связи, которые представляют единую замкнутую систему.

Тематика миров: природный – «В мире животных», «Мир насекомых», «Водный мир», «Мир растений»; социальный – «Детский парк», «Моя группа», «Детская площадка»; необычный – «Мир после катастрофы», «Подземный мир», «Мир на другой планете».

Дети делятся на две подгруппы (не более 5-6человек, каждая из них работает за своим столом. На открытых полках, лотках предлагаются сгруппированные по темам предметы: обычные люди (куклы разных возрастов и национальностей); воины и военное снаряжение; домашние животные; дикие животные; кукольная мебель; предметы домашнего обихода; элементы улицы; изгороди, деревья, транспорт; поезда, самолёты, пароходы; здания.

Детям предлагается рассмотреть все лотки с предметами. Попытки игры с предметами пресекаются на протяжении всей деятельности. Время не ограничивается. Составляется полный или частичный рассказ. Ребёнок отвечает на вопросы детей и педагога. Результат должен быть обязательно сфотографирован.

Двигательная активность составляет основу всех других видов активности человека, как биологической и физиологической, так и психической. Для поддержания жизни в организме должны действовать три потока: вещества, энергии, информации. [i]

[/i]На суточную потребность в движении влияют: возраст, тип нервной системы, пол, климат, время года, циркадные ритмы. У девочек эта потребность меньше, чем у мальчиков. Есть два пика высокой потребности в движении: в 2-3 года[b] [/b]и в 8-9лет, после которых она постепенно снижается.

До года у ребёнка складывается примитивный образ окружающего мира, в который он входит, неся свой свободный характер.

В период от 1 года до 2 лет ходьба совершает переворот в жизни ребёнка. В это время возникают игры с большими пространственными передвижениями. Ребёнок без конца и с удовольствием бегает, влезает на возвышения, кидает предметы вверх, в воду, перемещает их, совершает новые орудийные действия, усваивает мелкокоординированные ручные движения. Таки образом, происходит расширение диапазона активности, собственных способностей и связей с миром; получение новых впечатлений и знаний.

С 2 до 4 лет ребёнок учится сдерживать свои аффективные проявления и различать переживания. Появляется первичное овладение собственным поведением и умение сдерживать свои чувства.

В результате постоянно растущих познавательных потребностей возникают игры-экспериментирования. Полученные в них ребёнком впечатления дают толчок к возникновению нового психического процесса – воображения.

В это время появляются имитационные игры, основанные на подражании (кошечка, собачка). Интересны ещё две разновидности-новообразования в играх: игры разрушительные и пассивные.

Особенность разрушительных игр[i] [/i]в том, что ребёнок совершает деструктивные действия, то есть уничтожает созданное им самим или другими детьми. Это можно рассматривать как способ аффективной разрядки, реализацией агрессивных потребностей, проявлением самосознания, когда укрепляется вера в возможности внесения изменений по собственным намерениям, с ощущением собственной силы.

Содержанием пассивных игр являются циклически повторяемые однообразные движения: болтание ногами, катание на качелях, раскачивание на стуле, висение вниз головой и т. п. Через них происходит не просто накопление новых телесных переживаний, но усваиваются ритмические структуры: временные и пространственные. Ритм и темп – две очень важные характеристики его движений, которые осваиваются детьми достаточно сложно.

Кардинальным образом характер всех детских игр начинает меняться после 4 лет, потому что изменяются психические процессы. Появляется возможность полученные впечатления дифференцировать. Так разрушительные игры не просто создают воспроизводимый эффект, но позволяют понять сущность вещей (закон равновесия). Опыт и сумма впечатлений складываются в примитивные умозаключения. Прежде всего, ребёнка начинает интересовать результат, а не сами действия.

В периоде от 4 до 6 лет возникают подражательные игры. Они основаны на доминировании воображения в этот период. В этом возрасте ребёнок отделяется от взрослого и у него появляются внутренние возможности образования коллективных игр. Важнейшая задача этих игр – необходимость понимания, что его свобода встречается с другой свободой. Регуляция деятельности в таких играх требует учёта позиции другого, прогнозирования результатов действий или движений своих и партнёров, регламентации деятельности через правило.

После 6 лет наступает критический возраст, когда его тело анатомически меняется, выпадают зубы, меняются пропорции, поперечник вен и артерий становится непропорциональным к объёму сердца, перестраивается иммунитет. Период с 7 до 9 лет проявляется как период неравномерного развития. У ребёнка проявляется большая потребность в двигательной активности. Этот возраст является расцветом моторных игр.

Большая группа игр связана с возникновением интереса к собственной умелости. Целью таких игр является само движение – это игры ловкости и акробатические. Качества и свойства движения полностью захватывают ребёнка. Он подолгу может бросать камни в цель, бить по мячу, лазать по деревьям. Производимое им ловкое движение доставляет ему удовольствие. Выполнение сложных трюков становится для него самостоятельной целью. Уже к 7 годам у ребёнка появляется стремление к состязанию. Он хочет, с одной стороны, быть вместе с другими детьми, а с другой – выделяться двигательными способностями. Возникает новая разновидность – игры общественно-организованные. Которые проявляются в двух вариантах: игры борьбы или состязания и хороводные игры.

К играм с преобладанием моторного компонента в этом периоде можно отнести и игры драматические. В них сюжет лишь создаёт канву, в которой возникают требуемые состояния, выраженные в аффективном и моторном компоненте. Это игры в войну. Игры-преследования, игры спасения, игры затаивания – прятки.

Некоторые авторы выделяют в самостоятельную группу игры с завязанными глазами. В них в основе лежит проживание чувства страха и неожиданности, неопределённости.

задача таких игр – научиться действовать в ситуации неопределённости и умение преодолевать собственный страх.

Таким образом, рассмотрев некоторые виды игр можно сделать вывод: для успешного формирования коммуникативных способностей у дошкольников в игре педагоги, родители должны знать и учитывать возрастные особенности развития игры, формы, методы и приёмы её организации, создавать условия.

Публикации по теме:

«Формирование у детей установок на использование здорового питания через познавательно — игровую деятельность». Методическая разработка. «Формирование у детей установок на использование здорового питания через познавательно – игровую деятельность».

Особенности приобщения дошкольников разновозрастной группы к традициям башкирского народа через игровую деятельность Игра – основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе всегда уделяю внимание игре: как к современной, так и к народной.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению.

Формирование математических способностей дошкольников через сказку. Подготовке детей к основам математики отводится важное место. Это можно объяснить началом обучения с раннего возраста, избытком информации,.

Конспект НОД По развитию познавательной активности детей через игровую деятельность «Грибочки для ёжика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Березка» Конспект НОД по развитию.

Развитие коммуникативных и речевых навыков через театрализованную деятельность как средство социализации дошкольников Из опыта работы. Автор: Горбенок Ольга Александровна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «детский сад № 34» г. Владивосток.

Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельно подготовили: Воспитатели ГБДОУ д/с №32 Чухламова Е. В. Жовнирович.

Самообразование «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность» Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность. Задачи:.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельтельность Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Игра.

Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность «Коллективное дело» – это практическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов: «Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»
Опубликовано: 4 июня 2017 в 07:22
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД