Консультация для педагогов «Гиперактивные дети: как им помочь»

Любовь Федотова
Консультация для педагогов «Гиперактивные дети: как им помочь»

В последнее время воспитатели все чаще отмечают наличие в группах детей очень активных во всем. Часто их называют «гиперактивными». А все ли дети на самом деле гиперактивные? Для начала выясним, какие дети являются просто активными, а какие – гиперактивными (полностью СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивность

Активность ребенка – это особенность его темперамента. Скорее всего, по темпераменту, этот ребенок сангвиник или холерик. И активное поведение – это естественное поведение здорового нормального ребенка. Он способен сам управлять своим поведением. Такому ребенку не требуется медицинское сопровождение.

Гиперактивность, говоря медицинским языком - это минимальная мозговая дисфункция, пограничное положение между нормой и патологией – мозг вроде бы здоров, но есть небольшие нарушения. Здесь уже нужна помощь невролога и нейропсихолога.

Каковы же особенности поведения гиперактивного ребенка?

Различают три признака синдрома дефицита внимания (СДВГ):

повышенная двигательная активность, импульсивность и отвлекаемость внимания, все это связано с тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Повышенная двигательная активность:

- такой ребенок постоянно в движении, у него, как будто, постоянно работает батарейка или моторчик, не требующие подзарядок; сидя на стуле руки и ноги движутся, как будто, независимо от тела; присутствуют элементы невротизации - тики, заикания, энурез и т. д. ;

- рано отказываются от дневного сна и по времени спят меньше своих сверстников;

- им в голову приходит большое множество идей, но легко загораясь - не доводят начатое дело до конца;

- страдает мелкая моторика – не могут застегнуть одежду, завязать шнурки; во время занятий рисованием не способен закрасить полностью контур, у него получается какая – то штриховка;

- чаще кричат во время игр; придумывают «дурацкие» игры, на наш взгляд;

- постоянно находятся в зоне риска – «неуклюжи», натыкаются на препятствия, поэтому воспитателю приходится находиться все время в напряжении и держать таких детей около себя.

Импульсивность:

- его еще не спросили, а он уже отвечает;

- выкрикивает, перебивает;

- вмешивается в разговор, хотя его это не касается;

- совершенно не может стоять на месте, например, в очереди;

- не могут хранить секреты;

- много говорят (болтуны, что не по делу и невпопад.

Отвлекаемость внимания:

- не способен сосредоточиться;

- не воспринимает слова, часто отвлекаясь и мечтая;

- часто теряют и забывают свои вещи;

- при написании слов – пропускает или первую, или последнюю букву; не дописывает до конца предложение, так как мысли опережают действия.

Психологические особенности ребенка с СДВГ:

- низкая самооценка, неуверенность;

- дисфункция непослушания (отказ, агрессия, вспыльчивость, раздражительность на конкретное слово или действие);

- легкость возникновения эмоций и быстрая их смена; невнимательность к окружающим;

- не задумывается о последствиях своих поступков, так как сначала делает, а потом думает; не доводит начатое дело до конца.

Трудности детей с СДВГ:

- в обучении (материал усваивает не в полном объеме, так как отвлекается и недисциплинирован; действие опережает мысль – поэтому ошибки в устных и письменных работах; не может выполнять долго монотонную однообразную работу);

- в отношениях с окружающими (повышенная конфликтность и неустойчивость в отношениях).

Но у таких детей есть сильные положительные стороны: часто преобладают положительные эмоции (приподнятое настроение, в коллективе часто используют роль «клоуна», чтобы привлечь к себе внимание); искренность (открытость отношений, хотя и с переменчивым характером в этих отношениях); незлопамятность (легко ругаются, легко мирятся, не помнят зла); общительны (легко выстраивают новые отношения с окружающими).

Причины возникновения СДВГ:

- генетические;

- особенности протекания беременности и родов;

- заболевания матери;

- загрязнение окружающей среды, неправильное питание.

Особенности воспитания детей с СДВГ:

обычные наказания и замечания не дают результатов. Обычно родители действуют, используя авторитарный стиль общения с ребенком или просто попустительский, пустив все на самотек. Но это не срабатывает. Необходимо, зная особенности этих детей, выбирать демократический стиль общения.

Рекомендации для педагогов:

1. Режим дня.

Режим дня должен четко соблюдаться ежедневно, быть одним и тем же ежедневно. Четкое соблюдение расписания- игры, занятия, сон, прогулки и т. д. Важен режим сна, так как процессы возбуждения преобладают над процессами торможения – сон (отдых для ребенка и его нервной системы необходим в полной мере).

Должны преобладать игры с правилами (настольные – приучение к уменьшению двигательной активности, подвижные – для расходования излишней двигательной активности). Все занятия – в первой половине дня с обязательным включением физкультминуток, для устойчивости внимания, обязателен повтор материала – для лучшего усвоения. Работа – лучше индивидуально. Во второй половине дня желательно спортивная секция, особенно плавание – это и успокоение ЦНС и укрепление сердечно – сосудистой системы. Вся активность должна прекращаться за 2 часа до сна, так как у таких детей проблемы с засыпанием и сном. Вечер должен проходить спокойно – душ, чтение. Ограничение просмотра телевизора и компьютера вечером, так как они возбуждают НС.

2. Требования и указания.

Требования и указания должны быть четкими, их не должно быть сразу несколько (например: сначала – убери игрушки, после - иди мыть руки и т. д.) Необходимо соблюдение твердости и последовательности в указаниях и требованиях, но не должно быть много запретов.

С ребенком необходимо избегать шумных компаний и большого скопления людей (все из – за процессов возбуждения).

Важно!

Дети с СДВГ, как и обычные дети, хотят быть успешными и наша задача – помочь им в этом. Они не виноваты в том, что так себя ведут, просто они не могут вести себя по – другому, а мы можем им помочь исправить положение.

Поэтому:

1. Необходимо хвалить ребенка даже за малейшие успехи (дети с СДВГ не слышат замечаний, но хорошо реагируют на похвалу).

2. Проводить обязательные физкультминутки, если ребенок устал и переключить, таким образом, так как его работоспособность быстро снижается.

3. Сажать его как можно ближе к себе, чтобы он усваивал все, что вы говорите или показываете.

4. Для ответа на ваш вопрос – дать время на обдумывание, так как он невнимателен и ему надо время, чтобы сосредоточиться.

5. Во время объяснения действий – каждое действие проговаривается.

6. нельзя забывать, что основной вид деятельности в ДОО – игра, но для такого ребенка – только с правилами.

В заключении хочу напомнить, что диагноз ставит только специалист. Мы, как педагоги, можем только наблюдать и помочь такому ребенку наладить жизнь в коллективе, разговаривая с родителями о проблемах, показывая заинтересованность в проблеме и готовность решать данную проблему вместе с родителями. Но, ни в коем случае не указывать им на проступки их ребенка, говоря о безобразном поведении их сына или дочери. Зная выше изложенную информацию о детях с СДВГ - мы можем им помочь.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов Консультация для педагогов и логопедов ДОУ «Как быть с гиперактивными детьми»Основные проявления гиперактивности или СДВГ у детей-дошкольников.

Ссылки. Гиперактивные дети .

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Гиперактивные дети: как им помочь»
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 19:16
+81Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 96.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Коллективная работа «Зонтики»
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
«Май» — праздничная газета второй младшей группы — фотоотчёт
Приближались майские праздники . По содержанию очень разные, но оба необходимые для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей. Мы достаточно...
Молодежно-патриотическое мероприятие «День памяти и скорби»
22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война, ежегодно 22 июня в моем родном поселке проводится молодежно - патриотическое мероприятие «День...