Консультация для педагогов «Гиперактивные дети: как им помочь»

Любовь Федотова
Консультация для педагогов «Гиперактивные дети: как им помочь»

В последнее время воспитатели все чаще отмечают наличие в группах детей очень активных во всем. Часто их называют «гиперактивными». А все ли дети на самом деле гиперактивные? Для начала выясним, какие дети являются просто активными, а какие – гиперактивными (полностью СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивность

Активность ребенка – это особенность его темперамента. Скорее всего, по темпераменту, этот ребенок сангвиник или холерик. И активное поведение – это естественное поведение здорового нормального ребенка. Он способен сам управлять своим поведением. Такому ребенку не требуется медицинское сопровождение.

Гиперактивность, говоря медицинским языком - это минимальная мозговая дисфункция, пограничное положение между нормой и патологией – мозг вроде бы здоров, но есть небольшие нарушения. Здесь уже нужна помощь невролога и нейропсихолога.

Каковы же особенности поведения гиперактивного ребенка?

Различают три признака синдрома дефицита внимания (СДВГ):

повышенная двигательная активность, импульсивность и отвлекаемость внимания, все это связано с тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Повышенная двигательная активность:

- такой ребенок постоянно в движении, у него, как будто, постоянно работает батарейка или моторчик, не требующие подзарядок; сидя на стуле руки и ноги движутся, как будто, независимо от тела; присутствуют элементы невротизации - тики, заикания, энурез и т. д. ;

- рано отказываются от дневного сна и по времени спят меньше своих сверстников;

- им в голову приходит большое множество идей, но легко загораясь - не доводят начатое дело до конца;

- страдает мелкая моторика – не могут застегнуть одежду, завязать шнурки; во время занятий рисованием не способен закрасить полностью контур, у него получается какая – то штриховка;

- чаще кричат во время игр; придумывают «дурацкие» игры, на наш взгляд;

- постоянно находятся в зоне риска – «неуклюжи», натыкаются на препятствия, поэтому воспитателю приходится находиться все время в напряжении и держать таких детей около себя.

Импульсивность:

- его еще не спросили, а он уже отвечает;

- выкрикивает, перебивает;

- вмешивается в разговор, хотя его это не касается;

- совершенно не может стоять на месте, например, в очереди;

- не могут хранить секреты;

- много говорят (болтуны, что не по делу и невпопад.

Отвлекаемость внимания:

- не способен сосредоточиться;

- не воспринимает слова, часто отвлекаясь и мечтая;

- часто теряют и забывают свои вещи;

- при написании слов – пропускает или первую, или последнюю букву; не дописывает до конца предложение, так как мысли опережают действия.

Психологические особенности ребенка с СДВГ:

- низкая самооценка, неуверенность;

- дисфункция непослушания (отказ, агрессия, вспыльчивость, раздражительность на конкретное слово или действие);

- легкость возникновения эмоций и быстрая их смена; невнимательность к окружающим;

- не задумывается о последствиях своих поступков, так как сначала делает, а потом думает; не доводит начатое дело до конца.

Трудности детей с СДВГ:

- в обучении (материал усваивает не в полном объеме, так как отвлекается и недисциплинирован; действие опережает мысль – поэтому ошибки в устных и письменных работах; не может выполнять долго монотонную однообразную работу);

- в отношениях с окружающими (повышенная конфликтность и неустойчивость в отношениях).

Но у таких детей есть сильные положительные стороны: часто преобладают положительные эмоции (приподнятое настроение, в коллективе часто используют роль «клоуна», чтобы привлечь к себе внимание); искренность (открытость отношений, хотя и с переменчивым характером в этих отношениях); незлопамятность (легко ругаются, легко мирятся, не помнят зла); общительны (легко выстраивают новые отношения с окружающими).

Причины возникновения СДВГ:

- генетические;

- особенности протекания беременности и родов;

- заболевания матери;

- загрязнение окружающей среды, неправильное питание.

Особенности воспитания детей с СДВГ:

обычные наказания и замечания не дают результатов. Обычно родители действуют, используя авторитарный стиль общения с ребенком или просто попустительский, пустив все на самотек. Но это не срабатывает. Необходимо, зная особенности этих детей, выбирать демократический стиль общения.

Рекомендации для педагогов:

1. Режим дня.

Режим дня должен четко соблюдаться ежедневно, быть одним и тем же ежедневно. Четкое соблюдение расписания- игры, занятия, сон, прогулки и т. д. Важен режим сна, так как процессы возбуждения преобладают над процессами торможения – сон (отдых для ребенка и его нервной системы необходим в полной мере).

Должны преобладать игры с правилами (настольные – приучение к уменьшению двигательной активности, подвижные – для расходования излишней двигательной активности). Все занятия – в первой половине дня с обязательным включением физкультминуток, для устойчивости внимания, обязателен повтор материала – для лучшего усвоения. Работа – лучше индивидуально. Во второй половине дня желательно спортивная секция, особенно плавание – это и успокоение ЦНС и укрепление сердечно – сосудистой системы. Вся активность должна прекращаться за 2 часа до сна, так как у таких детей проблемы с засыпанием и сном. Вечер должен проходить спокойно – душ, чтение. Ограничение просмотра телевизора и компьютера вечером, так как они возбуждают НС.

2. Требования и указания.

Требования и указания должны быть четкими, их не должно быть сразу несколько (например: сначала – убери игрушки, после - иди мыть руки и т. д.) Необходимо соблюдение твердости и последовательности в указаниях и требованиях, но не должно быть много запретов.

С ребенком необходимо избегать шумных компаний и большого скопления людей (все из – за процессов возбуждения).

Важно!

Дети с СДВГ, как и обычные дети, хотят быть успешными и наша задача – помочь им в этом. Они не виноваты в том, что так себя ведут, просто они не могут вести себя по – другому, а мы можем им помочь исправить положение.

Поэтому:

1. Необходимо хвалить ребенка даже за малейшие успехи (дети с СДВГ не слышат замечаний, но хорошо реагируют на похвалу).

2. Проводить обязательные физкультминутки, если ребенок устал и переключить, таким образом, так как его работоспособность быстро снижается.

3. Сажать его как можно ближе к себе, чтобы он усваивал все, что вы говорите или показываете.

4. Для ответа на ваш вопрос – дать время на обдумывание, так как он невнимателен и ему надо время, чтобы сосредоточиться.

5. Во время объяснения действий – каждое действие проговаривается.

6. нельзя забывать, что основной вид деятельности в ДОО – игра, но для такого ребенка – только с правилами.

В заключении хочу напомнить, что диагноз ставит только специалист. Мы, как педагоги, можем только наблюдать и помочь такому ребенку наладить жизнь в коллективе, разговаривая с родителями о проблемах, показывая заинтересованность в проблеме и готовность решать данную проблему вместе с родителями. Но, ни в коем случае не указывать им на проступки их ребенка, говоря о безобразном поведении их сына или дочери. Зная выше изложенную информацию о детях с СДВГ - мы можем им помочь.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов Консультация для педагогов и логопедов ДОУ «Как быть с гиперактивными детьми»Основные проявления гиперактивности или СДВГ у детей-дошкольников.

Ссылки. Гиперактивные дети .

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Этикет
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Гиперактивные дети: как им помочь»
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 19:16
+81
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 96.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...