Лучший педагог года

Консультация для педагогов и родителей «Нарушения в развитии психомоторных функций у детей»

Лариса Семенчик
Консультация для педагогов и родителей «Нарушения в развитии психомоторных функций у детей»

Нарушения в развитии психомоторных функций у детей

НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПСИХОМОТОРНЫХ

ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ.

Моторика (от лат. motor-приводящий в движение) - двигательная активность организма, отдельных его органов и их частей. Психомоторика - совокупность сознательно управляемых действий. Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Нарушения в развитии психомоторных функций у детей“» размещена в разделах

Эта связь так сильна, а нарушения психического развития создают такие многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, что определение «психомоторное развитие» используется как в отношении нормы, так и патологии (М. И. Лохов).

Движения ребенка и восприятие им различных ощущений

(зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, кинестетических

ощущений и др.) на начальных этапах развития являются средством

познания окружающего мира, на более элементарном уровне, чем

интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного

развития осуществляется неполный или неправильный анализ

ощущений различных модальностей. Ребенок, нормально развиваю-

щийся в психомоторном отношении проходит несколько этапов.

Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции

с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности,

которая понимается как целенаправленое и планируемое восприятие и

преобразование действительности с помощью действий.

В сознательную деятельность включается вторая сигнальная

система, которая совершенствует деятельность и развитие ребенка.

У большинства детей дошкольного возраста, специальными

исследованиями, выявлена недостаточная сформированность моторных

функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой пато-

логией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого

раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двига-

тельной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже

возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть,

стоять и т. д., у них с запозданием формируются локомоторные функции

(лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку

у них формирования манипулятивных действий с игрушками, труд-

ности в овладении навыками самообслуживания и др.

Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией

к концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не

проявляется в двигательном поведении ребенка.

В большинстве же случаев, что показательно, отставание в развитии

двигательной сферы наблюдается не только в дошкольном возрасте,

но и на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе. Более того,

недостатки моторики без соответствующей коррекционной работы

закрепляются и остаются на всю жизнь.

Результаты исследований двигательной сферы детей показы-

вают, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается

во всех компонентах моторики: в общей (крупной, в лицевой и

артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук,-

на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности

в регуляции и контроле произвольных движений.

Несформированность крупной (грубой) моторики (движения

рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела

при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной

точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физи-

ческих (гимнастических) упражнений и трудовых операций как по показу,

так и по словесной инструкции.

Несовершенство тонкой (мелкой) моторики, недостаточная

координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или

плохой сформированности навыков самообслуживания, например:

когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают

пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь,

завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми

приборами и т. д.

Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики про-

является в бедности, невыразительности мимических движений, в

нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности,

невнятности речи.

Выявлено различное состояние моторной функции. У части

детей наблюдается опережение моторного развития, у других –

отставание в развитии моторных функций. По состоянию моторики

можно выделить четыре группы детей дошкольного возраста

(Г. А. Волкова):

первая группа - нарушения темпа, ритма, мимического тонуса,

ориентировки и коллективного взаимодействия, при этом

внимание и активность не нарушены, недочеты моторики

быстро корректируются.

. вторая группа - отсутствие ловкости, быстроты, точности, темп

замедленный, внимание вялое, активность пробуждается постепенно,

инициативы почти нет, усвоение знаний требует дополнительной

переработки, работа над растормаживанием мышечного

напряжения и улучшением координации движений не дает хороших

результатов, могут иметь место случаи легкой моторной отсталости.

. третья группа - сильная мышечная заторможенность, вытянутое

палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулак

пальцы, отсутствие сгибания при движении рук и минимальное

сгибание одной руки или качание вытянутых рук, особенно

сильна заторможенность шеи и плеч, работа с этими детьми требуется

и коллективная и индивидуальная, дети часто отказываются от кол-

лективных игр, предпочитают играть в одиночку, играют с серьезным

лицом, не проявляя никаких эмоций, отказываются от активных

ролей, сроки работы длительные.

. четвертая группа - моторно-возбудимые, с изобилием бесцельных

движений, производимых в быстром темпе, спокойное положение

для них трудновыполнимо, в коллективной игре не ждут своей

очереди, стремятся к беспрерывным движениям, мышечный тонус

сильно напряжен, наблюдается повышенное эмоциональное отно-

шение к игре, подвижные игры действуют крайне возбуждающе,

активность чрезвычайно повышена, готовы все сделать за других,

вмешиваются в чужую игру, проявляют агрессивность, стремятся

получить руководящую роль, работа требуется длительная, резуль-

таты не всегда положительны.

Довольно часто моторные нарушения находятся в прямой

зависимости от таких процессов как неустойчивость внимания, недоста-

точная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка

или его заторможенность.

Наличие особеностей в психомоторике большинства детей

свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития рече-

вой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между

речевой системой (не только ее моторным компонентом) и двигательной

системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка.

Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние

на весь организм, но особенно велико влияние проприоцептивной

афферентации на деятельность мозга, на его функциональное состояние.

Публикации по теме:

«Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов Все мы часто сталкиваемся с проблемами произношения у детей. Считаю,что появление этих проблем даже у здоровых детей часто связано со слабым.

Консультация для педагогов и родителей «Театр пластики рук в развитии малыша» Театр пластики рук-понятие уже не новое и всем известное. Но почему заговорили о современном театре рук в детском саду? Дело в общем то.

Консультация для педагогов «Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей с расстройствами аутистического спектра» Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Аутизм (расстройство аутистического.

Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Анастасия Свинухова Консультация для.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей» Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную.

Консультация для родителей «Роль настольно-печатных игр в развитии детей» Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и парные картинки. Различны и развивающие задачи, которые.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детей» Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии детей». Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских глазках. (Андерсен.).

Консультация для родителей: «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста.» Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов) Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Развитие психомоторных функций у детей с дизартрией. С каждым годом детей с проблемами в развитии становится все больше. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Нарушения в развитии психомоторных функций у детей»
Опубликовано: 24 июля 2017 в 21:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД