Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4–7 лет»

Татьяна Ерошенко
Консультация для педагогов «Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4–7 лет»

Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет

Технология – это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Игровые технологии рассматриваются как целостное образование, охватывающее определенную часть процесса обучения, объединенное общим сюжетом и содержанием.

К игровым технологиям формирования и коррекции звукопроизношения у дошкольников относятся: пальчиковая и артикуляционная гимнастика, игры и упражнения для выработки подвижности органов речедвигательного аппарата, постановка звуков, автоматизация и развитие фонематического слуха, а также логоритмические игры и упражнения. Остановимся подробней на развитии у дошкольников фонематического слуха.

Публикация «Консультация для педагогов „Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4–7 лет“» размещена в разделах

Фонематический слух – это способность человека слышать, узнавать и воспроизводить фонемы, то есть различать все звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Можно легко проверить, сформирован ли фонематический слух: достаточно попросить ребенка повторить любую русскую скороговорку (быстро не надо). Если малыш путает звуки, переставляет слоги, то к обучению грамоте он не готов. Страдает фонема – страдает вся система языка. Лексико-грамматические обобщения, необходимые для грамотной речи (и устной, и, в дальнейшем, письменной) формируются только с опорой на слух. Развитие фонематического слуха тесно связано с другими разделами программы дошкольного воспитания. Особенно важны: Развитие произвольности речи (языкового анализа и синтеза). К 7 годам мы должны научить ребёнка владеть такими понятиями как «звук», «слово», «предложение», «буква», «гласный», «согласный», а речевых детей еще и «мягкий» — «твердый», «звонкий» — «глухой». Фонематический анализ, как любое сложное умственное действие, формируется сначала во внешнем плане. Чтобы достичь нужного результата (умения называть по порядку звуки в любом слове, учим деток составлять схему слова. Эта работа проводится в тесной связи с формированием понятия «ряд», временных и пространственных ориентировок. Дети с хорошо развитым фонематическим слухом хорошо удерживают слоговую структуру слова, так как слышат гласные, их последовательность, ударность и безударность, у них легче происходит автоматизация звуков, быстрее формируются лексико-грамматические обобщения. Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Речь такого ребёнка готова к началу школьного обучения. Напротив, если фонематический слух к 7 годам не сформирован, ребёнка ждут большие трудности в овладении грамотой, а потом и в усвоении школьной программы по русскому языку.

Фонематический слух включает: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Фонематическое восприятие – это умение услышать звук (фонему) и отличить его от других в потоке речи.

Фонематические представления считаются сформированными, если ребенок может вспомнить слово (слова) или отобрать картинку (картинки) на любой заданный звук.

Фонематический анализ – это умение назвать по порядку звуки в любом слове. Мячик – [мь][а][ч][и][к]

Фонематический синтез – умение «собрать» слово из звуков.

Первый этап - узнавание неречевых звуков

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игры: "Угадай, что звучало", "Шумящие мешочки", "Волшебная палочка", "Жмурки", "Похлопаем".

Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте

Игры: "Узнай свой голос", "Громко-тихо", "Три медведя".

Третий этап - различение сходных по звучанию слов

Игры: "Слушай и выбирай" (сходные по звучанию слова, "Верно-неверно" (замена первой буквы).

Четвертый этап - различение слогов

Игры: "Похлопаем" (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, "Что лишнее?" ("па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа").

Пятый этап - различение звуков

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает. Сюда относятся различные игры на выделение заданных звуков из потока речи.

Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. У ребёнка развивают умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

Таким образом, для того чтобы результат работы по формированию фонематического слуха был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.

Публикации по теме:

Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей. 1. Собери осенний букет. В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне прикрепляются.

Консультация для педагогов и родителей «Игровые способы формирования у дошкольников предпосылок овладения навыками письма» Сформированность у ребенка школьнозначимых функций создает благоприятные предпосылки для начала школьного обучения. В частности, очень важно.

Консультация для педагогов «Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками» На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях.

Консультация для педагогов «Аспекты формирования звуковой культуры речи» Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста» Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Консультация для родителей на тему «Формирование количественных представлений у детей 4–5 лет» «Формирования количественных представлений у детей 4-5 лет» Уважаемые родители! Главная задача в этой возрастной группе – обучение количественному.

Консультация для родителей «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет» Консультация для родителей "Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет". Воспитание культурно – гигиенических.

Консультация для родителей «Особенности звукопроизношения у детей 3–4 лет» Ребенок младшего дошкольного возраста уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный.

МК для педагогов «Игровые технологии для социально-личностного развития дошкольников»МК для педагогов «Игровые технологии для социально-личностного развития дошкольников» МАСТЕР-КЛАСС для педагогов ДОУ «Использование игровых технологий для социально-личностного развития дошкольников» Цель: Сформировать у педагогов,.

Презентация «Обогащение словаря детей 2-х-3-х лет через игровые технологии» Обогащение словаря детей 2-3 лет через игровые технологии Актуальность Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4–7 лет»
Опубликовано: 16 июля 2017 в 11:02
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД