Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Использование ИКТ в работе с родителями»

Качаровская Наталья
Консультация для педагогов «Использование ИКТ в работе с родителями»

Использование ИКТ в работе с родителями

ВВЕДЕНИЕ

Тесное взаимодействие коллектива детского сaда и семьи - необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так кaк наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители взаимодействуют в рамках социального партнёрства. Ни для кого не секрет, что современные родители - грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, в основном зарабатыванием денег, и ограничены во времени для частого плотного общения с воспитателем. С другой стороны и воспитатель не всегда имеет возможность уделить достаточно внимания каждому родителю. Как же быть в такой ситуации? Этим вопросом задается, наверно, каждый воспитатель. В таких условиях особую актуальность приобретает поиск форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволят эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования и сэкономить время родителей и педагогов. Одной их таких форм взаимодействия является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями. На помощь воспитателям приходит множество информационно-коммуникативных средств. Сегодня применение ИКТ - это одно из самых важных направлений в улучшении качества образования в целом, и дошкольного воспитания, в частности. Оно позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса и достичь нового уровня отношений между всеми участниками этого процесса: педагогами, специалистами, родителями и самими детьми.

Публикация «Консультация для педагогов „Использование ИКТ в работе с родителями“» размещена в разделах

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями

В современном дошкольном учреждении самыми распространенными, по- прежнему, остаются коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями (проведение родительских собраний, дни открытых дверей в ДОУ и т. д.). Педагогами используются групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия и т. п.) и индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы. Но очень часто беседы современных родителей с воспитателями носят спонтанный характер, они непродолжительны по времени, и, в следствии чего - малоэффективны.

Изучив особенности человеческого восприятия, педагоги и психологи сделали вывод, что наиболее качественное усвоение нового материала достигается при сочетании словесного изложения и использования средств наглядности, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию. При использовании средств ИКТ в организации работы с родителями не только расширяются воспитательные возможности этих форм деятельности, но и привлекается гораздо больше мам и пап к участию в педагогическом процессе. Кроме этого, материал, предназначенный для родителей, будет гораздо лучше ими усвоен, если будет присутствовать наглядность.

Выделяем пять преимуществ использования визуальных средств :

1. Привлекают и удерживают внимание.

2. Иллюстрируют и усиливают устную речь.

3. Сводят к минимуму непонимание.

4. Усиливают запоминание. Конфуций: «Я слышу – и забываю. Я вижу – и вспоминаю. Я делаю – и постигаю».

5. Повышают профессиональную компетентность педагога.

Какие же средства ИКТ можно использовать в ДОУ? Это: компьютеры, ноутбуки, принтеры, ксероксы, видеомагнитофоны, DWD – проигрыватели, телевизоры, планшеты, музыкальные центры, сканеры, фотоаппараты, видеокамеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски. Многое из перечисленного уже активно используется воспитателями в процессе взаимодействия с детьми. Необходимо, чтобы все это так же активно использовалось и в работе с родителями. Для этого и самим педагогам нужно владеть компьютерной грамотностью. Если раньше компьютер использовался только для поиска информации и картинок для образовательной деятельности, то теперь это прекрасное средство для работы с родителями : современные родители - грамотные люди, знающие технические возможности компьютера, и, как правило, имеющие навыки работы с ним.

Какими же путями возможно применение компьютерных технологий в процессе взаимодействия воспитателей с родителями воспитанников. Можно выделить следующие пути:

1. Применение программы Power Point (мультимедийные презентации, создание коллажей).

2. Применение программы Move Maker (фильмы и фотоленты из жизни детей).

3. Создание мультимедиатек по различным вопросам.

4. Организация онлайн взаимодействия (использование сайта группы и ДОУ, электронной почты, социальных сетей)

5. Редакционно-издательскаядеятельность (электронная газета, журнал, видеоблог)

6. Использование сотовой связи.

7. Создание чатов группы в различных мессенджерах.

Рассмотрим возможности, предоставляемые каждым из этих путей. На родительских собраниях и групповых консультациях большую помощь могут оказать компьютерные презентации, составленные в Power Point. Благодаря презентациям педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, сравнительные графики, например, антропометрических данных и так далее, но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Современные возможности использования данной программы позволяют включить даже кадры из фильмов, которые настроили бы родителей на восприятие материала, дали бы для родителей дополнительную наглядную информацию по теме собрания, консультации, тренинга и т. д. Знания, полученные таким образом, родители гораздо лучше усваивают и сохраняют в памяти гораздо дольше, так как они были получены через различные анализаторы: аудиальные и визуальные. Также для положительного настроя родителей, с помощью программы Power Point можно составить интересные коллажи с участием детей.

Как может помочь программа Move Maker? Каждой маме, каждому папе интересно узнать, как проходит жизнь ребенка в детском саду. Поэтому для родителей мы проводим Дни открытых дверей, но далеко не все могут днем, в рабочее время, посетить ДОУ, поэтому родительская активность зачастую бывает очень мала. Кроме экскурсии по дошкольному учреждению с посещением групп и бесед с пришедшими родителями можно, благодаря ИКТ, показать все это в форме красиво оформленного видеоролика на официальном сайте детского сада для тех, кто не смог посетить данное мероприятие.

С помощью программы Move Maker можно создавать видеофильмы и фотофильмы на любую, интересующую родителей, тему. Например: «Один день в детском саду», где показать самые интересные моменты обычного дня. Демонстрировать такой фильм можно в любое, удобное для всех время. Это может намного повысить активность родителей, ведь им будет очень приятно видеть, как играет, занимается, гуляет их ребенок.

Еще один путь - медиатеки. Что это такое? Термины «медиа», «медиатека» в России вошло в обиход в начале девяностых годов прошлого столетия. «Медиа» - это не только аппаратные устройства, но и носители информации, которые можно распространять и хранить, не используя аппаратуру. Информация может храниться не только в книгах, но и на дисках, флэшках, аудио и видеокассетах. Малообщительным и замкнутым родителям будет спокойнее познакомиться с актуальными вопросами по воспитанию, развитию или обучению детей используя такую медиатеку.

На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.

Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. В группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация: сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду и др. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.

На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя, электронная газета группы и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома. При работе с веб-страницей учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.

В социальных сетях воспитатель и родители могут создавать странички группы, где можно публиковать объявления, обмениваться фотографиями и любой другой информацией.

Сотовая связь. Современные реалии таковы, что у каждого родителя есть сотовый телефон. Родители, бабушки, дедушки обязательно знают номер сотового телефона воспитателей своего ребенка, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Воспитателями активно используется приложение WhatsApp - родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщить о проблеме. Родители могут обмениваться фотографиями и своими впечатлениями после утренников, воспитатели выкладывают фотографии, сделанные в детском саду на тех или иных мероприятиях, во время режимных моментов. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации, удобство при передаче информации практически любого объема. Приложение WhatsApp позволяет передавать информацию в текстовом формате, фото, видео, аудиосообщения. Что немаловажно, в приложении можно увидеть, кто из родителей прочел сообщения, а до кого информация в силу каких-то факторов не дошла, а значит нужно использовать какой-либо другой вид связи.

Значительно повышают результативность общения с родителями Интернет-ресурсы. Специалисты предлагают несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:

• просвещение родителей через Интернет;

• дистанционные конференции;

• семинары и консультации специалистов и воспитателей для родителей – на дистанционном уровне посредством электронной почты;

• создание информационно-методического журнала on-line;

• телекоммуникационный проект;

• телемост.

Рассмотрим подробнее: самый простой путь, но, почему- то мало используемый для решения педагогических вопросов - это общение с родителями в Интернете. Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит их внимание. Сейчас почти у каждой семьи есть электронная почта. Несмотря на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время. Собрав родительские адреса, педагог может рассылать всем одновременно, или конкретным людям определенную информацию как общего, так и личного характера. Со страниц электронной почты родители могут получить оперативную информацию:

• о методах сбережения здоровья детей;

• их безопасности;

• о правилах поведения ребенка в семье и в обществе;

• полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников;

• интересные фотографии детей с разных мероприятий;

• получение информации о группе, которую посещает ребенок;

• расписание образовательной деятельности;

• о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях;

• и многое другое полезное и интересное.

Так же, как и через электронную почту, возможно общение в созданной в социальных сетях группе или в режиме реального времени в скайпе. Такое общение наиболее динамично. Нынешние возможности Интернета таковы, что можно сразу же получить ответ на интересующий вопрос.

С помощью конструктора сайтов можно создать сайт группы, где так же будет выкладываться нужная информация, на котором каждый родитель может узнать групповые и садовые мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе, а, возможно, и высказать претензии воспитателю…

Дистанционные телеконференции могут проводится как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки. Такую конференцию необходимо тщательно готовить. Координатор (чаще всего это воспитатель или специалист) разрабатывает примерное расписание чат- конференции. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать для себя свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам, чей состав ему уже известен. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.

Координатору необходимо придерживаться заявленного им расписания. Так как связь у отдельных участников может прерываться, и они входят в окно разговора, теряя из виду нить конференции, координатор через определённое время должен повторять ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников.

В чат-конференции ведущий может общаться как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим. Точно так же участники конференции могут начать беседу между собой в частном режиме.

Все это - достаточно трудоемкий процесс, требующий определенных знаний не только у педагога, но и у родителей. Именно поэтому такие чат- конференции, а также телемосты и телекоммуникационные проекты не очень популярны в работе ДОУ. Гораздо большей популярностью пользуются заочные консультации для родителей по различным темам. Для таких консультаций можно использовать интернет - ресурсы (социальные сети, электронная почта, сайты детского сада и группы). Такой вид консультаций очень удобен для родителей. Ведь ознакомиться с ней можно в любое удобное время.

Заключение

В нашем ДОУ, к сожалению, не все группы оснащены средствами ИКТ. Несмотря на это, шагая в ногу с техническим прогрессом, я решила с прошлого года начать внедрение ИКТ не только в работу с детьми, но и в работу с родителями. На первом собрании я познакомила родителей с темой нашей работы, провела анкетирование на тему: «Компьютер в семье», попросила написать адреса действующей электронной почты, на которою можно будет отправлять информацию и сообщила адрес сайта ДОУ. В начале родители с недоверием отнеслись к плану, но, в дальнейшем, я стала замечать, что они все активнее участвуют в предлагаемых мною проектах, много спрашивают, и сами предлагают различные темы для обсуждения. Есть у меня в группе среди родителей те, кто не имеет технической возможности для выхода в Интернет и не использует компьютер. Для этих семей я распечатываю информацию на бумажных носителях или провожу индивидуальные консультации.

Я активно использую приложение WhatsApp для работы с родителями. Мне очень нравится оперативность обмена информацией, удобство использования приложения на телефоне.

Не смотря на очевидные «плюсы» использования ИКТ в работе педагога с родителями, такая работа в дошкольных учреждениях проходит не на самом высоком уровне. Я считаю, что это связано, в основном, с тремя причинами:

• недостаточное на данный момент обеспечение дошкольных учреждений средствами ИКТ;

• проблема невысокой ИКТ компетентности педагогов;

• нет четких методик использования ИКТ в ДОУ;

И, тем не менее, когда эти проблемы будут решены, будет возможным реализовать системный подход к внедрению ИКТ для наиболее тесного сотрудничества педагога с родителями воспитанников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Использование ИКТ в работе с родителями в условиях ДОУ» ИКТ В ОБРАЗОВАНИЕ Использование единых мировых информационных систем обеспечило внедрение ИКТ в образование: -формируется единое информационное.

Сценарий квест-игры для педагогов «Использование ИКТ в работе по развитию речи» - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вам немного поиграть. Игра будет проходить в виде квеста. Что такое квест, я думаю, всем известно.

Выступление на педагогическом часе «Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ»Выступление на педагогическом часе «Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ» Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» Георг Зиммель Информационно.

Использование ИКТ в работе с родителями Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям. Т. Харрис В нашем современном обществе родители грамотны, информированы, но вместе.

Консультация для педагогов «Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда» Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. В. А. Сухомлинский.

Консультация для педагогов «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями» Изменения, которые происходят сейчас в дошкольном образовании, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. С появлением образовательных.

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти сло-вам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для педагогов «Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ» Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по песочной терапии. Мой опыт называется «Песочная сказка». Почему именно этот.

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста» Васюченко Ирина Викторовна «Использование приёмов мнемотехники при работе с детьми дошкольного возраста». Консультация для педагогов СЛАЙД.

Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологии в работе педагогов» Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе. Ход проведения: Здравствуйте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование ИКТ в работе с родителями»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 13:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД