Консультация для педагогов «Коммуникативный подход как основа развития связной речи в логопедических группах»

Алина Саяпина
Консультация для педагогов «Коммуникативный подход как основа развития связной речи в логопедических группах»

Коммуникативный подход, как основа развития связной речи

в логопедических группах.

Коммуникация – это способность выразить свои мысли, чувства и идеи. Способность понимать значение того, что было сказано или сделано для тебя.

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации.

Качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению, а индивидуализация его проблем выявленных в результате проведённой диагностики, позволяют наметить приоритеты в коррекционной работе с учётом способностей и возможностей.

Для достижения высокого уровня в развитии связной речи необходимо решать следующие задачи:

1. Формирование мотивации связного высказывания с учётом личностного – значимой для ребёнка ситуации.

2. Воспитание регулирующей, планирующей функции речи основанной на контроле и самоконтроле.

3. Обучение овладению различными видами связной монологической речи.

4. Усвоение лексико – грамматических средств, как основы для построения развёрнутого высказывания.

На развитие коммуникативно – речевых способностей детей влияет ряд факторов одним из главных является недостаточно организованная коммуникативно – речевая среда. Она включает в себя два блока:

1. Организация коммуникативных контактов в системе «педагог-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

2. Формирование предпосылок речевого развития.

Целью коммуникативных контактов является создание условий для диалогового (обучение умению внимательно слушать, планировать речевое высказывание, использовать многообразие языковых средств для передачи мысли).

Целью формирования предпосылок речевого развития, это создание условий способствующих успешному развитию речи (подбор игр на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, речевого дыхания, интонационной выразительности и т. д., а также придумывания методов и приёмов для их реализации в коррекционной работе с детьми.

Формирование правильной связной речи от педагогов требуется создавать мотивацию к ответам. Для этого существуют определённые коммуникативные мотивы:

1. Отказ (выразить неудовольствие, протест, отказаться, согласие.

2. Просьба (попросить продолжить действия, начать новое действие, новый предмет, отсутствие предмета и т. д.)

3. Информация (ответить на вопрос, задать вопрос, комментировать, рассказать, уточнить и т. д.)

4. Социальное взаимодействие (привлечь внимание к себе, к явлению, к предмету, к другому человеку, демонстрировать эмоции и чувства, приветствовать и прощаться, предлагать взаимодействие, предметы, делиться и т. д.)

А также средства коммуникации, помогающие развитию связной речи ребёнка:

1. Невербальные: мимика, интонация, телодвижения, взгляд, звуки, жесты, реальные предметы, фото, картинки, пиктограммы, технические.

2. Вербальные: слова, предложения.

В работе с детьми очень важно задействовать как можно больше практического материала, демонстрационного, наглядного и раздаточного пособия, а также продумывание общих мероприятий, применения методов и приёмов для формирования связной речи дошкольников: пересказ, рассказ по сериям картинок, рассказ на основании личного опыта, описания предмета, начать или продолжить рассказ.

Используя выше указанные методы в коррекционной работе мы увидели, что у детей формируется кругозор, повышается познавательные знания, практические трудовые умения, происходит упрочения знаний, умения, развиваются психические процессы, мышление, познавательные интересы, активность, память, воля, эмоциональная способность выражать мысли, а также помогают побуждать детей к продуктивному мышлению, применению полученных знаний и умений, проявлению инициативы, самостоятельности, коллективному сотрудничеству.

Навыки коммуникации будут развиваться у детей если:

• У него будет партнёр по общению;

• Он всегда будет понят, и будет получать ответ на его сообщение (на плач, гуление, лепет, жест).

• Он будет слышать сказанные слова и видеть что они обозначают.

• Он будет повторять слова и другие сигналы в разных подходящих ситуациях.

• Он будет тренировать навыки коммуникации в повседневных делах.

• Он наслаждается коммуникацией.

Индивидуальные подгрупповые, групповые формы работы, а также самостоятельная деятельность ребёнка в специально организованной речевой среде создания единого пространства не возможны без общих усилий логопеда, воспитателей и родителей.

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам работы с детьми. Участие родителей в воспитании, развитии ребёнка не только дома, но и в детском саду поможет им:

• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка.

• Относиться к ребёнку как к равному.

• Всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.

• Знать, учитывать сильные и слабые стороны ребёнка.

• Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях.

Таким образом использование коммуникативных подходов в развитии связной речи создаст благоприятные возможности для формирования личности в целом.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: Несколько правил важных для успешных занятий с ребёнком по коммуникации.

1. Давайте ребёнку время на ответ.

2. Слушайте. Ждите.

3. Сделайте интересы ребёнка отправной точкой ваших занятий и общения.

4. Вместе с ребёнком совершайте различные действия, мимические движения, произносите звуки.

5. Копируйте ребёнка и побуждайте его копировать вас, помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.

6. Покажите ребёнку, насколько ценно и полезно общение с вами, как с практической, так и с эмоциональной точек зрения.

Публикации по теме:

Семь измерений личной силы человекаСемь измерений личной силы человека Семь измерений личной силы человека 1) Восприятие - Внимательность, чувствование тонкостей и умение обучаться. Умение схватывать суть.

Эмоциональный интеллект (EQ) Эмоциональный интеллект (EQ)— это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Коммуникативный подход как основа развития связной речи в логопедических группах»
Опубликовано: 28 января 2014 в 07:10
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...