МААМ-картинки

Консультация для педагогов на педагогическом часе по теме «Устное народное творчество»

Татьяна Тищенко
Консультация для педагогов на педагогическом часе по теме «Устное народное творчество»

Устное народное творчество в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Устное народное творчество в воспитании ребенка несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставляем детям? А ведь именно им строить и творить будущее. Поэтический фольклор, являясь одной из важнейших вех эстетического воспитания ребенка, для самых маленьких «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает ребенка, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего возраста дети должны слышать произведения устного народного творчества, и незаменимым помощником здесь станет театр в детском саду, театральные игры. С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми. Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Публикация «Консультация для педагогов на педагогическом часе по теме „Устное народное творчество“» размещена в разделах

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.

Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и, разворачивается позднее.

При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам.

Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей.

Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Итак, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Цель:

• способствовать эмоциональному развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.

Задачи:

• приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь.

• вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, пестушкам

• способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в ДОУ

• воспитывать гуманные отношения

Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, стихам, прибауткам, я решила, что они помогут мне «разговорить» малышей, воспитать и способствовать появлению желания общаться. Работу я начала с создания условий в развивающей среде. Оформила «уголок ряженых и любования», с помощью родителей сшили сарафаны, рубашки, короны, изготовили кроватку-кочалку, в которой спит кукла Машенька. А также оформила картотеку потешек

В группе имеется настольный, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», а также театр рукавичек. Также вместе с родителями сшили шапочки для инсценировки сказок и потешек. В книжном уголке дети с удовольствием вместе со мной и помощником воспитателя, рассматривают книжки, картинки с потешками, сказками и проговаривают отдельные слова и фразы. Дети очень любят качаться на лошадке, приговаривая:

Еду-еду, к деду, к бабе

На лошадке, в красной шапке.

А также мы очень любим играть в хороводные игры: «Жили у бабуси»«Мыши водят хоровод», «Ласковые имена», «Колпачок», «Мы на луг ходили», «Угадай, кто я?», «Ходит Ваня», «Всем Надюша расскажи», «Галя по садочку гуляла» и в игры, развивающие движение кистей рук, где использую народные песни и потешки.

Проводила с детьми занятия на тему: «Котя-котенька», «В гости к бабушке», «Петушок и его семья», «Кукла заболела», «Едем к кукле в гости», «Зимушка-зима», в которых знакомила детей с фольклорными произведениями.

Потешки очень помогают мне наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности: Потешки для режимных моментов

Одевание на прогулку

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Обед

НА ТОГО КТО ЕСТ ОПРЯТНО,

И СМОТРЕТЬ ВСЕГДА ПРИЯТНО,

МЫ ЕДИМ ВСЕГДА КРАСИВО,

ПОСЛЕ СКАЖЕМ ВСЕМ "СПАСИБО".

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат,

За обедом не сори,

Насорил -так убери.

Кто у нас любимый самый?

- Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

- Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

- За веселую матрешку,

Съешь за бабу,

Съешь за деду,

За мальчишку - за соседа,

За подружек и друзей,

Съешь по больше не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,

За котёнка, за Тимошку

Эту маленькую ложку

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста.

Умывание

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Пусть умоет малыша,

Чтоб сияло личико

Расчёсывание

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Перед сном

Баю-баю,баиньки

В огороде заиньки,

Зайки травушку едят

Детке спать велят

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все давно уж спать должны,

Наши дети тоже

Для самых маленьких

Птичка зернышки клюет,

Колет белочка орешки,

Травку козочка жует,

Ест улитка сыроежки,

Молоко котенок пьет,

У мышат - головка сыра,

Косточку щенок грызет,

У пчелы – кусок зефира.

Сено ест смешной теленок,

Кролик скушал лист капустный,

Что же любит наш ребенок?

Кашку? Ах, как это вкусно!

Во время утреннего приема, если ребенок капризничает, не хочет расставаться с мамой, ласковым голосом обращаюсь к нему:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи- их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи – работа над формированием словаря.

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Литература:

1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке : Очерки. – М. : Дет. лит., 1988.

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.

3. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. -СПБ: Детство-пресс, 2001.

4. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПБ: Детство-Пресс, 2000.

6. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. –М. : Просвещение, 1990.

Публикации по теме:

«Слово ласковое — мастер дивных див». Устное народное творчество для самых маленьких Детский фольклор представляет своеобразную часть устного народного творчества. Народ — великий художник и педагог — выработал для детей.

Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Устное народное творчество в развитии речи детей» «Ребенок…- писал Горький,- хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Добрый день уважаемые коллеги мне очень понравилось такая форма работы как интерактивная папка. Во-первых: представлен большой объём информации,.

Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Проект «Устное народное творчество-загадки во второй младшей группе». Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является редкое использование родителями загадок в младшем дошкольном возрасте.

Устное народное творчество для самых маленьких Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится.

Устное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группаУстное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группа устное народное творчество Старшая - подготовительная группа воспитатель: Неклюдова Е. А. Цель: Познакомить детей с жанром легенд и преданий.

Устное народное творчество в формировании личности дошкольника Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют простотой слова,.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Устное народное творчество в развитии речи детей Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов на педагогическом часе по теме «Устное народное творчество»
Опубликовано: 15 сентября 2016 в 13:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД