Консультация для педагогов «Арт-технологии на занятиях художественно-эстетического цикла»

Наталья Агеева
Консультация для педагогов «Арт-технологии на занятиях художественно-эстетического цикла»

1. Арт-технологии и их роль в гармоничном развитии личности дошкольника.

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, в детских садах внедряют в практику метод арттерапии, один из современных направлений в оздоровлении.

Арттерапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арт-терапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т. д. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Этот метод особенно актуален при работе с тревожными, замкнутыми детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Таким образом, арт-терапия в профессиональном образовательном учреждении – это не просто метод коррекции и развития ребенка посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации.

2. Разновидности арт-технологий.

Арт-терапия включает в себя:

• изотерапию – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а также работа с репродукциями, различным художественным материалом – глиной, пластилином, соломой (декоративно прикладное искусство) и т. д. ;

• музыкальную терапию – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых;

•драматерапию – воздействие через театр, образы, а также использование готовых материалов (фильмы, спектакли) ;

•сказкотерапию – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;

•кинезитерапию – это все, что связано с движением: ритмопластика, танцевально-двигательная терапия.

Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

3. Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста.

Смысл психологической арт-терапевтической работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, что они получают возможность выразить себя, сделать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно-развитой личности.

Цель работы по изотерапии:

1. Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка;

2. Совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности;

3. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция;

4. Развитие мелкой моторики и творческого воображения.

Преимущества изотерапии перед другими формами работы:

• практически каждый ребёнок (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

• изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

• изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

• продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

• изотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

• изотерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

МАСТЕР-КЛАСС ПО РАБОТЕ С ПЕСКОМ (СОЛЬЮ, МАНКОЙ)

Опытно-экспериментальная деятельность: «Как придать цвет соли или манной крупе?»

Для этого мы в стаканчик с манкой добавили немного гуаши, разведенной небольшим количеством воды, и стали осторожно работать пальчиками, смешивая крупу с краской. Воды берется небольшое количество, так как крупа должна получиться сухой и рассыпчатой. Таким образом, мы получили несколько видов необходимой нам крупы. Крупа или соль раскладывается тонким слоем на целлофан и сушится в течение нескольких дней.

Младшие и средние группы.

- Мы сегодня познакомимся с необычными техниками рисования - солью.

Для работы нам понадобится:

-соль крупная разных цветов,

-клей,

-для каждого педагога контурный рисунок.

Приступаем к работе, распределяем равномерно клей по всей картинке и аккуратно посыпаем солью. После того как высохнет картинка, нужно стряхнуть лишнюю соль.

Старшие и подготовительные группы.

- Хочу предложить, вашему вниманию, материал об изготовлении поделки с помощью нетрадиционной техники - рисование манкой.

Материалы, использованные для поделок:

- силуэт лошади из синего или голубого картона;

- манка;

- клей ПВА в тюбиках;

- клеенки;

- подносы.

На силуэте лошади детьми рисуется узор клеем ПВА. На места, где нанесен клей, насыпается поваренная соль. Соль, которая не приклеилась, ссыпается детьми на подносы и потом опять используется для рисования. Узоры, нарисованные солью, очень напоминают морозные.

В подготовительной группе контурный рисунок создается самими детьми (зимний пейзаж, высохшую манку или соль можно раскрасить гуашью.

4. Приемы изотерапии в лепке.

Лепка – один из методов изобразительного творчества, позволяющий создавать всевозможные композиции. Практически нет ни одного ребёнка, который бы не любил лепить. Слепить можно всё что угодно, на что хватит фантазии, а если не получилось или надоела поделка, её можно переделать, в отличие от того же рисунка, который практически переделать невозможно. Чем же так хороша лепка? Почему именно её часто выбирают при работе с разными психическими процессами?

Во-первых, материал, из которого будет выполнен продукт. Для маленьких детей больше подходит пластилин, которые не требует специальных навыков и дополнительных приспособлений.

Во-вторых, для маленьких детей необходимо ставить цели, которые они должны достичь при выполнении задания. Для маленьких детей важен образец к которому они будут стремиться. Важно то, чтобы ребёнок сам находил подходящие для себя варианты при выполнении задания. Давая разные варианты выполнения поставленной цели, мы тем самым подготавливаем почву для развития творческого и абстрактно-логического мышления ребёнка.

В-третьих, это те задачи, которые реализовываются в ходе арт-терапевтического занятия с использованием пластилина:

1. Развитие моторики;

2. Развитие восприятия цвета;

3. Умение смешивать различные цвета;

4. Развитие умения работать с геометрическими фигурами;

5. Формирование навыков в работе с объёмом и плоскостью;

6. Развитие абстрактно-логических операций;

7. Работа с разными психологическими состояниями (стресс, тревога, чувство неуверенности, одиночества, агрессия, конфликтные ситуации)

Техники работы с пластилином:

1. Рисунок в сочетании с лепкой.

2. Лепка с элементами аппликации.

3. Создание барельефов.

4. Создание мозаик, витражей.

5. Работа с баночками, сосудами.

6. Работа с дополнительными материалами (проволоки, нитки, крупы, природные материалы и т. д.)

7. Пластилинография.

Для развития моторики подойдут раскатывания пластилина в аппликацию, создание фигуры из отдельных заранее подготовленных геометрических фигур, рисование пластилином.

МАСТЕР-КЛАСС ПО ЛЕПКЕ.

Техника миллефиори – часто используемая и самая известная в работе с полимерной глиной. Она подразумевает составление сложного узора из большого количества мелких и простых рисунков. А ещё называемых также "палочки murrini") с разноцветными рисунками, которые видно только в разрезе прута (рисунки главным образом имеют форму цветов, откуда и произошло название техники).

В наше время технику «миллефиори» используют при изготовлении различных изделий из полимерной глины. Они очень изящны и красивы.

Но, можно использовать и в работе с пластилином.

Для детей это всегда загадка, что получится, когда смешать несколько кусочков пластилина разных цветов…

Букет цветов

1. Кусочек пластилина (желтый) раскатать в толстый коротенький (3 см) столбик.

Из оранжевого пластилина делаем тонкую пластину по размеру столбика, лишнее обрезаем.

2. И оборачиваем желтый столбик пластиной. Стыки аккуратно сглаживаем.

3. Затем начинаем ужимать и вытягивать наш столбик в трость (колбасу) Ужимаем начиная с середины.

4. Получившуюся трость обрезаем с двух сторон, режим на 6-8 частей (в зависимости от задумки и длины.

5. Серединку цветка делаем из пластилина другого цвета. У нас же остались колбаски от прошлого занятия (белые с розовым). Обмотав их красным пластилином получились новые серединки.

6. Теперь начинаем составлять цветочек. Вокруг серединки ставим приготовленные трости и прижимаем.

7. Можно нарезать (тонко) получившуюся колбаску на цветы.

Изготовление листочков способом «ёлочка».

1. Сначала будем делать еловые ветки. Для этого берем 3 оттенка пластилина зеленого цвета. Разминаем в руках и превращаем в пластины толщиной 3 мм.

2. Складываем друг на друга

3. Сгибаем пополам.

4. Нарезаем заготовки

5. Готово.

5. Приемы изотерапии в аппликации.

Одной из разновидностей арт-технологий является техника коллажирования.

Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание, технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом.

В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т. д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием, а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Это одна из целей арт-терапии в целом и работы с коллажами в частности – развитие творческих способностей и повышение самооценки. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Пробуждается фантазия ребенка и занятие превращается в увлекательную игру.

На этих занятиях проще ознакомить ребенка с основами композиционного построения изображения: ребенок может свободно передвигать части коллажа, сразу наблюдая различия в восприятии изображения.

Как показала практика, занятия с коллажем можно проводить с детьми начиная со среднего дошкольного возраста. Ребенок обычно перегружен впечатлениями, а работа с коллажем, по выбору темы самим ребенком позволяет ему погрузиться в другой мир, быть раскрепощенным, творить, создавать, развивать воображение.

Кроме того, коллаж можно назвать сказкой созданной своими руками, в него нельзя поиграть, но вполне можно сложить сказку, при этом у ребенка развивается воображение, мышление, связная речь. Сначала населить разными изображениями (фото, вырезки, буквы, цифры, изображения, нарисованные непосредственно самим ребенком, а потом уже придумать сказку, историю, рассказ, или же помочь ребенку решить какую либо проблемную ситуацию.

В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях (ближе, выше, ниже, рядом).

Следовательно, занимаясь с ребенком созданием коллажа, вы не только получите массу удовольствия, но и поможете малышу развить полезные при подготовке к школе навыки – внимание, терпение, усидчивость.

6. Заключение

Использование детьми приёмов и техник создания изображений выступает у них как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей.

Психокоррекционные занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе родителям и педагогам позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.

Итак, использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным для всех детей.

Публикации по теме:

«Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников определяется тем, что художественно-эстетическое развитие является важнейшей.

Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях. Консультация для педагогов ДОУ Закон «Об образовании» в ст. 18 (Дошкольное образование) говорит о необходимости развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции.

Развитие художественно-эстетического творчества на занятиях по рисованию и лепке в ДОУ Цель: создать условия для совершенствования работы по художественно-эстетическому творчеству,учить рисованию и изготовлению поделок и аппликаций.

Конспект занятия художественно-эстетического цикла в первой младшей группе «Пешеходный переход»Конспект занятия художественно-эстетического цикла в первой младшей группе «Пешеходный переход» Конспект занятия художественно-эстетического цикла в первой младшей группе «Пешеходный переход». Составила и провела воспитатель первой.

Консультация для педагогов ДОУ по инновационной технологии  «Современная форма развития детей-экспериментирование» Значительные изменения, которые происходят в сфере дошкольного детства, перемены в восприятии детства на уровне общества и государства определяют.

Консультация для педагогов на тему «Художественно-эстетическое развитие (лепка)» 1 слайд Название презентации 2 слайд Под словосочетанием лепка в детском саду обычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе.

Консультация для воспитателей «Использование проблемных ситуаций на занятиях по ИЗО деятельности» Использование проблемных ситуаций в детском саду на занятиях по Изо деятельности, положительно влияет на развитие у детей творческого мышления,.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам художественно-эстетического развития детей» В соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденный Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, художественно-эстетического развития.

Эссе «Возможности формирования базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла» Эссе на тему: «Возможности формирования базовых национальных ценностей на занятиях художественно – эстетического цикла». «Воспитатель.

Занятия художественно-эстетического цикла «Петушок да курочка» по лепке и росписи дымковских игрушек в старшей группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 72 Лазаревского района г. Сочи Воспитатель: Артемкина Марина.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Арт-технологии на занятиях художественно-эстетического цикла»
Опубликовано: 14 мая 2016 в 13:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект для детей первой младшей группы.
Тема: «Всё треугольное» Возраст детей: 2-3 года Участники проекта: дети, педагоги, родители. Тип проекта: познавательно - творческий. Вид проекта:...
Мастер-класс по созданию поздравительной стенгазеты «Мы вместе! Мы рядом!» в средней...
Подготовим основание для газеты. Два ватмана склеим скотчем. Раскрасим ватман в зеленый цвет. Используем для этого обычную губку и гуашь. Подготовим...
Паспорт группы «Музыкальный уголок». Часть 4
. МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК:  дудочки;  погремушки;  деревянные ложки;  гармонь;  ксилофон; ...
Конспект занятия по конструированию «Ёжик»
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. ( ёжик. Перед занятием проведите...
Конспект НОД по аппликации в группе детей раннего возраста «Самолетик для папы»
Цель: Вызвать интерес к созданию красивой открытки в подарок папе. Задачи: Обучающие : Учить создавать композицию из готовых элементов: самолета и...