Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Гуманизация педагогики. Что это такое?»

Ирина Янчишина
Консультация для педагогов «Гуманизация педагогики. Что это такое?»

Гуманизация педагогики. Что это такое?

Общеизвестно, что человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Это могут быть отношения с государством, его законами, моралью, культурой, историей, отношения с родителями, сверстниками и другими людьми.

Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека. И если в этих отношениях много бессердечия, насилия, лжи, унижения, зла, эгоизма – то все это станет принадлежностью ребенка.

Публикация «Консультация для педагогов „Гуманизация педагогики, Что это такое?“» размещена в разделах

Современное общество определяется именно такими отношениями. Они ведут к гибели общества и личности. Человечеству необходимо изменить характер отношений иначе это приведет к трагическому будущему человечества. Изменения должны идти по пути гуманизации отношений. Другого пути нет.

Гуманизация – это принцип мировоззрения, в основе которого лежат:

- убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию;

- требование свободы и защиты достоинства личности;

- идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов (и духовных и материальных) должно быть конечной целью общества.

Гуманистическое мировоззрение основывается на трех древних «парадоксах». Современному человеку они могут показаться утопическими, но все же.

• Истинная победа там, где никто не проигрывает, а выигрывают обе стороны; нельзя стремиться к победе над человеком. Единственный способ разрешения трудностей между людьми – это согласие (учение Будды).

• Чего не желаешь себе, того не делай другим людям; плати добром за добро и справедливостью за зло; строго соблюдай и строй свои отношения по образу семейных, регулируй отношения мудростью (Конфуций).

• Относись к ближнему как к самому себе (учение Христа).

Гуманизация отношений должна начаться немедленно. Главная роль здесь принадлежит школе и педагогике.

Во-первых должен измениться взгляд на ребенка. Это не существо, подвластное воспитывающему, не пустой сосуд, который можно заполнить чем угодно. Его нельзя «делать каким-то». Каждый ребенок имеет достаточный потенциал для успешного саморазвития. Ребенок всегда устремлен к лучшему, к доброму, к успеху. Ребенок – это субъект собственного развития, он самосилен. Он равен взрослому во многом: переживает такие же чувства, как взрослый. Он равен взрослому по интеллектуальным возможностям и лишь немного уступает в наличии жизненного опыта, но опыт – дело наживное.

Во-вторых, необходимо переосмыслить сущность процесса воспитания и его назначение. Негуманная, авторитарная педагогика утверждает, что воспитание – это формирование личности воспитуемого. Отсюда – обязательные программы воспитания и обучения, признание ребенка лишь объектом деятельности воспитывающего, «натаскивание» на соблюдение правил, на знания и умения. Такое воспитание никогда не давало положительных результатов. Ребенка делали каким-то, но не таким, каким он рожден быть. В таком деланье он терял свое человеческое лицо, становился зависимым, несамостоятельным, способным только повторять, но не творить, он становился как все, при том, что он уникален и неповторим от рождения.

Исходя из принципов гуманизма, воспитание было бы разумнее определить, как создание условий для развития ребенка и его максимальной саморегуляции.

Воспитание призвано помогать ребенку устанавливать собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития, создаст сам себя по своему же образу и подобию. Это в высшей степени гуманно, так как человек счастлив только при ощущении личной свободы и неповторимости. Воспитывающий – это только помощник ребенка в его саморазвитии, это его мудрая опора, но не более. Если ребенок во многом равен взрослому, то общение с ним должно осуществляться как сотрудничество и строиться с учетом следующих требований профессионально-этического характера.

Требования к общению взрослого с ребенком:

1. НАДО УВАЖАТЬ В РЕБЕНКЕ ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕМ ХОРОШИМ И ПЛОХИМ, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ. Он достоин уважения за то, что равен нам и он для нас неразгаданная тайна; достоин уважения за тот трудный путь, который ему предстоит пройти в жизни. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.

2. КАЖДЫЙ РЕБЕНОК НЕПОВТОРИМ И ТЕМ ПРЕКРАСЕН. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право быть самим собою. Отобрать это «Я» или усреднить его, навязать ребенку кумира - значит совершить преступление против него. Мы, взрослые, не имеем на это право.

3. В ВОСПИТАНИИ НЕ НАДО СТАНОВИТЬСЯ «НАД РЕБЕНКОМ», А ЕСЛИ И ПРИДЕТСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ, ТО ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЕГО.

4. НЕОБХОДИМО РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ ТАК, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК НАУЧИЛСЯ УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ СЕБЯ. Уважение к себе появляется на волне успеха. Надо обеспечивать ребенку успех, победу (над трудной темой познания, надоевшим делом, опасным желанием) и т. д. Первая победа породит вторую, третью, пробудит в ребенке силы, которые раньше и не подозревались, и грани его возможностей значительно расширятся. Повседневная жизнь в маленьких победах – это крылья ребенка, несущие его к осознанию собственной значимости. Но настоящая победа достигается только в творчестве. Творчество, а не повторение, дает ребенку свободу, уверенность в себе, и своих силах. Творчество возвышает ребенка. Воспитатель гуманист обязан быть творцом и должен уметь разбудить жажду творчества в детях

5. В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОПУСТИМО ИСПОЛЬЗОВА-НИЕ ТОЛЬКО НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГУМАННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ. Необходимо делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем, не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие. При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:

- никогда не наказывать детей;

- не сравнивать детей друг с другом, не ставить друг другу в пример;

- не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);

- не укорять детей;

- не жаловаться на них родителям;

- не стоять над душой, не надзирать за ними;

- не оскорблять;

- не приказывать, не требовать жестко;

- обеспечивать успех во всех делах и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

- хвалить от души;

- верить и доверять безоговорочно;

- договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям,

- поощрять искренне.

6. НЕОБХОДИМО ПОСТОЯННО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ. Это значит заботиться о душевном равновесии каждого ребенка, о его настроениях, чувствах, переживаниях. Ребенок не должен жить в обстановке душевного дискомфорта, если мы хотим видеть его личностью.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Что такое семья?»Конспект НОД «Что такое семья?» Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно.

Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество»Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов «Что такое ФГОС дошкольного образования?» С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Консультация для педагогов «Использование художественного слова в организации режимных моментов детей 2–3 года жизни» Наблюдая за малышами, я заметила, что некоторые дети слышат не слова, а интонацию, доброжелательную, располагающую, вызывающую доверие.

Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребенка» «Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей.

Консультация для педагогов «Тьюторское сопровождение повышения квалификации молодых педагогов в МБДОУ» «Педагог – не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы» Клод Леви-Стросс. Мы не раз слышали о значимости сотрудничества.

Консультация «Народные игры как традиционное средство педагогики» Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьёзное.

Консультация для педагогов «Так что же такое толерантность?» Толерантность - это милосердие; Толерантность - это сострадание; Толерантность - это уважение; Толерантность - это доброта души; Толерантность.

Консультация «Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей» «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная.

Семинар-тренинг для педагогов «Что такое толерантность?» Цель: повышение сензитивности педагога к идеям ненасилия, толерантности как общечеловеческой ценности. Ход мероприятия: Никто не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Гуманизация педагогики. Что это такое?»
Опубликовано: 24 февраля 2016 в 13:28
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД