Консультация для педагогов «Исследование художественной техники. Фломастеры»

Евгения Александровна Сайкевич
Консультация для педагогов «Исследование художественной техники. Фломастеры»

Такой изобразительный материал, как фломастеры, не столь давно вошёл в нашу действительность. И, тем не менее, - один из самых распространённых в детском рисовании. Впервые фломастеры появились в Японии в начале шестидесятых годов. Их внешний вид с тех времён мало чем изменился: по-прежнему мы пользуемся ручкой с резервуаром, наполненным специальными чернилами. Капиллярами чернила поступают на пишущую часть, изготовленную из пористого синтетического материала. Цветные чернила – это красящий пигмент, который растворён в ксилене и по своему составу напоминает спирт. Однако не во всех фломастерах чернила наполнены спиртовой основой. Специально для детей разработаны водные фломастеры. Условно можно выделить несколько видов фломастеров:

1) толстые – для покрытия больших поверхностей листа или рисования крупных предметов, не требующих изображения мелких деталей;

2) средние – для рисования деталей разной сложности;

3) тонкие – необходимые для изображения контура и линейного рисунка.

Учитывая, что фломастеры сложнее смешивать друг с другом, производители стараются выпускать наборы с большим количеством оттенков – некоторые из них насчитывают до 300. Самые привычные наборы представлены цветами в количестве от 6 до 24.

Фломастерами рекомендуется рисовать на плотной, гладкой бумаге, поскольку рыхлая, мягкая быстро пропитывается составом и контур изображаемого предмета растекается. Чтобы получить плавный переход одного цвета в другой, целесообразны бесцветные фломастеры – позволяют получить нужные по интенсивности тональные пятна и тоновые градации.

Правила рисования фломастерами

• Тонкая линия – рисование ребром фломастера.

• Изображение средней толщины – рисование узкой стороной.

• Толстый, жирный штрих – рисование широкой стороной, держа фломастер под наклоном.

Создать выразительный образ с помощью данного материала, несмотря на его простоту, не так просто. Причина? Фломастер плотным пятном ложится на поверхность листа, и крайне сложно затем исправлять неточности рисунка. Поэтому рисовальные движения должны быть чёткими, уверенными.

Анализируя рисунки детей, выполненные фломастерами, можно сделать вывод: чаще всего они не смешивают цвета, а используют только локальные. От этого рисунок приобретает пестроту, излишнюю яркость, теряя целостность образа. Во избежание подобной ошибки следует научить комбинировать фломастеры с другими материалами или использовать технические приёмы, способствующие достижению выразительности рисунка.

Варианты применения фломастеров

1. Рисование фломастерами с водой.

Суть этой техники: на закрытый фломастерами лист бумаги наносятся, разбрызгивая, капли воды. Вода разъедает красящий элемент фломастеров, оставляя выбеленные участки. Учитывая данный эффект, можно варьировать темы.

«Цветочная полянка». Дети раннего и младшего дошкольного возраста, чтобы изобразить траву, заполняют поверхность листа штрихами. Далее чистой кисточкой по бумаге разбрызгивают воду. Выбеленные участки заполняют цветными пятнами – это цветы; после чего любым тёмным цветом (оттенком) рисуют сердцевинку. Старшие дошкольники, во-первых, регулируя степень нажима фломастера, передают разные тональные соотношения на фоне; во-вторых, нарисовав цветы, дорисовывают стебельки, листочки.

«Снег». Малыши – дети раннего и младшего дошкольного возраста – выполняют фломастерами фон, обозначающий небо, после этого разбрызгивают воду. Капли воды имитируют падающий снег. Дети старшего дошкольного возраста – для них тема усложняется – рисуют зимний пейзаж.

«Декоративные композиции». Данная тема может иметь множество вариантов для детей любого возраста.

«Натюрморт». В группах раннего и младшего дошкольного возраста применяют локальные формы – капли воды имитируют мелкие цветочки. В старших группах дети создают более сложный по композиции натюрморт, вводя полутона для передачи составляющих предметов.

2. Рисование фломастерами и цветными карандашами.

В данной комбинации можно предложить следующие темы.

«Бабочки». С помощью силуэтов дети заполняют текстуру карандашами (в монографической или многоцветной гамме, а затем закрывают фон фломастерами. Далее наклеивают силуэты на фон. Эта тема применима на практике в форме как индивидуального рисунка, так и коллективной работы.

«Осенний ковёр». Данная тема раскрывается подобно предыдущей. В качестве нового элемента педагог предлагает детям заполнять силуэты листьев не текстурами, а штриховкой или тушёвкой с помощью цветных карандашей.

«Бутоны». Цветными карандашами штриховкой заполняются лепестки, сердцевинка рисуется фломастерами. Бутоны можно объединить в общую композицию или на их основе создать натюрморт.

«Птенец». На листе бумаги с определённым фоном дети фломастером с помощью круговой штриховки рисуют пятно, имитирующее тело птенца. Далее чистой кисточкой проходят по краю пятна, добиваясь растекания фломастера. Детали (глаза, клюв, лапки) рисуют фломастерами или вырезают из цветной бумаги. Гнездо рисуют цветными карандашами дугообразной штриховкой.

«Лес». Фон выполняется цветными карандашами, кроны деревьев – фломастерами и карандашами, а основная часть ствола – карандашами. Фломастеры применяют только для передачи фактуры ствола.

«Морской пейзаж». Небо изображается цветными карандашами штриховкой и тушёвкой, море – как карандашами, так и фломастерами. Применима так же вода для передачи волн или бликов.

«Декоративная композиция». Лист бумаги следует разбить на сегменты, каждый из которых заполняется определённой текстурой – как карандашами, так и фломастерами. Задача, поставленная перед детьми, - добиться разной тональности сегментов.

«Необычные животные». Первоначально рисуется силуэт любого животного, который заполняется текстурами, отображая уже основные признаки животного. В качестве дополнительного выразительного средства может выступать вода, позволяющая получать выбеленные участки.

«Пейзаж». Фон изображается комбинацией цветных карандашей с фломастерами и выделением с его помощью основных элементов композиции.

Публикации по теме:

«Набрызг» по новому«Набрызг» по новому Нетрадиционные техники рисования. «Набрызг» по новому. Считается, что такой способ, как всем нам известный «набрызг», при помощи красок.

Карандашница из фломастеровКарандашница из фломастеров Какими бы хорошими не были фломастеры, рано или поздно они перестают писать. Набралось у нас их уже много, и вот, пригодились! Я ВЗЯЛА:.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Исследование художественной техники. Фломастеры»
Опубликовано: 7 января 2014 в 23:27
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...