Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Коррекция отрицательных эмоций средствами физической культуры»

Анна Рубинштейн
Консультация для педагогов «Коррекция отрицательных эмоций средствами физической культуры»

Особую группу методов коррекции отрицательных эмоций составляют средства физической культуры. Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет тело. Не зря считается, что память тела – самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов. Тревожный, робкий, скрытый ребенок к 5-6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным.

Публикация «Консультация для педагогов „Коррекция отрицательных эмоций средствами физической культуры“» размещена в разделах

Существуют упражнения развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку положительные эмоции, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение : психомышечная тренировка, саморегуляция, танцевально-двигательная, телесно-ориентированная и игровая техники.

Аутотренинг нередко находится в центре психотерапевтической и психогигиенической деятельности детских психоневрологов и спортивных психологов. Аутогенная тренировка считается одним из лучших методов коррекции нарушенного состояния личности. Причина широкого распространения аутотренинга кроется в том, что в настоящее время у населения постоянно возрастают и накапливаются эмоциональные нагрузки.

Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут невротизироваться. Поэтому дошкольные психологи рекомендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь группы детского сада и применять их неоднократно в течении дня.

На психогимнастике, рекомендуется (для удобства обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела) разделить все мышцы на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка привлекается к каждой группе мышц отдельно и последовательно.

При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части, необходимо соблюдать чувство меры, надо не затягивать отдых и «дозировать» внушение. Например:

Этюды на расслабление мышц

1. Штанга (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает её. Отдыхает.

2. Каждый спит (для детей 5-6 лет)

В зал входит ведущий и видит

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот, как вкопанный, сидит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот стоит, раскрывши рот. (В. А. Жуковский)

Ведущий подходит к фигурам детей, заставшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.

3. Сосулька (для детей 4 лет)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверостов)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

Для защиты от нервно-психического напряжения специалисты стали все чаще использовать группу методов, объединенных общим названием «психическая саморегуляция». Это понятие по своему содержанию двояко. Во-первых, оно обозначает методы управления жизненной деятельностью субъекта. Во-вторых, под саморегуляцией понимают управление своим психоэмоциональным состоянием.

Саморегуляция – это целенаправленное изменение отдельных психофизиологических функций и нервно-психического состояния в целом, достигаемое путём воздействия человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Такое целенаправленное изменение осуществляется для снятия выраженных степеней утомления, эмоциональной напряженности и различных стрессовых реакций, а так же для предотвращения их нежелательных последствий.

В процессе занятий физической культурой, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями: предсказывать последствия действия или события; проверять результаты собственных действий; управлять своей деятельностью (как я это делаю); проверять реальность (имеет ли это смысл). Например:

Упражнения на саморегуляцию и снятия психо-эмоционального напряжения детей

«Возьми себя в руки» (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.

«Врасти в землю» (для детей с 5 лет)

«Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

«Сбрось усталость» (для детей с 5 лет)

«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

Важным средством коррекции эмоционального состояния также являются танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники. Они представляют собой упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом. Для выполнения данных упражнений необходима музыка разных темпов. Особенно эффективны совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей и родителей, так как способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию. Танцевально-двигательные и телесно-ориетированные упражнения

«Сочини свой танец» (для детей 6 лет)

Ведущий встает в центр круга. В такт музыке он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу.

«Водный карнавал (для детей с 4 лет)

Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т. д. Звучит плавная музыка – морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь хвалит особо понравившихся ему танцоров.

«Танец огня» (для детей 5 лет)

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше, то ниже. Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

Рассмотрим игровой метод. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения и расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения. Дети и сами в спонтанной игре изживают свои страхи, когда играют в сражения, прятки, лазают по деревьям, сараям, изображают ''казаков-разбойников''.

Игра позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное настроение и физическое состояние.

Подвижным играм удается:

1) обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;

2) устранить или значительно уменьшить торможение и страх при внезапном, неожиданном воздействии, а также страхи нападения и наказания со стороны родителей (поскольку пятнание как лёгкий имитирует физическое наказание, страхи темноты и замкнутого пространства;

3) улучшить гибкость в поведении, ситуативность;

4) усилить способность быстро принимать решения;

5) освоить групповые правила поведения и совместной деятельности;

6) развивать ловкость, координацию движений и большую побудительную активность.

Первая игра – «Пятнашки» - служит своеобразной разминкой к последующим играм и, несмотря на кажущуюся простоту, содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становится водящим, который должен пятнать уже сам. Нельзя пятнаться через стулья, они как бы цельные колонны – можно увертываться, отворачиваться. Пятнать можно только по спине, что еще больше осложняет задачу. Игра длится не больше 5 минут, до появления первой усталости. Воспитатель находится среди детей, принимая в игре непосредственное участие.

Эмоциональное и двигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей и повышает интерес к следующей игре – «Жмурки». Обстановка на игровой площадке остается прежней: также в беспорядке расставлены стулья, столик. Между ними стоят дети с условием не двигаться и ничем не выдавать себя, когда их ищет водящий. Только если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, а то и напугать, похлопать в ладоши, покричать, когда он отзывается рядом. Ведущий в свою очередь всячески пытается напугать тех, кого он ищет, чтобы участники игры обнаружили себя. Желательно еще и угадать, кто попался: ощупать его, назвать имя. Победителем считается тот, кто больше нашел участников игры.

Эффективным средством коррекции отрицательных эмоции мы считаем проведение коррекционных физических упражнений при участии родителей или близких взрослых.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов: Игровая динамическая коррекция развития ребенка. Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и потому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Среди множества детских.

Консультация для педагогов на тему «Художественно-эстетическое развитие (лепка)» 1 слайд Название презентации 2 слайд Под словосочетанием лепка в детском саду обычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе.

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников путем формирования звуковой культуры речи» «Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого,.

Консультация для педагогов с элементами тренинга на тему «Скандинавская ходьба» Цель: познакомить педагогов со скандинавской ходьбой как видом оздоровительной физкультуры для детей и взрослых. Обучение технике скандинавской.

Консультация для родителей и педагогов на тему: «Уважение — как неотъемлемая часть формирования личности». Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих - нибудь достоинств. В настоящее время среди образовательных целей и приоритетов.

Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования и проявления эмоций у детей дошкольного возраста». Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Методические рекомендации На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую.

Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Мастер-класс «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами Sand Art» Теоретическая часть: - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Психологическая коррекция страхов у детей.

Моделирование эмоций средствами музыки. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Коррекция отрицательных эмоций средствами физической культуры»
Опубликовано: 11 октября 2016 в 16:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД