Консультация для педагогов «Осуществление эколого-валеологического образования в детском саду (на прогулке)»

Валия Шаихсултановна
Консультация для педагогов «Осуществление эколого-валеологического образования в детском саду (на прогулке)»

Валеология (латинское valeo – «быть здоровым» и греческое logos – «учение») ставит своей целью обучение детей гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой для этого являются ежедневные гимнастики, физкультурные занятия, закаливание, полноценная еда и конечно, прогулки на свежем воздухе. Каждый человек формируется среди природы, использует природу в лечении или профилактике заболеваний.

Живописный пейзаж поднимает настроение, возвышает душу человека, снимает стресс, отвлекает от тяжелых переживаний. Наши дети уже знают, что прикосновения к деревьям очень полезны.

Дуб - располагает к отдыху, навевает покой.

Ивы - успокаивают, помогают детям с повышенной нервной возбудимостью.

Сосновый воздух - используется для лечения легочных заболеваний.

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Прогулки доставляют детям огромную радость и удовольствие от общения с природой. Дети видят природные явления в естественных условиях. Повседневные наблюдения не должны быть случайными их надо конкретно планировать, заинтересовать какую-то проблемную ситуацию создать.

В процессе наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, структуру, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными (птицами) еще и характер движения, издаваемые звуки и т. д. (примеры, проигрывание).

Наблюдение за живой - неживой природой можно сделать занимательным, если их сочетать с загадками, стихами. Например рассматривая морковку с грядки, загадываю загадку: «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице».

Веселые стихи И. Белякова «Морковь» тоже будет к месту:

До морковки долетела весть

Что её зайчишка хочет съесть.

Брось, косой, не думай, безполезно!

Морковь поглубже в чернозем залезла

А чтоб не видно было головы,

Раскинула палатку из ботвы.

Зимой часто наблюдаем за зимующими птицами, обращаем внимание на внешний вид, повадки, какую помощь приносит птица. Делаем выводы: птиц надо беречь и заботиться о них. Детям очень интересно наблюдать за вороной - серой разбойницей. Умная, хитрая и находчивая птица. Интерес детей к птицам поддерживаю загадками, интересными фактами и дидогтическими играми.

Например: «Что сначала, что потом»

Использую приметы: если вороны садятся на вершины деревьев – быть снегопаду.

Рассматриваем следы на снегу.

После снегопада привлекаю детей к рассматриванию снежинок. В холодную и ветреную погоду снег похож на белую крупу, ветер легко сдувает его с поверхности (изображаем снежинок). А в тужую и более теплую погоду дети обращают внимание на обильные снегопады – снег идет хлопьями. Хлопья состоят из склеившихся снежинок. Разъясняю детям, почему что происходит. В морозную погоду слушаем как снег скрипит по ногами (ломаются снежинки). Во время оттепели, когда снег мокрый и плотный, лепим снежки, снеговика.

Зимой еще наблюдаем за деревьями. Учимся отличать деревья в «зимнем наряде» (как) к корням деревьев подгребаем снег, чтобы они не замерзли.

Предлагаю разные ситуации:

Липа - попробуйте меня вытащить из земли. Почему меня пчелки любят.

Береза – Докажите, что я дерево. Я сегодня именинница порадуйте хороводом.

Наблюдая за рябиной устанавливаем причинно следственные связи.

• Какие птицы и звери любят рябину? (свиристели, рябчики, тетерева, куницы, медведи)

• Почему птицы сбрасывают ягоды рябины на землю? (зимой лежат как консервированные, весной находят сброшенные ягоды).

Использую народные приметы: много рябины, осень дождливая т. д.

Играем в игру «Превращение в деревьев»

Очень много разных приемов можно использовать при наблюдении за солнцем:

• Стихи, потешки (хором)

• Наблюдение через цветные стеклышки, темные очки.

• Сравнение солнца со знакомыми предметами

• Игры с зеркальцем «Солнечные зайчики», «Догонялки»

• Загадки о солнце

• Эксперементальная деятельность потрогать металлические, деревянные,

пластиковые предметы, намочить игрушки.

• П/н игра «Солнышко и дождик»

• Конкурс на лучшую панамку от солнца.

Приближается весна, будем наблюдать за первоцветами.

Он и мачеха и мать

Как цветочек этот звать? (мать и мачеха)

Открываются утром, закрываются вечером, берегут нектар.

Лекарственные растения настой листьев применяется как отхаркивающее средство растения. Нельзя срывать с корнями.

П/ игра «Садовник»:

Садовник: Я пойду сорву цветок,

из цветов сплету венок.

Дети: Не хотим, чтоб нас сорвали

И веночки сплетали

Мы хотим в саду остаться

Будут нами любоваться.

Весной природа оживает. Предметов наблюдения становиться еще больше: деревья, град, сосульки, капель, таяние снега, перелетные птицы, насекомые, почки, ледоход и т. д.

Давайте наблюдать, созерцать: как прекрасны одуванчики и васильки, как живут пчелы и муравьи.

Публикации по теме:

Итоговый практико-значимый проект «Формирование основ валеологии у младших дошкольников» Содержание 1. Введение. стр. 3-4 2. Основная.

Валеологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности Под валеологией (от лат. Valeo – быть здоровым, здравствовать) подразумевается наука о профилактически-оздоровительных основах медицины,.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Одежда, обувь
  • Человек
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Осуществление эколого-валеологического образования в детском саду (на прогулке)»
Опубликовано: 28 октября 2013 в 17:42
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...