Консультация для педагогов «Осуществление эколого-валеологического образования в детском саду (на прогулке)»

Валия Шаихсултановна
Консультация для педагогов «Осуществление эколого-валеологического образования в детском саду (на прогулке)»

Валеология (латинское valeo – «быть здоровым» и греческое logos – «учение») ставит своей целью обучение детей гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой для этого являются ежедневные гимнастики, физкультурные занятия, закаливание, полноценная еда и конечно, прогулки на свежем воздухе. Каждый человек формируется среди природы, использует природу в лечении или профилактике заболеваний.

Живописный пейзаж поднимает настроение, возвышает душу человека, снимает стресс, отвлекает от тяжелых переживаний. Наши дети уже знают, что прикосновения к деревьям очень полезны.

Дуб - располагает к отдыху, навевает покой.

Ивы - успокаивают, помогают детям с повышенной нервной возбудимостью.

Сосновый воздух - используется для лечения легочных заболеваний.

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Прогулки доставляют детям огромную радость и удовольствие от общения с природой. Дети видят природные явления в естественных условиях. Повседневные наблюдения не должны быть случайными их надо конкретно планировать, заинтересовать какую-то проблемную ситуацию создать.

В процессе наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, структуру, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными (птицами) еще и характер движения, издаваемые звуки и т. д. (примеры, проигрывание).

Наблюдение за живой - неживой природой можно сделать занимательным, если их сочетать с загадками, стихами. Например рассматривая морковку с грядки, загадываю загадку: «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице».

Веселые стихи И. Белякова «Морковь» тоже будет к месту:

До морковки долетела весть

Что её зайчишка хочет съесть.

Брось, косой, не думай, безполезно!

Морковь поглубже в чернозем залезла

А чтоб не видно было головы,

Раскинула палатку из ботвы.

Зимой часто наблюдаем за зимующими птицами, обращаем внимание на внешний вид, повадки, какую помощь приносит птица. Делаем выводы: птиц надо беречь и заботиться о них. Детям очень интересно наблюдать за вороной - серой разбойницей. Умная, хитрая и находчивая птица. Интерес детей к птицам поддерживаю загадками, интересными фактами и дидогтическими играми.

Например: «Что сначала, что потом»

Использую приметы: если вороны садятся на вершины деревьев – быть снегопаду.

Рассматриваем следы на снегу.

После снегопада привлекаю детей к рассматриванию снежинок. В холодную и ветреную погоду снег похож на белую крупу, ветер легко сдувает его с поверхности (изображаем снежинок). А в тужую и более теплую погоду дети обращают внимание на обильные снегопады – снег идет хлопьями. Хлопья состоят из склеившихся снежинок. Разъясняю детям, почему что происходит. В морозную погоду слушаем как снег скрипит по ногами (ломаются снежинки). Во время оттепели, когда снег мокрый и плотный, лепим снежки, снеговика.

Зимой еще наблюдаем за деревьями. Учимся отличать деревья в «зимнем наряде» (как) к корням деревьев подгребаем снег, чтобы они не замерзли.

Предлагаю разные ситуации:

Липа - попробуйте меня вытащить из земли. Почему меня пчелки любят.

Береза – Докажите, что я дерево. Я сегодня именинница порадуйте хороводом.

Наблюдая за рябиной устанавливаем причинно следственные связи.

• Какие птицы и звери любят рябину? (свиристели, рябчики, тетерева, куницы, медведи)

• Почему птицы сбрасывают ягоды рябины на землю? (зимой лежат как консервированные, весной находят сброшенные ягоды).

Использую народные приметы: много рябины, осень дождливая т. д.

Играем в игру «Превращение в деревьев»

Очень много разных приемов можно использовать при наблюдении за солнцем:

• Стихи, потешки (хором)

• Наблюдение через цветные стеклышки, темные очки.

• Сравнение солнца со знакомыми предметами

• Игры с зеркальцем «Солнечные зайчики», «Догонялки»

• Загадки о солнце

• Эксперементальная деятельность потрогать металлические, деревянные,

пластиковые предметы, намочить игрушки.

• П/н игра «Солнышко и дождик»

• Конкурс на лучшую панамку от солнца.

Приближается весна, будем наблюдать за первоцветами.

Он и мачеха и мать

Как цветочек этот звать? (мать и мачеха)

Открываются утром, закрываются вечером, берегут нектар.

Лекарственные растения настой листьев применяется как отхаркивающее средство растения. Нельзя срывать с корнями.

П/ игра «Садовник»:

Садовник: Я пойду сорву цветок,

из цветов сплету венок.

Дети: Не хотим, чтоб нас сорвали

И веночки сплетали

Мы хотим в саду остаться

Будут нами любоваться.

Весной природа оживает. Предметов наблюдения становиться еще больше: деревья, град, сосульки, капель, таяние снега, перелетные птицы, насекомые, почки, ледоход и т. д.

Давайте наблюдать, созерцать: как прекрасны одуванчики и васильки, как живут пчелы и муравьи.

Публикации по теме:

Итоговый практико-значимый проект «Формирование основ валеологии у младших дошкольников» Содержание 1. Введение. стр. 3-4 2. Основная.

Валеологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности Под валеологией (от лат. Valeo – быть здоровым, здравствовать) подразумевается наука о профилактически-оздоровительных основах медицины,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
  • Лето
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Осуществление эколого-валеологического образования в детском саду (на прогулке)»
Опубликовано: 28 октября 2013 в 17:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Стихи о летних цветах
На этот раз предлагаю авторские стихи о летних цветах из цикла "Милые цветы": "Золотые шары" и "Флоксы", в которых, как мне кажется, переданы краски лета и...
Фотоотчёт «Как мы встретили Яблочный спас»
19 августа отмечался день Преображения Господня, или Яблочный Спас. Этот православный праздник, как многие другие, крепко переплёлся с древними языческими...