Консультация для педагогов на тему: «Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».

Наталия Рафальская
Консультация для педагогов на тему: «Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

К сожалению, анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей. Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

В современном мире дети больше сталкиваются с различными проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Одним из приемом работы в рамках сказкотерапии становится сочинение сказки для конкретного ребенка по поводу случившейся с ним травматической ситуации. Это сказка об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Вот, например, сказка "Роза и ромашка" (для детей 4-10 лет; направленность: низкая самооценка, неуверенность, чувство неполноценности):

«В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. "Как же ей хорошо, - думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте", - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек. Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: "Какой красивый цветок!". Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему».

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Почему Ромашка с восхищением смотрела на розу?

• Что значит "все цветы хороши по-своему"? Можно ли эту фразу сказать про людей?

А теперь давайте подумаем, что могут дать такие истории детям?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

С помощью сказки всегда можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и к попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребенку было бы трудно воспринять без сказочной обертки.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Литература:

• Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.

• Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

Публикации по теме:

В сказочном лесу. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста. Авторы-составители: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Серова Фрида.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация для педагогов на тему: «Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».
Опубликовано: 22 февраля 2013 в 16:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению поделки из цветной бумаги «Лошадка»
Скачет быстро Очень наша лошадь. Не догонишь Ведь её. А погладить, Если ты захочешь? С лаской - Уж зови её. Сегодня я вам хочу предложить...
Совместное творчество детей и родителей «Зимушка зима»
Продолжая работу по взаимодействию с семьёй воспитанников , я хочу предоставить вам следующий фотоотчет на тему «Зимушка зима». у нас в детском саду...
Спортивный праздник «Почему Баба Яга тысячу лет живет?»
Уважаемые коллеги, хочу представить Вам материалы проведенного праздника "Почему Баба Яга тысячу лет живет". За многолетнюю педагогическую практику, я...
Зарисовки о синичках. Стихотворения.
Синички на окошке Календарная зима уже полноправная хозяйка в наших краях, а вот зима снежная, морозная, с забавами да снегопадами, ну, никак не...
Видеоролик проекта «Колобок наоборот»
Действующие лица: Авторы, ведущие, режиссеры, постановщики, костюмеры и декораторы: Абдулова Д. С, Музыкальное сопровождение: Одинцова Н. Н. ( Музыкальный...