Консультация для педагогов «Тестопластика в коррекционно-логопедической работе»

Ольга Андреева
Консультация для педагогов «Тестопластика в коррекционно-логопедической работе»

Тестопластика в коррекционно – логопедической работе

При осуществлении коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР особый интерес представляет достаточно новый практический метод исправления речи — лепка из соленого теста (тесто-пластика). Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за органы речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Сле-довательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, и коррекционно-логопедическая работа наиболее эффективна, если использовать такой нетрадиционный прием лепки, как тестопластика.

Лепка — одно из полезнейших занятий для ребенка с задержкой речи. Лепить можно из различных материалов: пластилина, глины. Остановимся на преимуществе соленого теста: материал экологически чистый, безвредный, состоит из натуральных компонентов; можно приготовить в любой момент; легко отмывается и не оставляет следов, безопасен при попадании в рот, к рукам не липнет. Тесто знакомо детям с раннего детства: они видят, как мама дома раскатывает из него булочки, пирожки. Ребенок участвует в процессе и закрепляет навыки

лепки из теста в непринужденной домашней обстановке.

Техника лепки проста и доступна детям во всем своем разнообразии способов и приемов.

Тестопластика

как коррекционная

технология

В процессе занятий тестопластикой решаются коррекционно-логопедические задачи:

развивать фонетико-фонематическую, связную, лексико-грамматическую речь;

обучать грамоте;

развивать мелкую моторику;

выполнять релаксационную функцию (снимать напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, ЦНС, мозга);

развивать тактильные ощущения, связанные с мыслительными операциями.

Развитие

Фонетике - фонематической

стороны речи

При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляция осуществляются прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием звуков. При помощи метода тестопластики дети сами изготавливают «аппликаторные слепки» своих ладоней с игольчатой поверхностью, раскрашивают их. Такое самодельное пособие вызывает массу положительных эмоций, и логопедические занятия на этапе автоматизации звуков в слогах и словах проходят с высокой мотивацией. Аппликаторный слепок используется детьми и в формированиях навыков правильного произношения слов различной слоговой структуры.

Развитие связной речи

Занятия по развитию связной речи с использованием приемов тестопластики очень запоминаются детям. Из соленого теста изготовляют настольный театр, и дети охотно пересказывают сказочные сюжеты, сами придумывают сказки с выбранными героями. Также можно выполнить «сказочные» атрибуты: волшебные пирожки, молодильные яблочки и др. С этими пособиями дети активно могут участвовать в речевом общении, правильно строить фразы, самостоятельно вести диалог, пересказывать сюжеты рассказов и сказок с элементами драматизации.

С помощью картин из соленого теста дети составляют описательные рассказы. Картина, которую можно потрогать, не оставляет равнодушными никого. Задача детей — осмыслить событие, фрагмент, представленный на картине или серии, и объединить их в целую историю с учетом логической связи отдельных звеньев.

Зашифрованные пословицы и поговорки в объемных картинах из теста прочно остаются в памяти детей. Они понимают скрытый смысл, дополнительную информацию текста, рассказа, пословицы.

Использованные элементы росписей в картинах также привлекают внимание. Названия народных промыслов, усвоенных детьми, закрепляются на занятиях.

Развитие лексико-грамматической стороны речи

На логопедических занятиях с применением тестопластики успешно развиваются речевые средства: обогащение словаря детей новыми словами, уточнение значения слов, их грамматические формы. Постепенно в активную речь детей вводятся новые слова.

На каждом занятии уточняется и накапливается словарь для использования его в активной речи в ближайшее время, а так - же воспринимаются модели простых и более сложных предложений (и даже рассказов) для использования их в будущем. Обе эти задачи должны быть поставлены с начала обучения. И решать их надо одновременно, т. е. на каждом занятии для развития восприятия предусматриваются обе формы речи — как простая, так и более сложная.

Обучение грамоте

Метод тестопластики используется педагогом при обучении детей грамоте. Изготовленные ребенком буквы из теста хорошо запоминаются, и таким образом формируются целостные представления о кинеме. Например, метод тестопластики позволяет запоминаются, и каким образом формируются целостные представления о кинеме. Например, метод тестопластики позволяет твердые согласные сделать с рифленой поверхностью, а мягкие оставить гладкими. Также можно с помощью цвета (красного, синего, зеленого) обозначить гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, создавая, тем самым дополнительную наглядность при реализации задачи коррекции фонематических процессов.

Важное значение имеют игры, направленные на развитие стереогноза — восприятия и узнавания предметов на ощупь. Для формирования этой функции используются игры по типу «волшебного мешочка». Все представленные и другие игры-занятия сопровождаются речью, ребенок проговаривает свои действия, отвечает на вопросы взрослого.

Развитие мелкой моторики

(«пальчиковая»и «ладонная» техника)

Ребенок учится на известных и знакомых предметах, которые видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в необычном для малыша ракурсе. Играет ли ребенок в куклы или машинки, пытается ли научиться правильно пользоваться стекой — в первую очередь он видит свои пальчики или ладони.

Техника предельно проста. С помощью ладоней ребенок раскатывает тесто, а прищипывает и прижимает его пальцами, в зависимости от силы нажатия получается пятно, точка или углубление. Пальцами можно сделать дорожку, украсить по углубление. Пальцами можно сделать дорожку, украсить по-делку мелкими деталями (зерна, семена, стразы, пуговицы и т. д.). На занятиях часто проводится пальчиковая гимнастика. Именно она помогает в процессе развития мелкой моторики. У детей улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры — детские пальцы. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, тактиль-ную чувствительность, повышают общий уровень организации мышления ребенка. Стимуляция Речевых зон коры головного мозга положительно сказывается на исправлении речевых искажении, совершенствуется память.

Приемы проведения занятий

• Свободная лепка (каждый ребенок лепит то, что хочет на заданную тему). Лепка из соленого теста выполняется индивидуально, а беседа происходит после занятия. На лепку выделяется 20 мин, затем поделки выставляются, и начинается обсуждение работ. Дети рассказывают о своих работах и высказывают свое мнение о работах других детей. * Коммуникативная лепка. Дети объединяются в пары, у каждой свой набор оборудования для лепки, тесто. Пары лепят на свою тему, при этом вербальные контакты исключаются, дети общаются с помощью образов. После выполнения поделок педагог беседует о них с детьми. При этом анализируются не только техника выполнения, но и мысли, чувства, возникшие у детей, и их отношение друг к другу в процессе лепки.

• Совместная лепка. Несколько детей (или вся группа) выполняют коллективную работу. По окончании анализируются участие каждого ребенка группы, характер его вклада и особенности взаимодействия со сверстниками в процессе лепки. Педагог анализирует работу детей, наблюдая за тем, как каждый ребенок выстраивает отношения с партнерами, как начинает лепить, какую часть поделки отводит себе.

• Дополнительная лепка. Каждый ребенок, начав лепить свою поделку, передает ее по кругу, а его сосед продолжает работу и что-то дополняет в ней. Таким образом, поделка должна побывать у каждого ребенка и прийти к своему «хозяину».

Анализ общей работы начинается с рассказа о том, что дети хотели вылепить, как слепили, что у них получилось, что они выразили в поделке. Затем автор работы рассказывает, что он хотел слепить, и что в результате общей работы получилось.

Работу по тестопластике можно разделить на две ступени.

1-я ступень «Азбука лепки». Даются элементарные знания о разных способах замешивания теста, сушки, покрытия краской, лаком. Создаются простейшие фигурки из соленого теста. 2-я ступень «Ремесло тесто-пластики». Работа ведется более профессионально. Дети овладевают сложными приемами и методами лепки. Создают замысловатые изделия, коллективные картины, панно с использованием растений, даров природы; пустотелые фигурки, скульптурки, авторские композиции. В этом же разделе знакомят с обычаями русского народа, его культурой.

Лепка из теста — одно из средств эстетического и творческого воспитания:

формирует художественный вкус (используется в интерьере украшения группы);

ребенок открывает для себя мир прекрасного, как бы обретает «второе зрение»;

воспитывает интерес к искусству как средству выражения чувств и мыслей;

расширяет фантазию, любознательность;

учит создавать красоту вокруг себя;

вызывает интерес к народному творчеству.

Тестопластика воспитывает нравственные качества:

в ходе выполнения коллективных работ учит договариваться детей между собой, развивает коммуникативные навыки;

способствует формированию бережного отношения к поделкам сверстников.

Тестопластика перекликается с физическим воспитанием. У детей развиваются усидчивость, выносливость, глазомер. Тестопластика выполняет важную функцию подготовки детей к школе, развивает само-стоятельность, ответственность, активность, умение выполнять привычные дела без обращения за помощью к взрослому.

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что тесто-пластикой нужно заниматься с детьми дошкольного возраста, начиная со старших групп, продолжая эту работу и в начальной школе, так как она служит прак-тическим методом исправления речи детей с ОНР.

У детей с ОНР отмечается недоразвитие общей и мелкой моторики, что указывает на необходимость уделять внимание развитию данных умений, причем работу проводить регулярно.

Список литературы

1. Журкина Н. С. Ярмарка игрушек. Лепка из теста // Книжки, нотки и игрушки. 2005 №11.

2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М., 1990.

3. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное моделирование. М., 2007.

4. Панфетова И. П. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М., 2006.

Публикации по теме:

«Семь дощечек мастерства». Игровое пособие «Танграм» в коррекционно-логопедической работе«Семь дощечек мастерства». Игровое пособие «Танграм» в коррекционно-логопедической работе Каждый из нас с детства знает, что такое игра. Порой в самой простой игре можно найти необычное и увлекательное. В игре мы обучаемся, уходим.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНРИспользование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Введение «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает». Ральф Эмерсон. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Консультация для педагогов «Как не сгореть на работе» Любая деятельность, которой человек занимается ежедневно из месяца в месяц, из года в год, накладывает на личность определенный отпечаток.

Консультация для педагогов ДОУ «Виды проектов и их использование в работе с детьми разных возрастов» Составитель: Шкляр Н. В. Воспитатель ГБОУ СОШ №1738 г. Москва 2015г. Консультация для педагогов ДОУна тему: ВИДЫ ПРОЕКТОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Консультация для педагогов и родителей воспитанников ДОУ «Физкультурно-оздоровительное направление в работе с дошкольниками» "Физкультурно-оздоровительное направление в работе с дошкольниками" В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования.

Консультация для педагогов «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса» Тема: «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования». План 1. Принципы отбора средств.

Мастер-класс «Применение игровых приемов с использованием Су-Джок терапии в коррекционно-логопедической работе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Теремок» с приоритетным направлением художественно – эстетического развития.

Метод замещающего онтогенеза в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками, имеющими дизартрические расстройства Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Благодаря речи, люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный.

«Сказкотерапия в работе с детьми» — консультация для педагогов «Нам взрослым следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы.

Значение использования средств изобразительной деятельности в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольников с ОНР велико и многогранно. Изобразительная деятельность.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Тестопластика в коррекционно-логопедической работе»
Опубликовано: 11 мая 2016 в 00:16
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоторепортаж «День города Светлый — День рыбака»
В День города — День рыбака жители округа и его гости собрались на набережной морского канала. И даже дождь не помешал всем хорошо провести время! С утра...
Фотоотчет о веселом развлечении «Джунгли зовут!»
Фотоотчет с веселого развлечения «Джунгли зовут! » Спортивная игра «Зов Джунглей» всегда пользовалась большой популярностью среди детей. Она создает...
Развлечение для детей старшей группы «Быть здоровыми хотим»
Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни. Задачи: 1. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту. 2. Развивать коммуникативные...
Конспект физкультурно-оздоровительного мероприятия «Веселые старты»
Физкультурно - оздоровительное мероприятие "Весёлые старты" в младшей группе №1 Провела: воспитатель Андреева М. А. Цель: • Оздоровление детского...