Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Народная культура как средство воспитания личности»

Елена Чаус
Консультация для педагогов «Народная культура как средство воспитания личности»

Последнее время в нашей стране происходит интенсивный рост национального сознания, что, в первую очередь, связано с проблемой осознания собственной этнической принадлежности, утраченной нами в конце ХХ века. Нас окружает большое количество «иностранного» в быту, на телевидении, в музыке и т. п. В связи с этим практически утрачены понятия об истинных ценностях, о чувствах патриотизма и человеколюбия. Исчезают идеалы человека-труженика, воина – защитника Отечества, забываются семейно-бытовые обычаи, традиции, секреты взаимного уважения в семье, почитания старших.

Публикация «Консультация для педагогов „Народная культура как средство воспитания личности“» размещена в разделах

Самыми незащищенными от негативных воздействий окружающего поликультурного мира оказались дети. Дошкольники в данном отношении требуют особого внимания, так как они, с одной стороны, обладают высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а с другой – у них только формируются ценностные приоритеты, определяющие поведение и поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет показывают, что именно под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация картины мира и ценностных ориентиров.

Знакомство с обычаями, традициями россиян, помогает воспитать у детей интерес к истории русского народа, любовь к его культуре, помогает сохранить наследие прошлых веков. Поэтому познание детьми культуры русского народа, его фольклора, находит отклик в детских сердцах, оказывает положительное влияние на эстетическое и эмоциональное развитие детей, позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка, сформировать общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям и традициям народной культуры необходимо начинать с малых лет. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, то лучше всего знакомить дошкольников с народной культурой посредством народных игр. Ознакомление детей с народными играми совмещает в себе, помимо развития игровой деятельности дошкольников, развитие познавательных способностей, продуктивной, художественно-речевой и музыкальной деятельность деятельности. Кроме того, она позволяет познакомить детей с фольклором.

Отбор игр должен строиться на принципах учета возрастных особенностей детей, культуросообразности, интегративности, системности и последовательности содержательного компонента.

Используя народную игру как эмоционально-образное средство влияния, воспитатель пробуждает детей к активному выполнению игровых действий, творческому преобразованию знакомой игры в новую, развивает интерес к фольклору.

Народные игры являются одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражаются национальные устои, образ жизни людей, их труд, особенности быта, представления о нравственных качествах: о чести, смелости, мужестве. Кроме того, в процессе игры воспитывается желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Самобытность народных игр заключена в том, что они, построены на глубоко нравственной основе. Играя, малыш ощущает гармонию с окружающим миром. У него формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культурному наследию родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию народные игры доступны ребенку, лаконичны и выразительны. Они способствуют активизации работы мысли, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью дошкольника. В ходе игры воспитатель привлекает внимание дошкольников к ее содержанию, следит за точностью выполнения движений, соблюдения правил, приучает оказывать поддержку товарищу, добиваться совместного (командного) достижения общей цели и при этом испытывать радость. В конце игры важно отметить поступки тех детей, которые проявили смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Необходимо помнить, что главная задача деятельности педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей желание играть самостоятельно и активно.

Использование народных игр в совокупности с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу важно понять, что впечатления детства неизгладимы и глубоки. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств.

Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.

Практикум-викторина для воспитателей

«Россия, Россия – края дорогие!»

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия». Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережёт от всяких врагов…. Много есть на свете хороших земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». (К. Д. Ушинский)

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Чтобы познакомить своих воспитанников, педагоги должны сами обладать определёнными знаниями. Предлагаю вам проверить свои знания в ходе викторины. (Викторина проходит по типу игры «Слабое звено». Кто три раза не отвечает на вопросы, выбывает из игры)

Вопросы викторины:

Синоним слова «баской». (Красивый)

Как называется праздничный головной убор замужней женщины? (Кичка)

Что было в красном углу? (Иконы)

Песня перед сном. (Колыбельная)

Роспись по дереву на золотом фоне. (Хохлома)

Что означает слово «бредень»? (Невод)

Праздник перед Великим Постом. (Масленица)

Закончи фразу «Гори, гори ясно…». (Чтобы не погасло)

Игра с завязанными глазами. (Жмурки)

Накануне Рождества. (Коляда)

Что означает слово «доха»? (Шуба)

Основные цвета Гжельской керамики. (Синий, белый)

Новогодние праздники. (Рождество Христово, Святки)

Многодетная деревянная кукла. (Матрешка)

Что венчает крышу избы? (Конек)

Что в старину называли каталками? (Валенки)

Праздник Воскресения Иисуса Христа. (Пасха)

Знаменитые глиняные игрушки. (Дымковские)

Что означает слово «отава»? (Трава)

Как в старину называли ласточку? (Черногуз)

Как назывался угол справа от печи? (Закуток)

Что называлось «ширинкой»? (Полотенце)

Какое блюдо называется «пряженца»? (Яичница)

Что означает слово «баять»? (Говорить)

Как назывались зрелые ягоды? (Зрелки)

Что такое «дета»? (Кадка для теста)

Как называется палка с надетой на неё металлической рогаткой? (Ухват)

Народная сказка о круглом кондитерском изделии. (Колобок.)

Как в старину называлась еда? (Яства)

Публикации по теме:

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Народная культура как средство воспитания личности»
Опубликовано: 31 мая 2021 в 20:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД