Консультация для педагогов «Особенности проявления детской агрессивности»

Наталья Аноприенко-Стерхова
Консультация для педагогов «Особенности проявления детской агрессивности»

1. С давних пор многих ученых-психологов интересует проблема

проявления агрессии у детей. Под словом «агрессия» мы понимаем

«нападение», которое выражается в гневе, злобе, крике, драке. Частое

проявление агрессии негативно влияет на психическое состояние человека.

Находясь в постоянном стрессе, человек перестает адекватно оценивать

ситуацию, что приводит к постоянным конфликтам и проявляется у детей.

Практика показала, что в каждой группе детского сада имеются

дошкольники, у которых негативные формы поведения выражены ярче, чем

у детей, и лишь деятельности педагога недостаточно для их преодоления.

Здесь необходимо подключить к работе специалиста-психолога, который

использует специальные методы психокоррекции и психотерапии для

создания предпосылок улучшения поведения и взаимоотношений

дошкольников, развития у них элементов позиции ненасилия. Многие

видные ученые занимались проблемой агрессии: Волкова Е. М., Фурманов

И. А., Степанов С. С., В. Леви, а также зарубежные психологи:

Д. Ричардсон, Д'Лешли, Р. Берон и другие.

Путем проведения многократных экспериментов, наблюдений им

удалось выявить определенные факторы, которые способствуют развитию

агрессии у детей. Они установили, что дети черпают знания о моделях

агрессивного поведения из трех основных источников:

1. Семья - она может одновременно демонстрировать модели

агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление.

2. Агрессивности они обучаются при взаимодействии со

сверстниками.

3. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на

реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи, но и на

символических. Плюс ко всему негативное влияние оказывают средства

массовой информации.

Но ведущее место, конечно же, занимает семья. Агрессивные дети, как

правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями

огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарного воздействия вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитаются силовые методы, особенно физические наказания, что побуждает детей вести себя агрессивно по отношению к родителям. Психологи Геттинг и Мак-К арти отмечали, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполноценных семей. Из семей, в которых царит атмосфера безразличия к чувствам ребенка, часто сочетающаяся с физическим наказаниям и незаинтересованностью в жизни ребенка. Именно поэтому важно изучение ранних влиянии на становление агрессивности, так как поведение человека в детстве позволяет надежно предсказать его поведение в зрелые годы. Чем раньше начать работу по искоренению агрессивных форм проявления, тем больше вероятности привести поведение ребенка в норму и повлиять на его дальнейшее развитие и общение.

Занимаясь проблемой агрессивности, Д. Лешли выделила не только

физическую, но и устную агрессивность (вербальную). По ее мнению

агрессия у детей часто проявляется в оскорблениях, дразнилках, брани.

Большинство воспитателей озабочены именно бранью в детском саду часто из-за опасения, что остальные дети будут подражать сквернослову, а родители, зачастую в силу своей необъективности, будут допытываться и требовать объяснений именно у воспитателя. Поэтому Лешли советует не обращать внимания на словесные нападки детей адресованные взрослым, но очень важно разобраться с эмоциями, которые побудили ребенка к таким речам.

Психолог Г. Паренр в своей книге «Агрессия наших детей» раскрывает причины агрессивности у детей. Его исследования подвели нас к выводу о том, что агрессия проявляется в различных формах у любого ребенка, даже у маленького. По его мнению все формы агрессивности имеют

одну черту: они вызываются попытками контролировать ситуацию,

воздействуя на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего

окружения, включая и близких людей.

Г. Паренс выделил две главные формы агрессии:

1. Недеструктивная - настойчивое самозащитное поведение,

направленное на достижение цели. Она проявляется с первых месяцев жизни у ребенка. Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы самоутвердиться, взять верх в какой-либо ситуации. Этот тип агрессии является важной мотивировкой для развития познания и способности положиться на себя.

2. Враждебная деструктивность - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим. Г. Паренс, так же как и Д. Ричардсон и Р. Берон считает, что родители играют далеко не последнюю роль в преодолении чрезмерного агрессивного поведения ребенка. Самое главное, что необходимо усвоить родителям - это научиться уважать ребенка и уметь

разбираться в психологических особенностях детского поведения.

Г. Паренса подтверждают выводы русского психолога И. А. Фурманова. Он также подтверждает исследования и теорию английского психолога и считает, что агрессию у детей можно наблюдать уже с раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти в исключительно импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это вспышками гнева, злости, сопровождается криком, брыканьем. И хотя такие реакции ребенканеприятны, все же они не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокировка желаний. Очевидно, что это состояние вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации, беспомощности. В более позднем возрасте наблюдается использование детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленны и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Конфликты между «обладать» и «отдавать». Опыты работы показывают, что подавляющее большинство детей 1, 5 - 2 лет добровольно не отдают собственные игрушки или делают это только уступая

авторитету родителей, но с явной неохотой, обидой или плачем. Исходя из этого можно предположить, что ребенок включает собственные вещи во внутренние границы своего «я» и рассматривает их как части самого себя. Нетерпеливое отношение родителей к любым проявление открытой агрессии, может побудить к формированию у ребенка символических форм агрессивности, таких как фырканье, упрямство, непослушание. В результате многократных опытов, апробации разработанной Фурмановым методики «коррекция нарушений поведения у детей» были выделены четыре формы проявления агрессии, четыре категории детей:

1) дети, склонные к проявлению физической агрессии.

Удалось установить, что физическая агрессия преобладает у активных,

деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью,

решительностью, склонностью к риску, все это подкрепляется хорошо

развитыми лидерскими качествами; эти дети действуют импульсивно и

непродуманно, способны на нечестность и ложь.

2) дети, с проявлениями вербальной агрессии.

Этих детей отличает выраженная психическая неуравновешенность,

проявляющаяся в высокой тревожности, чувствах неуверенности,

беспокойства. Для этих детей характерна депрессивность, неспособность владеть своими эмоциями.

3)Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии.

Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль;

они редко задумываются о причинах своих поступков. Они стремятся к

немедленному удовлетворению своих желаний, потребностей, не считаются с обстоятельствами, нормами морали.

4) дети, склонные к проявлению негативизма.

Этих детей отличает ранимость и впечатлительность. Основными чертами их характера являются эгоизм, самодовольство, самомнение,

раздражительность, подозрительность. Повышенная чувствительность ко

всему, что задевает их личность, вызывает реакцию протеста. Вместе с тем, они рассудительны, обдумывают и взвешивают каждое слово, консервативны и отдают предпочтение традиционным взглядам, что ограждает их от лишних переживаний и ненужных конфликтов.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской

агрессивности показал, что психологи как отечественные, так и зарубежные отмечают важность решения данной проблемы, решение которой они видят в устранении предпосылок, способствующих проявлению агрессивного поведения у детей.

Вывод:

В заключении, рассматривая общую характеристику агрессивности и ее

проявления у дошкольников, можно отметить, что ученые выделяют разные причины агрессивного поведения детей.

Все ученые едины во мнении, что характер семейных отношений

отрицательно сказывается на психике ребенка. Особенно уязвимы в этом

плане дошкольники и младшие школьники.

Важным аспектом семейных отношений является стиль семейного

руководства. Зарубежные авторы считают, что вседозволенность и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессии.

Телевидение стало источником знаний об агрессивном поведении.

Бесконтрольный просмотр фильмов - боевиков, ужасов, приводит к

долговременным стрессам. Многие родители жалуются на плохое засыпание детей, нежелание вставать утром. Специалисты считают, что это связано с длительным пребыванием детей у телевизоров. Как отмечает Д. Фонтана, есть опасения формирования притупления чувствительности у детей к проявлению жестокости в реальной жизни, так как установлено, что дети до 1О лет не понимают условности происходящего на экране.

Анализ основных причин, ведущих к проявлению и закреплению в

поведении агрессивных тенденций, позволил выделить общий компонент -

насилие. Его проявляют взрослые по отношению к детям, сверстники, им

насаждается масс-медиа. Как правило любое нарушение берет свое начало из конкретной среды, которую создаем мы - взрослые. И для того, чтобы впоследствии не удивляться поведению и действиям своего малыша, стоит внимательно посмотреть на себя. Кто, как не мы показывает ребенку личный пример эффективного поведения, поэтому недопустимы необоснованные вспышки гнева при ребенке или нелестные высказывания, о чем мы порой забываем.

Публикации по теме:

Детская агрессивность Проблема повышенной агрессивности детей волнует не только педагогов, но и родителей. Среди факторов вызывающих агрессию обычно выделяются.

Как преодолеть агрессивность ребенка. Советы родителям Как часто вам приходится слышать от своих детей: «А Петя меня стукнул!», «А Коля меня толкнул!»? А как часто нам и жалобы, и демонстративный.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Особенности проявления детской агрессивности»
Опубликовано: 17 июля 2013 в 19:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...