Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

Татьяна савченко
Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

Консультация для педагогов ДОУ

Тема: «Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательных взаимоотношений предполагает, прежде всего, определенную степень развития психических способностей к произвольности поведения, способность к самооценке, а также процесс перехода социальных, внешних по отношению к ребенку нравственных требований со стороны педагога или родителей в его внутренние этические аспекты личности. Раздел "Социально-эмоциональное (или нравственное) воспитание” включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Какие задачи ставят при этом авторы? Формировать у детей положительное отношение ко всем людям, развивать социальные чувства, просоциальные действия, взаимопомощь и пр. Важность проблемы очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.

Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому и считают, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. Отсюда и наиболее распространенный метод формирования социальных и нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной "азбукой чувств”. Основной метод воспитания: подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему его учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием, настроением. Предполагается: уверенный в себе ребенок легко встанет на позицию другого, разделит его переживания. Однако, прием этот концентрирует внимание ребенка только на самом себе, на своих достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Отнюдь не всегда дети сопереживают другим, а высокая оценка собственных достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

Л. С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте начинают формироваться внутренние этические составляющие личность ребенка, образуются элементарные представления о нравственности.

К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность взаимопомощи при методически верном руководстве со стороны педагога в единстве требований с родителями. Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей из-за стихийного воздействия социальной среды по типу взаимоотношений: «Я лучший. Однако благодаря педагогическому взаимодействию с детьми в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ответные реакции и ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его внутреннего мира - настроения, потребности, мотивы поведения.

К шести годам, как результат педагогической работы с детьми, у многих воспитанников возникает искреннее желание помочь сверстнику или уступить, отрицательные чувства - злорадство, зависть, конкурентность -проявляются гораздо реже и не так остро. Поэтому в шесть лет многие дети уже научились и способны сопереживать ровеснику в его успехах и неудачах. Сверстник воспринимается ребенком не только как средство сравнения своих способностей с возможностями других, но, и прежде всего, как партнер по совместным играм, мнение которого возникает необходимость учитывать.

Неоценимая роль в социальном становлении и воспитании ребенка принадлежит игре – ведущему виду детской деятельности, которая является эффективным средством воспитания морально - волевых качеств ребенка, в особенности, если это подвижная и спортивная игра. В игре реализуется потребность детей и возможность преобразовывать, но, прежде всего, познавать окружающий их социальный и предметный мир.

В процессе подвижных игр у детей совершенствуется общая двигательная моторика, развиваются личностные качества характера - инициативность, самостоятельность, уверенность в собственных силах, настойчивость и целеустремленность. Дети учатся согласовывать свои действия и придерживаться определенных правил, получая за это бонусы. Поэтому игра влияет на формирование у детей произвольности поведения. Подвижная игра благоприятно воздействует на физическое развитие ребенка, позволяет педагогу добиваться таких целей, как сохранение и укрепление здоровья подрастающих детей, обеспечивает правильный двигательный режим, создает условия для реализации потребности дошкольников в двигательной активности.

Кроме физического развития, подвижная игра оказывает влияние и на умственные способности ребенка. Следует отметить, что она способствует мыслить наиболее эргономично, учит мгновенно принимать решение в ответ на действия партнера по игре, развивает привычку волевого сосредоточения на интересующий ребенка цели, позволяет проявляться таким эмоциям, ка успех и радость достижения.

Игра будет оказывать воспитательное значение при следующих психолого-педагогических условиях: правильно - методическое руководство со стороны педагога, отбор подвижных игр с учетом возрастных и гендерных (полоролевых) особенностей, при четком планировании и организации.

Подвижная игра с творческим подходом интересна для ребенка. Она помогает не только физически развивать ребенка, но и воспитывать у него доброжелательное отношение к партнерам.

Однако на современном этапе, развития дошкольной педагогики недостаточно исследований, которые бы подвергали анализу опыт использования подвижных игр с целью воспитания доброжелательного отношения дошкольников к сверстникам. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому и считают, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. Отсюда и наиболее распространенный метод формирования социальных и нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной "азбукой чувств”. Основной метод воспитания: подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему его учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием, настроением. Предполагается: уверенный в себе ребенок легко встанет на позицию другого, разделит его переживания. Однако, прием этот концентрирует внимание ребенка только на самом себе, на своих достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Чтобы определить особенности воспитания доброжелательных отношений посредством подвижных игр, нужно провести опытно – экспериментальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, с целью выявления особенностей воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей. Критерием эффективности будет являться наличие позитивной динамики в развитии доброжелательных отношений, которые основаны на общечеловеческих принципах морали и характеризуются потребностью ребенка воспринимать других детей не как соперников, а как равноправных партнеров. Учить детей добиваться результатов в подвижных играх в честной соревновательной борьбе. Исходя из всего выше, сказанного, можно предложить подвижные игры, адресованные детям среднего и старшего дошкольного возраста.

Игры: «Болото», «Чужое место», «Третий лишний», «Светофор», «Бабушка Маланья»

Их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам снижение замкнутости, снятие напряженности; главный метод – непосредственное взаимодействия.

Игры чрезвычайно просты и не требуют специальных условий. Проводить их может как воспитатель, так и психолог, работающий в детском саду, как в спортивном зале, так и на улице. Общее правило – общение исключает ссоры, споры, договоры и т. д. В каждую игру введен свой язык "условных сигналов”

Какова роль педагога? Он играет вместе с детьми, показывает образцы игровых действий, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание. В игру приглашает только желающих. Если кто-то отказывается, не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать общей игрой.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Этикет
  • Транспорт
Автор публикации:
Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 20:55
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер класс «Дед Мороз»
Приглашаю всех коллег и друзей на мастер класс "Дед Мороз" -техникой оригами, который вам покажет Сусанна. Для работы нам нужен лист цветной...
Как я мастерила Щелкунчика
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сейчас у всех хлопотная предпраздничная пора! Нынче в нашем детском саду утренники в подготовительных...
Фото отчет творческого конкурса: «Петушок — символ нового года»
На Руси спокон веков Уважали петухов. Кто еще сравнится С этой храброй птицей? В сказках он готов помочь, Разрешить все споры. Ведь недаром у него...
Зима в Нижнем Новгороде. Фотозарисовка
Зима – сказочное время года! ! Зимой наступает Новый год , Рождество! Снег, мороз, метель , сосульки, непогода – удивительный мир зимы! Этот удивительный...
Мастер класс «Снеговички»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предновогодняя подготовка уже в полном разгаре. Мы тоже начали украшать группу, делать новогодние поделки и конечно же...