Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика для дошкольников»

Ирина Кирикова
Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика для дошкольников»

Консультация для педагогов

При изучении деятельности человеческого мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Существует мнение, что рука человека является как бы выходом из головного мозга и несет его функции. На этом основано много научных исследований, указывающих на то, что при развитии мелкой моторики ребенка развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо.

Так, выдающийся невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Публикация «Консультация для педагогов „Пальчиковая гимнастика для дошкольников“» размещена в разделах

М. М. Кольцова (1998) указывает на то, что у ребенка сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция и все последующее совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев.

М. С. Рузина (1998, рассматривая привычный набор занятий по развитию мелкой моторики (плетение, лепка, нанизывание бусинок и колец, рисование узоров, указывает, что пальчиковый игротренинг может оказывать воздействие на развитие всех пальцев рук, а также улучшить речь и мышление.

Методика проведения пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка. Веселые игры с сопровождающими их интересными стишками доставят удовольствие не только ребенку, но и взрослому.

Не стоит забывать, что гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать свое внимание только на одной руке. Такие действия допустимы только для маленьких детей, которые еще не могут внимательно следить сразу за двумя руками.

Пальчиковую гимнастику следует начать с объяснения самого процесса игры: обязательно расскажите ребенку, что вы сейчас будете делать. Далее следует размять пальцы, сгибая их и разгибая. Для этой цели очень хорошо подойдет мягкая резиновая игрушка-пищалка. Надо показать ребенку основные фигуры, которые ему потребуется повторять. Пусть ребенок также попробует их сделать. На первых этапах следует помогать ребенку поставить пальчики правильно. Но в дальнейшем необходимо использовать только словесные указания.

Теперь можно приступать к самой игре. Не следует ожидать, что ребенок сразу же начнет выполнять все упражнения и повторять стихи вслед за педагогом. Внимание у детей достаточно ограничено, поэтому ребенок сможет запомнить только начало или конец фразы. Также возможна работа только одной рукой. Необходимо быть терпеливым, и тогда ребенок также со временем начнет повторять полностью все упражнение.

Чтобы игра была интересной, существует пальчиковая гимнастика в стихах. Определенные движения пальчиками сопровождают словами стишков. Чтобы ребенку не надоела пальчиковая гимнастика, упражнения следует менять время от времени.

Очень важно, знать нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживать этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры помогут вернуть ребенку полноценное развитие.

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Тренировку пальцев рук можно начинать с 6-7-месячного возраста. Сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Это поглаживание и легкое разминание ежедневно 2-3 минуты. Уже с десятимесячного возраста следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук. Сначала пальцы ребенка сгибают, разгибают родители или тот, кто с ним занимается, затем он это выполняет самостоятельно.

В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца. А мы забыли о наших русских народных играх типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: “Всё новое – это хорошо забытое старое”.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации:

В возрасте 1–2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2–3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5–6 летнего возраста.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

На начальном этапе обучения пальчиковую гимнастику лучше проводить с опорой руками о стол или другую поверхность, а потом уже в положении согнутых рук перед собой на уровне груди. В дальнейшем пальцы рук выполняют упражнения в любом направлении при различном исходном положении ребенка.

Классификация и упражнения пальчиковой гимнастики

Все упражнения пальчиковой гимнастики можно условно классифицировать по следующим признакам:

• по направленности работы мышц пальцев рук;

• упражнения на координацию;

• по направленности работы пальцев по различным поверхностям;

• упражнения с предметами;

• образное выполнение (речитативы, стихи, рассказы, сказки, игры);

• упражнения лечебно-профилактического танца (под музыку);

• самомассаж пальчиками.

Упражнения на работу мышц пальцев рук. Все упражнения этой группы можно выполнить двумя руками, отдельно правой, левой кистью или поочередно.

* Сгибание и разгибание пальцев в кулак.

* «Фонарики» - руки согнуты на уровне головы, пальцы в стороны, поочередно сжимать и разжимать пальцы правой, затем левой руки (имитируя «мигание фонариков»).

* «Прятки» - поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого, то же - начиная с мизинца. Повторить упражнение левой рукой.

* «Грабли» - ладони на столе, пальцы в стороны. Согнуть пальцы, подушечки пальцев на столе, мышцы напряжены. Разогнуть пальцы, кисть расслабить.

* «Заборчик» - сведение и отведение пальцев от среднего. Пальцы в стороны - вместе.

Упражнения на растягивание мышц и связок пальцев рук.

* Ладони на столе. Поднять основание ладони от стола, растянуть мышцы ладони. Опустить основание ладони, кисти расслабить.

* Левая ладонь на столе. Правой рукой поднять вверх указательный палец левой руки, растянуть мышцы. Опустить левый указательный палец на стол. То же выполнить с другими пальцами и поменять исходное положение рук. В конце руки расслабить.

Упражнения на подвижность суставов, вращательные движения кистью и каждым пальцем

*«Волна» - правая рука согнута на уровне груди. Волнообразное движение кистью вправо-влево, то же левой рукой.

*«Большая волна» - кисти рук на уровне груди, ладонями вниз, пальцы переплетены. Правое предплечье поднимается вверх, левое предплечье опускается вниз поочередно и волнообразно.

*«Дельфин» - правая кисть на уровне плеча. «Дельфин ныряет в воду» - волнообразное движение рукой, начиная с кончиков пальцев («нос дельфина», то же левой рукой, то же двумя руками - два дельфина.

*«Хвостик рыбки» - руки вперед ладонями вниз, большие пальцы касаются друг друга. Поочередное опускание правой кисти вниз, левой - вверх и наоборот.

*«Оса» - указательный палец правой руки разогнуть вперед, остальные пальцы в кулак. Вращательные движения вправо и влево указательным пальцем. Повторить движения другими пальцами и другой рукой.

*«Моторчик» - пальцы сцеплены (переплетены) перед грудью. Вращательные движения кистями рук.

*«Птички летят» - руки согнуты в стороны, махи кистями.

*«Змея» - ладонь правой руки расположена вертикально.

Волнообразные движения, имитирующие продвижение змеи. То же повторить другой рукой, двумя руками.

Упражнения на координацию движений пальцев рук

*«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. То же выполнить левой рукой и одновременно двумя руками.

*Пальчики правой руки «здороваются» с пальчиками левой руки - большой пальчик с большим пальчиком, указательный - с указательным и т. д.

*«Крючки» - указательные пальцы зацепить друг за друга, остальные пальцы в кулак. То же выполнить другими пальцами и менять положение рук: правая сверху, левая снизу и наоборот.

*«Цепочка» - большой и указательный пальцы левой руки в кольце, через него проходят в таком же соединении пальцы правой руки. Далее большой соединяется со средним пальцем и т. д.

*«Кошка» - средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх.

*«Мышка» - средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

*«Зайка и барабан» - пальцы в кулак, указательный и средний вверх - прижаты друг к другу. Безымянный и мизинец поочередно стучат по большому пальцу.

*«Коза» - указательный и мизинец выставлены вперед, остальные пальцы в кулак.

*«Улитка» - пальцы в кулак, указательный и средний пальцы разогнуть вперед - «рога улитки».

*«Петушок» - прижать указательный палец и большой. Остальные пальцы в стороны и поднять вверх.

*«Курочка» - прижать указательный палец и большой. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

*«Жук» - пальцы в кулак. Указательный и мизинец разогнуть вперед - в стороны и шевелить ими.

*«Краб» - ладони вниз, пальцы переплетены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигать на пальцах ладони вправо, затем влево.

*«Замок» - ладони прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебирать ими.

*«Слон» - средний палец опущен вниз («хобот»). С одной стороны он зажат мизинцем и безымяным, а с другой - указательным и большим пальцами. Шевелить средним пальцем.

*«Птичка» - ладони повернуть к себе, большие пальцы переплетены, сцеплены друг с другом, остальные пальцы - «крылья». Махать ими.

*«Собачка» - рука согнута перед грудью. Согнутые пальцы - указательный - «глаз» и большой «ухо». Разгибать и сгибать большой палец - «собачка шевелит ушами». Разгибать и сгибать указательный палец - «собачка моргает глазами». Отводить и подводить мизинец - «собачка лает». Выполнить движение одной правой рукой, затем левой рукой и обеими руками («две собачки»).

* «Лесенка» - указательный палец правой руки касается большого пальца левой руки, а указательный палец левой руки касается большого пальца правой руки. Не отрывая указательного пальца правой руки от большого пальца левой руки, поменять исходное положение рук. То же можно выполнить с касанием больших пальцев средними пальцами, затем безымянными и мизинцами.

Упражнения с работой пальцев по различным поверхностям

*«Очки» - большие пальцы вместе с остальными правой и отдельно левой руки образуют почти замкнутые круги. Поднести их к глазам.

*«Флажок» - руки согнуты перед собой, ладонью вперед. Четыре пальца вместе вытянуты, большой палец опущен вниз - «древко флажка». Махать четырьмя пальцами.

*«Лодочка» - обе ладони поставлены на ребро и внизу соединены, большие пальцы прижаты, образуется углубление - «днище лодочки».

*«Пароход» - так же как «лодочка», но большие пальцы подняты вверх - «труба парохода».

* «Стул» - левая ладонь поставлена вертикально вверх -«спинка стула». К ее нижней части приставляется правый кулачок - «сидение», большие пальцы вместе.

*«Стол» - левая кисть в кулак, сверху на него опускается правая ладонь.

*«Шарик» - все пальцы обеих рук собрать вместе. Затем подуть на них, при этом пальцы, не разъединяясь, принимают форму шара.

*«Солдатики» - указательный и средний пальцы «стоят»на столе, остальные в кулак. «Маршировать» пальчиками одной и двумя руками.

*«Встречи» - руки внизу, перебирать пальцами по боковым поверхностям бедер, туловища и головы до «встречи» кистей на голове. Там пальчики изображают «игры», «борьбу» муравьев. Затем, устав, руки расслабленно опускаются вниз.

*«Муравейник» - кисти рук на уровне груди, пальцы полусогнуты и соприкасаются. Беспорядочные движения пальцами - «муравьи бегают».

*«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по согнутой левой руке. То же выполнить левой рукой.

*«Пианино» - перебирать пальцами по столу, ударять кончиками пальцев одновременно, изображая игру на пианино.

*«Лягушата» - ладонь прижата к столу, сгибая пальцы, продвинуть основание ладони к ним и далее разогнуть пальцы вперед в исходное положение - «лягушата прыгают».

*«Крокодил» - ладонь горизонтально расположена на столе. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты («глаза») и прижаты к среднему и безымянному пальцам. Передвигать ладонь по столу.

Упражнения пальчиками с предметами

*Складывание фигурок из палочек: квадрат, треугольник, кубик, мельница, звездочка, флажок, лодка, рыбка, солнце, машина, ракета, качели, кровать, табурет, забор, санки, колодец и другие.

* Складывание цифр из палочек: 1, 4, 0, 6, 9, 11 и т. д.

*Складывание букв из палочек: А, О, У, И, Ш и т. д.

*Выкладывание букв, слов из мозаики, камешков, листиков, кубиков

другого материала.

*Гимнастика и игры с учебными предметами: карандаш, ручка, линейка, с одним и двумя предметами.

* Изображение цифр, букв пальцами: 0, 1, 8,М, Л и другие.

* Упражнение пальчиками с гимнастическими предметами: мяч (перекаты, броски, ловля, удары об пол, о стену, перекаты и ловля с партнером, гимнастическая палка (перекаты, горизонтальные и вертикальные подбрасывание и ловля, вертикальное балансирование на ладони и одном пальце, работа в парах, лента (взмахи, круги, змейки горизонтальные - «серпантин», вертикальные - «заборчик», «спираль»).

*Упражнения пальчиками с нестандартными предметами: платочек, шарфик, косынка (взмахи, перекладывание из руки в руку, выполнение общеразвивающих упражнений); горох, орехи, шары, мячи с резиновыми шипами (катание в ладони, по полу, столу, частям тела); кукольный театр пальчиками (одевание на пальчики колпачков, шапочек, ленточек и изображение героев сказок, рассказов).

Таким образом, использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

*сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

*подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;

*предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;

*развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

*стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

*научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;

*ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

*а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Необходимо помнить три важных правила :

*пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

*после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

*поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.

Публикации по теме:

Презентация «Пальчиковая гимнастика для дошкольников» Цель пальчиковой гимнастики Борьба с умственной усталостью, снятие напряжения артикуляционного аппарата, повышение тонуса организма и общий.

Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Если вы хотите чтобы ваш малыш научился быстрее говорить, надо тренировать.

Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика и как правильно ею заниматься» Консультация для родителей. “Для чего нужна пальчиковая гимнастика и как правильно ею заниматься. ” В нашей группе третья часть детей имеют.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей» Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо, как каша во рту. Ребёнок говорит мало слов. В каждой семье по разному относятся к этому явлению.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и подвижные игры для детей 3–4 лет» Пальчиковая гимнастика Сколько птиц к кормушке, нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы воробей, шесть щеглов и голубей, Дятел в пёстрых.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста» «Игрушки». На большом диване в ряд Куклы Танины сидят: Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками. Два медведя, Буратино, И веселый.

Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора» Русское народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается.

Мастер-класс для педагогов «Поиграем вместе». Пальчиковая гимнастика Мастер-класс для педагогов «Поиграем вместе» (пальчиковая гимнастика) Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности родителей.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников В гостях у сказки Раз, два, три, четыре, пять - Любим сказки мы читать. Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок, Мышка-норушка и Колобок. Курочку.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников Пальчиковая гимнастики для развития речи дошкольников Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В. А. Сухомлинский Пальчиковая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика для дошкольников»
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 22:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД