Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Педагогическое руководство детскими взаимоотношениями»

Юлия Куземченко
Консультация для педагогов «Педагогическое руководство детскими взаимоотношениями»

Консультация для педагогов

"ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ"

Педагогическое руководство самой игрой и детскими взаимоотношениями имеет свои особенности. Здесь неприемлемы учебные методы. Даже в тех случаях, когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу выбора игры, рас­пределения ролей, соблюдения

правил и т. п., он должен выступать не в качестве учителя, дающего указания,

Публикация «Консультация для педагогов „Педагогическое руководство детскими взаимоотношениями“» размещена в разделах

задания, а скорее в роли стар­шего товарища, участника игры, предоставляющего

детям свободу выбора решений. На поведение ребенка, его взаимоотношения с то­варищем

или группой сверстников педагог может влиять не только прямым образом, но и через роль, опираясь на

образ, передаваемый в игре.

Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно

объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость;

воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и

отношениях.

Чтобы успешнее решать эти программные задачи, надо внимательно наблюдать

за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно

и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснять,

у кого какие есть дости­жения, недостатки, в чем они испытывают затруднения.

Наблюдение должно быть целенаправленным. При этом руководствоваться можно

следующими показателями дружбы между детьми в группе:

- предпочтение, симпатия,

сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между отдельными детьми, но

проявляющиеся не в ущерб другим;

- интерес к деятельности сверстников, желание и уме­ние договариваться

о пользовании игрушкой, мате­риалом, о совместной игре и роли, считаться с инте­ресами

товарищей;

- проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии

хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-ни­будь

нужное для отдельных детей, группы, желание выручить товарища;

- известная объективность оценок и самооценок, спо­собность поступиться

личным желанием в пользу товарища (по справедливости, получая при этом

удовлетворение;

- выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не только

по указанию, совету взрослого);

- дружеские отношения не только в присутствии вос­питателя, но и без

него.

Обозначенные пока­затели могут послужить для воспитателей ориенти­ром, к которому они станут стремиться при воспита­нии у детей дружеских чувств и отноше­ний. Выявить уровень сформированности гуман­ных, дружеских чувств по­могают также специально создаваемые игровые ситу­ации, когда в обычную иг­ру включается нравствен­ ная задача: играющим, нужно заметить трудное положение, в

котором на­ходится товарищ, поду­мать, как его выручить. Желательно, чтобы

педагог использовал подсказку лишь в крайних случаях. Примером такой ситуации

мо­жет быть игра "Не намочи ног".

Для ее проведения на полу отделяет­ся чертой "болото" шириной 4-5 м. Дети сидят на стульчиках в

одной стороне комнаты. Двум из них дают по по две доски (40 х 25 см). С помощью досок им

надо перейти на другой "берег". Педагог объ­ясняет и показывает, как

выполнять за­дания. Каждый ребенок кладет одну до­ску на "землю",

осторожно переступает по ней, а другую держит в руке. Затем кладет вторую в

направлении движения, идет дальше и т. д. В первом варианте этой игры элемент

соревнования снима­ется, т. е. задача перейти мост быстрее, не намочив ног, не

ставится.

Когда дети подходят примерно к се­редине "болота", создается ситуация, будто у одного из играющих

доска сломалась и уплывает (педагог длинной палкой подтягивает ее "к

берегу"). Детям не да­ется готовое решение задачи. Они долж­ны сами

мобилизовать свой опыт и реа­лизовать усвоенные нормы и правила поведения. В

этих условиях один ребенок может продолжать двигаться вперед, а другой, если

его не выручит из беды то­варищ, должен остаться один на "боло­те".

Педагог напоминает о поставленной задаче: им вместе нужно перебраться на другой

берег, не намочив ног (т. е. только по доскам). Дети ведут себя по-разному.

Если решение принимается верное, то бывают удовлет­ворены оба товарища. Ребенок

может, перебравшись на берег, подтолкнуть обе доски другу или отдать ему свою

вторую доску.

Бывают случаи, когда ребенок продолжает свой путь в одиночку, т. е. основной сюжет подвижной игры затмевает другие задачи.

Такого рода проверку сформированности взаимоотношений луч­ше проводить во время игр на участке, когда предоставляется возмож­ность играть поочередно с двумя детьми, не привлекая

внимания других. В этом случае ребята не копируют поступки товарищей, а прояв­ляют

самостоятельность и нравственную активность.

Чтобы выяснить, как дети понимают дружбу, можно предложить им ряд картинок, где отражены дружная игра, взаимопомощь, выруч­ка, детская ссора, и задать вопросы: что значит

"хорошо дружить", как поступают друзья, какую конкретную помощь можно

оказать товарищу?

Конечно, детские высказывания и поведение дошкольников п игре, которую организует и в

которой участвует воспитатель, еще не главный показатель уровня их нравственной

воспитанности. Причи­ной правильного поведения может быть активность, догадливость

ребенка, его полноценное умственное развитие.

Публикации по теме:

Консультация «Руководство сюжетно-ролевой игрой»Консультация «Руководство сюжетно-ролевой игрой» Консультация для воспитателейРуководство сюжетно-ролевой игрой Каждый воспитатель должен понимать, что сюжет в игре является тем фундаментом,.

Педагогическое руководство театрализованной игрой Педагогическое руководство театрализованной игрой. Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Педагогическое руководство детскими взаимоотношениями»
Опубликовано: 7 мая 2015 в 19:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД