МААМ-картинки

Консультация для педагогов по формированию финансовой грамотности «С чего начать?»

Анастасия Жуланова
Консультация для педагогов по формированию финансовой грамотности «С чего начать?»

Консультация для педагогов по формированию финансовой грамотности «С чего начать

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным» Роберт Кийосаки

Публикация «Консультация для педагогов по формированию финансовой грамотности „С чего начать?“» размещена в разделах

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, им необходимо объяснить следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги?

2. Где их взять?

3. Как ими правильно распоряжаться?

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Ребенок с детства, знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Когда следует начинать обучение детей обращению с деньгами?

Хорошо, когда обучение детей финансовой грамотности начинается с самого малого возраста. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются люди его родители.

В период от 7 – 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой – нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принес чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу в качестве вознаграждения можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения следует осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него не стоит, так как у него должна развиваться самостоятельность принятия решений.

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

• Для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупают товары;

• Когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

• Ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

• Чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чес вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных с помощью банкомата;

• Никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах и, он с большой вероятностью вырастит финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипуляции людьми;

• Чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймет, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Следует объяснить ребенку, как формируется стоимость товара. Очень важно объяснить ребенку, что абсолютно любой товар имеет свою стоимость и откуда берется. Дети должны знать ответы на следующие два вопроса:

• Что такое стоимость товара?

• Как формируется стоимость товара?

Ответить на первый вопрос можно следующими способами:

• Самый простой способ, который подойдет очень маленьким детям – сыграть в продавца и покупателя. Нужно дома сделать имитацию настоящего магазина с реальными вещами. Ребенку необходимо дать либо настоящие деньги, либо имитированные из бумаги или картона. Если ребенок захочет взять с «прилавка» какую-нибудь вещь, то он должен будет «заплатить».

Важно, назначить на товары разные цены, чтобы ребенок понимал, что, чем лучше товар, тем большая у него стоимость.

• Брать ребенка с собой по магазинам и показывать ему на ценники. Так малыш наглядно увидит, что на разные товары различная цена. В какой то момент у него возникнет логичный вопрос : «Почему одни товары дороже других?», тут-то и нужно ему объяснить то, как формируется цена.

Объяснить детям формирование цены можно следующим образом:

• Самый простой пример – это снова сходить с ребенком в магазин и купить какой – нибудь дешевый продукт и такой же продукт, только значительно дороже. Перед покупкой необходимо обязательно показать ребенку ценники и сказать, что один товар намного дешевле. Дома ребенок должен продегустировать два товара;

• Когда он осознает, что дорогой намного вкуснее, следует ему объяснить, что товар намного вкуснее потому, что он имеет большую цену. Рассказать ему о том, что вкуснее и лучше он потому, что произведен из более качественных компонентов и его создавали квалифицированные специалисты. Так ребенок поймет не только условия формирования цен, но и то, что количество денег зависит от качества труда.

Как научить детей планировать финансы и экономить?

Дети- это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Существует несколько специальных рекомендаций, которых нужно обязательно придерживаться, чтобы ребенок научился планировать финансы и правильно экономить.

1. Не нужно навязывать детям, что взятие кредитов – это плохо. Безусловно, набирание огромного количества долгов ни к чему хорошему не приводит, но если брать кредит с умом и четким планом его выплаты, то исход будет благоприятным. Нужно рассказать ребенку, что брать много кредитов – опасно, но стоит и упомянуть ему о положительных аспектах взятия денежных средств в долг. Бизнес и инвестирование зачастую не просто начать без начальных вложений.

2. Надо внести в голову детей информацию, что оплата долгов раз в месяц по кредитной карте это действие, которое очень важно выполнять. Родители должны научить, что необходимо обязательно хранить некоторое количество денежных средств на непредвиденные обстоятельства. Ребенок обязан понимать, что в жизни неожиданно может произойти какое – либо событие, которое потребует использование определенного количества денежных средств. Детям нужно рассказать о том, что покупка дорогостоящих товаров – это не всегда правильное решение.

3. Для более качественного освоения урока важно давать ребенку карманные деньги. Если у детей будет свой бюджет, то они научатся его правильно планировать и экономить. Ошибка, которую допускают многие родители – это выдают денежные средства за хорошее поведение и забирают за плохое. В голове ребенка должна выстроиться четкая схема, что деньги выдаются только за качественный труд.

Ребенок должен с самого раннего детства понимать цену деньгам.

Как научить детей контролировать финансы. Важно с детства научить ребенка контролировать свои расходы. Каждый взрослый понимает, что чем меньше денег, тем бережнее к ним отношение – эта установка обязательно должна находиться в голове у ребенка.

С того момента, как дети получают в распоряжение карманные деньги, важно начать все показать на своем примере, ведь, если ребенок неуправляемо и необдуманно тратит много денег – то это, в первую очередь ошибка родителей.

Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы :

1. Детей необходимо брать с собой в магазины. Перед отправлением важно рассказать ребенку о том, какое количество денег берется с собой и о покупках, которые нужно совершить. В магазине детей важно ознакомить с ценами на товары и показать сравнение стоимостью в других аналогичных заведениях. Можно попросить ребенка, что бы он проанализировал и сам решил в каком магазине наиболее низкие цены на подобные товары.

2. Нужно рассказать ребенка о положительных аспектах накопление денежных средств. Важно объяснить ему о стабильности и регулярности вкладов.

3. Лучше всего составлять планирование бюджета вместе со своим ребенком. Все необходимо показывать на примерах, допустим, продемонстрировать, что простое выключение за собой света ведет к некоторой экономии бюджета. Деньгами, которые он сэкономить можно, наградить ребенка.

4. Для того, чтобы дети более качественно и правильно контролировали свои расходы можно предложить вести им собственный журнал расходов, в котором они будут отмечать все покупки. Ребенка можно мотивировать тем, чтобы предложить ему вести такой журнал вместе.

5. Важно сообщить детям о том, что информация о личных расходах – это вещь строго конфиденциальная, поэтому её не стоит сообщать своим друзьям, знакомым и одноклассникам.

Формирование образа денег в сознании детей

Многие маленькие дети не знают, что такое деньги, но они уже улавливают этого понятия. Это слово и все, что с ним связано, довольно рано становится для ребенка привлекательным и интересным. Он пытается понять слово «деньги», слыша его в разных конспектах. Почему если деньги есть, то и кукла тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит : «Не приставай! У нас на это нет денег!» и тогда допроситься у нее невозможно.

Почему взрослые все время дают какие – то неяркие и не интересные бумажки в магазине, а тётя за прилавком выдает сладости? Или почему, когда мама или папа приносят в дом какую – то зарплату, появляются новые туфли или платье? Ребенок недоумевает и пытается понять эти странные связи и закономерности. Слово «деньги» становится для ребенка символом чего то важного, того, чем оперируют взрослые и что дает «игрушки». По мере взросления ребенок начинает понимать значение слова «деньги» более точно.

Деньги – средство обмена (подразумевается прежде всего блага, которые можно получить, купить за деньги)

Конечно, потребительская позиция налицо, но и шаг вперед сделан – понятие «деньги» стало более абстрактным, универсальным. Ребенок с таким представлением, скорей всего, хорошо понимает, что в разных государствах деньги различаются, но выполняют сходную позицию.

На практике вы можете наблюдать, что многие дети имеют склонность к постоянному обмену – игрушками, книгами, картинками и т. д. само по себе это является признаком достижения определенной ступени малыша, нового уровня сравнений и аналогий и не должно быть поводом для беспокойства. Лучшей реакцией будет тактично и подробно узнать у ребенка, по каким критериям он провел обмен.

«Семейная культура денег»

«Семейная культура денег» бывает настолько сильна, что даже логически связные рассказы, специальное обучение, по сравнению с ней не могут оказать более сильного слияния на представление ребенка. Чаще всего дети чувствуют «жалость», «грусть», «злость», «власть», «боль», «обиду», «страх», испытывают желание поскорее избавиться от денежных бумажек в руках, считают, что «деньги руки жгут» или стремятся экономить «каждая копейка на учете» .

Кроме этого родители – пример для подражания. «Так делали в нашей семье» - сознательно или бессознательно этот образец диктует линию поведения. Деньги в жизни ребенка будут занимать то место, которое им отводили близкие люди.

Итак, семейная культура денег может быть различной. Она выражается в следующем:

• Что говорят друг другу члены семьи о деньгах;

• Как члены семьи воспринимают деньги;

• Как в семье принято тратить деньги;

• Какие эмоции испытывают члены семьи при контакте с деньгами;

• Каким способом склонны получать деньги;

Основы финансовой грамотности дошкольников

С чего начать?

Знакомить ребенка с основами финансовой грамотности можно уже с 5-6 лет, когда он научится считать и будет способен понимать какие – то более – менее серьезные вещи. К этому возрасту у вашего ребенка, наверняка, уже проснется большой интерес к такой удивительной «штуковине», как деньги, с помощью которой можно покупать в магазинах любые игрушки, сладости и гаджеты, и он сам захочет познакомиться с ней поближе, и узнать, что она собой представляет. Так что, стимул освоения финансовой азбуки у него, скорей всего, будет.

Начать можно с теоретических основ и исторической информации. Расскажите ребенку о том, как появились первые деньги, и что человечество пользовалось ими далеко не всегда. В древние времена люди использовали «бартер» (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретен универсальный товар – деньги, на которой стало возможно обменивать практически все, что угодно.

Далее можно рассказать малышу о том, откуда берутся деньги, каким образом их можно заработать честным путем, что в каждой стране существует своя валюта, что в России это рубли (покажите разные купюры, что существует так же мировая валюта (доллар, евро, которая используется в международных товарно – денежных отношениях.

Ему так же будет полезно узнать, что такое бюджет, банки, кредиты, но и электронные деньги. Не забудьте познакомить его и с тем, как именно ваша семья зарабатывает себе на жизнь.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления : о добре, зле, красивом, некрасивом, о плохом и хорошем. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Центральная идея – бережливость, «я- бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. д.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило : представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные направления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

• Дать простые экономические знания;

Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам;

• Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т. д. ;

• / Развить познавательный интерес обучающихся к вопросам;

• Определить разницу между «хочу» и «надо».

Примеры бесед с родителями:

Ваш ребенок ведет себя бережно?

Что Ваш ребенок знает о деньгах? Различает ли он различные монеты и банкноты?

Умеет ли Ваш ребенок сам расплачиваться в магазине наличными? Был ли такой опыт?

Ваш ребенок получает карманные деньги?

Ваш ребенок самостоятельно принимает решение на что потратить карманные деньги?

Вы поощряете своего ребенка деньгами? За что?

Обсуждаете ли Вы с ребенком финансовые вопросы?

Привлекаете ли Вы ребенка к составлению семейного бюджета?

Домашнее задание маме и папе

Побеседуйте со своим ребенком:

- Что такое деньги?

- Зачем нужны деньги?

- Откуда берутся деньги?

- Есть ли у тебя деньги?

- Как ты хочешь потратить свои деньги?

- Сколько тебе нужно денег?

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги»Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги» Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги»НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе Цель: SSS 61482; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,.

Оздоровительное плавание для детей младшего дошкольного возраста. С чего начать?Оздоровительное плавание для детей младшего дошкольного возраста. С чего начать? С чего начать? С начала учебного года маленькие воспитанники приходят в сад и для многих это большой стресс. Малыша «оторвали» от мамы,.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Консультация «Детям о финансовой грамотности»Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности»Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов по формированию финансовой грамотности «С чего начать?»
Опубликовано: 10 февраля 2021 в 10:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД