Консультация для педагогов «Программы экологического содержания»

Ольга Владимировна Сердюкова
Консультация для педагогов «Программы экологического содержания»

В последние годы появился ряд программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Некоторые авторы считают, что большинство парциальных программ сходны по своим идеям. Действительно, цели и задачи, которые ставят авторы, во многом аналогичны. Однако содержание программ экологического образования дошкольников в значительной степени различается.

Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволяет условно разделить их на три основные группы:

1 группа.

Программы экологической (биоэкологической) направленности.

Для программ 1 группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).

К данной группе можно отнести следующие программы:

С. Н. Николаева «Юный эколог»

Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»

Н. Н. Кондратьева «Мы» (Санкт – Петербург)

Ж. Л. Васякина – Новикова «Паутинка» (Москва)

А. В. Королёва «Экологическая дорожка»

В своей программе Николаева С. Н. выделяет 2 аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Она же подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными её ответвлениями.

В программах данной направленности адаптированы ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда на дошкольный возраст. Цели данных программ сводятся к формированию у детей первоначальных экологических представлений и понятий у детей.

2 группа.

Программы эстетико (культурно)экологической направленности

Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, вода, воздух, огонь). Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность детей.

Ко второй группе относятся следующие программы:

В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова «Семицветик».

И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская «Планета – наш дом»

Т. И. Попова «Мир вокруг нас»

Т. А. Копцева «Природа и художник»

3 группа.

Программы социально – экологической направленности

Третья группа программ выделяется по преобладанию в содержании комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения).

К этой группе относятся программы:

Н. Н. Вересова «Мы – земляне» (Мурманск)

Т. В. Потапова «Детский сад XXI века» (второй вариант названия – «Надежда»)

Л. М. Кларина «Экономика и экология» (Москва)

Авторы данных программ направили свои разработки на совершенствование экологического, экономического и социального сознания детей, формирования у них основ гражданской позиции, рационального природопользования.

Публикации по теме:

Конкурс семейных поделок «Новогодняя красавица»Конкурс семейных поделок «Новогодняя красавица» Вот так оформили зал к новогоднему утреннику нашими ёлочками: А вот наши конкурсанты: 1. Авторы: Сапега Семён и его мама. Материал:.

Выставка семейных поделок «Мой друг — Снеговичок»Выставка семейных поделок «Мой друг — Снеговичок» Вот такая получилась выставка: 1. Шерстяной снеговичок. Материал: шерсть. Авторы: Косаревская Тоня и её мама. 2. Задумчивый снеговик. Материал:.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Программы экологического содержания»
Опубликовано: 13 марта 2014 в 13:32
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...