Консультация для педагогов «Программы экологического содержания»

Ольга Владимировна Сердюкова
Консультация для педагогов «Программы экологического содержания»

В последние годы появился ряд программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Некоторые авторы считают, что большинство парциальных программ сходны по своим идеям. Действительно, цели и задачи, которые ставят авторы, во многом аналогичны. Однако содержание программ экологического образования дошкольников в значительной степени различается.

Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволяет условно разделить их на три основные группы:

1 группа.

Программы экологической (биоэкологической) направленности.

Для программ 1 группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).

К данной группе можно отнести следующие программы:

С. Н. Николаева «Юный эколог»

Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»

Н. Н. Кондратьева «Мы» (Санкт – Петербург)

Ж. Л. Васякина – Новикова «Паутинка» (Москва)

А. В. Королёва «Экологическая дорожка»

В своей программе Николаева С. Н. выделяет 2 аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Она же подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными её ответвлениями.

В программах данной направленности адаптированы ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда на дошкольный возраст. Цели данных программ сводятся к формированию у детей первоначальных экологических представлений и понятий у детей.

2 группа.

Программы эстетико (культурно)экологической направленности

Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, вода, воздух, огонь). Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность детей.

Ко второй группе относятся следующие программы:

В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова «Семицветик».

И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская «Планета – наш дом»

Т. И. Попова «Мир вокруг нас»

Т. А. Копцева «Природа и художник»

3 группа.

Программы социально – экологической направленности

Третья группа программ выделяется по преобладанию в содержании комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения).

К этой группе относятся программы:

Н. Н. Вересова «Мы – земляне» (Мурманск)

Т. В. Потапова «Детский сад XXI века» (второй вариант названия – «Надежда»)

Л. М. Кларина «Экономика и экология» (Москва)

Авторы данных программ направили свои разработки на совершенствование экологического, экономического и социального сознания детей, формирования у них основ гражданской позиции, рационального природопользования.

Публикации по теме:

Конкурс семейных поделок «Новогодняя красавица»Конкурс семейных поделок «Новогодняя красавица» Вот так оформили зал к новогоднему утреннику нашими ёлочками: А вот наши конкурсанты: 1. Авторы: Сапега Семён и его мама. Материал:.

Выставка семейных поделок «Мой друг — Снеговичок»Выставка семейных поделок «Мой друг — Снеговичок» Вот такая получилась выставка: 1. Шерстяной снеговичок. Материал: шерсть. Авторы: Косаревская Тоня и её мама. 2. Задумчивый снеговик. Материал:.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Программы экологического содержания»
Опубликовано: 13 марта 2014 в 13:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Виноград из цветных салфеток»
Уважаемые коллеги! Столько винограда созрело в наших садах! Мы с детками и рассматривали его и пробовали на вкус разные сорта. Осталось только увиденное и...
Фотоотчет «Путешествие по осени»
Наступило прекрасное время года – осень. Она привлекает всех необычными красками и звуками. Как будто какой-то художник не пожалел яркие цвета и раскрасил...
Наш осенний уголок
Мы с ребятами решили оформить в нашей группе настоящий осенний уголок своими руками. Мы очень постарались и получилось очень красиво и сказочно. Наша...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ «Враг...
Конспект НОД по опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ ( мультимедийной презентации) на тему: «Враг природе...