Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода»

Елена Назарова
Консультация для педагогов «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода»

Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, вооружить практическими навыками работы.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». Ушакова О. С.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

Однако в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста :

*Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

*По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

- связные высказывания короткие;

- отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности высказывания очень низкий.

*Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не от того, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Использование приёмов обучения связной речи в педагогическом процессе.

Связная речь – это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Типы связной речи :

Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет.

Повествование – это сюжет, развёртывающийся во времени и в логической последовательности.

Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку.

«ПОЧЕМУ современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» НЕСОМНЕННО, все вместе - это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.

Речь взрослых, родителей и педагогов, должна быть отчетлива, выдержана в определённом темпе и громкости, выразительна, правильно оформлена грамматически с точным использованием словесных обозначений.

К сожалению, взрослые все чаще относятся крайне неуважительно к слову, не владеют им, не умеют грамотно выражать свои мысли, недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие воспитанники в качестве любимых занятий называют развлечения связанные с просмотром телевизионных передач.

Экранная речь становится причиной задержки развития каналов восприятия информации, необходимых для формирования психологических основ: развитого образного мышления, воображения, памяти, внимания, творческой активности, что в свою очередь негативно отражается на речевом развитии ребё нка-дошкольника.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей : неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении с взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психо-эмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Работая над проблемой речевого развития, можно использовать основной критерий в работе с детьми по развитию речевых навыков - доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

Для решения поставленных задач в процессе реализации проектной деятельности используются следующие приоритетные технологии речевого развития дошкольника :

*Триз ( Теория Решения Изобретательских Задач: Мозговой штурм или коллективное решение проблем)

*Мнемотехника (Основная цель-развитие памяти)

*Логоритмика (Речевые упражнения с движениями)

*Сочинительство (Сочинительство загадок, стихов, описаний животных и растений, рассматривание картины и составление рассказа по ней)

*Сказкатерапия (Используется начиная с младшей группы. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.)

*Пальчиковая гимнастика (Пальчиковые игры со словом, и звукоподражанием)

*Артикуляционная гимнастика (Система упражнений по формированию звуковой культуры речи. Звукоподражание с разной силой и высотой голоса, скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста).

Формы и методы работы над проектом :

индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, сотворчество с воспитателями, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, активизация детей на самостоятельную деятельность, показ, анализ образца, словесная инструкция воспитателя, поощрение самостоятельных действий детей, рассматривание, художественное слово, игровые ситуации, сюрпризный момент, аудио-видеозапись, подражание игровым действиям взрослого, поощрения, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игровые действия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, изменение игрового материала, имитирование, сравнение, игровые приемы, беседа, консультации, наглядная агитация, анкетирование, оформление папок-передвижек, родительские собрания, Дни открытых дверей, досуги, мастер-классы.

С воспитанниками старшей группы мы реализовали проект «Моя семья – моя родословная», где дети познакомились с понятиями «род», «родословная», «генеалогическое дерево».

В процессе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

-ООД «Родословная – старинная русская традиция».

-упражнения на развитие мимики, жестов, движений, пальчиковая гимнастика «Семья».

-беседы «Семейные традиции», «Кто это такие – родные?», «Папа может всё, что угодно», «Бабушку свою очень я люблю!».

-пословицы, поговорки о семье, детях и родителях.

-дидактические игры «Собери семью вместе», «Кувшин доброты», «Чем можно порадовать маму», «На кого я похож?»

-чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Моя семья».

-ООД «Моя семья», «Права и обязанности в семье».

-игры-драматизации по мотивам литературных произведений Г. Шалаевой «Как вести себя у бабушки и дедушки», В. Осеевой «Просто старушка».

-консультация для родителей «Как создать родословную своей семьи».

-конкурс чтецов по теме «Моя семья».

-создание альбома «Тайна имени».

-выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи».

-составление творческих рассказов на темы «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Я буду мамой (папой)», «У меня сестрёнка (братишка) есть», «Наша дружная семья».

Все это благотворно влияет на развитие речи детей.

Мы считаем, что работа над этим проектом сплотила детей с их родителями. Они стали проводить больше времени вместе, чаще общаться. И взрослые, и дети в рамках данного проекта открыли для себя много нового. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже.

У детей расширился кругозор, появился интерес к истории семьи, семейным традициям, своей родословной. Работа способствовала так же воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.

В результате работы над проектом дети закрепили представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями «род», «родословная», «генеалогическое древо». Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности родителей и детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, умения анализировать и презентовать свои работы.

Все это способствовало повышению показателей по уровню речи. Активизируется речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикулярный аппарат, интонационный строй. Ребенок постигает богатство родного языка, учится пользоваться его выразительными средствами.

Вовлекая неуверенных в себя, стеснительных детей, мы приучаем их к выступлениям перед публикой, они учатся преодолевать свой страх, не боятся проявлять свои эмоции, чувства.

Итогом работы над проектом была выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи». Такие выступления требуют от ребёнка умения выражаться четко и ясно, тщательно подбирая слова и выражения, правильно строить предложения.

Таким образом, одним из перспективных методов развития связной речи у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности, в рамках которого происходит взаимодействие ребёнка со сверстниками, воспитателями и родителями.

Публикации по теме:

«Использование проектного метода в формировании у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности» Об актуальности проблемы формирования у дошкольников потребности в двигательной активности. Здоровье – это большой дар, без которого трудно.

«Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов«Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условие для их музыкально – эмоционального.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Групповая консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей! Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Воспитание звуковой культуры речи.

Консультация «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Консультация «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» свете ФГОС дошкольного образования нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Консультация «Вариативность использования проектного метода в ДОУ» На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный.

Методические рекомендации для педагогов и родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр… Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр АктуальностьРечь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода»
Опубликовано: 15 октября 2017 в 15:46
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД