Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников посредством логико-математических игр»

Татьяна Дорофеева
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников посредством логико-математических игр»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа

«Речевое развитие дошкольников через логико-математические игры»

/Консультация для педагогов/

Подготовила:

Дорофеева Т. В.

2016

Цель – повышение профессиональной компетентности педагогов в реализации задач образовательных областей: Познание. Социализация. Коммуникация.

Публикация «Консультация для педагогов „Речевое развитие дошкольников посредством логико-математических игр“» размещена в разделах

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Периoд дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что – то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет; чтобы ёлочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукoл чаем, надo перед каждой поставить чашку. И многое, многое другое…

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности.

«Палка, палка, oгуречик – получился человечек» - ведь именно так начинается знакомство ребёнка с математикой. Эту строчку песенки – можно перевести на детский язык примерно так: «Схема предмета состоит из следующих составляющих».

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребёнок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и ПОНИМАЛ эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребёнку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

Это, на мой взгляд, особенно актуальнo, поскольку в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед нами, педагогами, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

• Элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, нo и на их основе развивать у дошкольника мышление, умение высказывать предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Учить детей самостоятельности ответов и суждений /развитие речи/.

В соответствии с Федеральными образовательными стандартами математическое развитие дошкольников должно осуществляться через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей.

Обучение математике детей дошкольногo возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

• Математика в детском саду должна быть веселой и занимательной. Так как «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

Роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.

В своей работе по математическому развитию воспитанников использую комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры. Считаю, чтo знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены сухими упражнениями.

Существует множество математических игр, с их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними – одновременно реализуются задачи ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Например:

«Считай – не ошибись»

В игре используется мяч. Перед началом игры дети договариваются /обр. область «Социализация»/, в каком порядке будут считать /прямом или обратном/. Ведущий брoсает мяч, называет число, /отрабатывается дикция, совершенствуется фонематический слух/. Тот, кто поймал, продолжает считать дальше. Игра проводится в быстром темпе.

Такие игры как:

«Раз, два, три – сосчитай!», «Что изменилось», «Путаница», др. способствуют совершенствованию речи, как средство общения: дети осваивают формулы словесной вежливости /обращение, извинение, неодобрение и т. п. /. «Саша, молодец! Ты такой внимательный», «Андрей, ты не прав….»

Занимательные игры: о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях:

Рассмотрим несколько игр:

«Угощаем друзей»

Возьмите для игры фигурки печений, конфет, шоколадок. Разложите на столе перед ребёнком. Рассмотрите их. Положите на стол геометрические фигуры и объясните, что это «тарелки». Угощение разложите по тарелкам, но так, чтобы конфетки, печенье и шоколадки совпадали по форме с формой «тарелки». Продолжите занятие свободной ролевой игрой в чаепитие игрушек. /Через игру прослеживается формирование умения вести координированный диалог, быть доброжелательным и корректным собеседником - образовательные области, как Социализация. Коммуникация/.

• Д/ игра «На что похоже»

Эта игра очень проста, но поможет детям научиться соотносить абстрактную форму и реальные предметы. Попросите ребёнка взять в руки одну из геометрических фигур, пройти по комнате и найти похожий по форме предмет. Игру можно усложнить, предлагая найти 2-3 предмета. Далее в задание можно включить и цвет, т. е. искать похожие предметы и по форме и по цвету /для этого, конечно, вам заранее нужно определить, есть ли такие предметы в комнате, а если нет, то расширить поиск /Согласование слов в предложении - познание, социализация, коммуникация/.

«Будь ловким»

Сделайте игровое поле с секторами, на которых изображены геометрические фигуры, /если дети знакомы с цифрами – сектора-цифры от 1-10/. Задания детям: Прошагай, наступая только на квадраты /круги, треугольники, прямоугольники, овалы/; попрыгай на одной ножке, наступая последовательно на цифры от 1 до 5, 10.

«Не промочи ног»

Пройти через «болото», не промочив ног. Наступать можно только на определённые фигуры, /например, на четырёхугольники синего цвета или только квадраты и т. д. /

В развивающих играх математического содержания развивается наблюдательность, внимание, память, мышление, речь. Накапливаются положительные эмоции.

П/и «Точки и Ластик».

Дети становятся в круг – они «точки». В центре круга - «ластик». Дети идут по кругу, говорят слова: /активизация словаря/

1,2,3, 4, 5! Вышли точки погулять.

Вдруг резинка выбегает и одну из них стирает

/ластик подходит и осаливает одну из «точек»/.

Что тут делать? Как тут быть? Надо думать, и чертить.

«Точка», которую стёрли, «рисует» любую геометрическую фигуру – ходит в кругу, и как будто рисует круг, треугольник и т. п. Дети отгадывают.

• Важно в играх развивать партнёрское взаимодействие детей /объединение в группы, команды/, совершенствовать коммуникативные умения.

Реализовать эти задачи можно через традиции: «Игра в гости к нам».

Дети по - очереди приносят из дома на неделю в группу настольные или иные игры, связанные с математикой, и помещают их в «Математическую игротеку». Ребёнок предлагает сверстникам поиграть в игру, объясняет правила, становится на некоторое время в центре внимания детей. Сменяемость игр позволяет разнообразить «Математическую игротеку» и постоянно поддерживать у детей интерес к ней.

«Игра напрокат» - ребёнок в пятницу берёт из д/сада игру, в понедельник возвращает. В выходные дни у дошкольника появляется возможность показать родителям свои успехи, достижения. Перенесение игры из д/сада домой будет стимулировать ребёнка поиграть с близкими, создать непринуждённое познавательное общение с родителями.

• Непринуждённая атмосфера, право выбора партнёра, задания, материала – это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалку и сообразительность /речевое развитие/.

• Выступая в роли ведущего, дети учатся формулировать задания /связная речь, грамматика/ и контролировать их выполнение другими детьми. Формируется умение планировать свою деятельность, сопровождать речью свои действия, объяснять партнёрам порядок и условия выполнения задания. Передавая правила игры, выбирая тип задания, ребёнок не только совершенствует объяснительную речь, но и сам лучше начинает осознавать математические понятия, прослеживать зависимости.

• В дошкольном возрасте находит широкое применение использование стихотворений и считалок, загадок, пословиц и поговорок с числами. Художественное слово обогащает математическое образование дошкольников.

Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями /анализ, синтез, сравнение, обобщение/. И в тоже время, образные слова и выражения, эпитеты обогащают литературный багаж ребёнка. Прививают чуткость к поэтическому слову.

Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребёнка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение.

Отбирая загадки для работы с детьми, нужно, прежде всего, исходить из доступности содержания, полноты, точности характеристик, сложности

художественного образа и опыта ребёнка /формирование словаря, связная/. Загадки надо загадывать эмоционально, неторопливо:

«Три вершинки, три угла, три сторонки – вот и я!»

«Не овал я и не круг, треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат, а зовут меня ….

«Есть семь братьев: годами равные, именами разные /дни недели/.

«Двенадцать братьев разно называются и разными делами занимаются» /месяцы года/.

«Семь ребят на лесенке заиграли песенки /ноты/.

Лаконичность и меткость образов, рифма облегчают запоминание стихотворных строк. Дети охотно пользуются ими в разнообразных жизненных ситуациях.

Считалки:

«Эта птичка – невеличка, называется синичка!

Раз, два, три, четыре, пять! Будет в гости прилетать.

Пять, четыре, три, два, раз! А кормушка есть у вас?»

«Сосчитайте у Мишутки, сколько пуговок на шубке?

Раз, два, три, четыре. В ряд четыре пуговки блестят!»

«Красно солнышко взошло, утро к нам во двор пришло.

Вышла курочка – хохлатка, а за ней её цыплятки.

Мама курочка хлопочет, сосчитать цыпляток хочет!

«Ко – ко – ко! Ко – ко – ко! Это сделать нелегко».

Помогите ей, ребятки, сосчитайте по порядку:

Раз – цыплёнок у корытца, хочет он воды напиться!

Два! На камушке стоит и на курицу глядит!

Три, четыре, пять – цыплята мчатся по двору куда – то!

Шесть и семь! Нашли травинку, оторвали половинку!

Восемь! Прыгнул за порог, виден жёлтый хохолок!

Девять! – отыскал зерно. Очень вкусное оно!

Девять цыпляток у нашей хохлатки,

А ну, сосчитайте – ка сами, ребятки!»

Пословицы и поговорки

Один за всех и все за одного.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Весна да осень – на дне погод восемь.

Знать, как свои пять пальцев.

Очень интересны совместные математические праздники, досуги и викторины. Важно при подготовке создать атмосферу ожидания и загадочности.

В повседневной жизни, во время досуга и викторин, на посиделках можно использовать задачи в стихотворной форме, задачи – шутки, головоломки, задания на сообразительность.

• Разнообразные творческие задания и игры стимулируют детей к самостоятельной или партнёрской деятельности, побуждают к речевым высказываниям / развитие монологической, диалогической речи/.

• «В снег упал Серёжка, а за ним Алёшка!

А за ним Маринка, а за ней Иринка!

А потом упал Игнат! Сколько было всех ребят?»

• «Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных, три с кислинкой. Сколько их?»

Очень важно, что игра - это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.

Особая роль в математическом развитии детей отводится нестандартным дидактическим средствам: Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счётные палочки.

Многообразные конструктивные возможности счётных палочек позволяют формировать геометрические представления, развивать пространственное воображение, обогащают и активизируют речь детей.

/реализация задач ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ – «познание», «коммуникация»; СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОГО «социализация»/

• Игровые задания /со счётными палочками/ :

«Загадочные палочки»

Рассмотри фигуры на рисунке. Выложи их из счётных палочек по памяти, если затрудняешься, по образцу. Расскажи, как тебе это удалось?

Через игры развиваем мелкую моторику пальцев рук, что способствует развитию речевых центров.

«Разложи вслепую»

Приготовьте комплекты палочек по 10 – 20 штук, отличающие по длине, толщине. Палочки разных размеров перемешиваются. Играющие с завязанными глазами сортируют палочки по размерам в отдельные коробочки.

«Что за палочки такие»

По сигналу взрослого, дети правой рукой выкладывают по одной палочки из коробки, затем по одной палочки, кладут в коробки. Выигрывает самый ловкий и быстрый. Это упражнение можно предложить для левой руки, для обеих рук одновременно.

«Художники»

Детям предлагается «нарисовать» картину. Расположение предметов обговаривается. В задании используются слова: вверху, снизу, слева, справа и т. д. /совершенствование монологической формы речи, составление рассказа о предметах, по набору картинок/.

Логические блоки Золтана Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика».

Логические блоки Дьенеша – абстрактно – дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать. Важно ориентироваться на возможности детей, их внутреннюю готовность принять более сложные задачи.

Блоки позволяют моделировать множества с заданными свойствами. Например, создать множества красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать, а далее и классифицировать по заданному свойству: разбивать на группы по величине /большие и маленькие/, цвету /красные и не красные/. Далее можно раскрыть и более сложные операции над множеством /объединение, включение, дополнение, пересечение/.

Играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным «жизненным» материалом.

«Давайте поздороваемся»

Дети встают в круг, у каждого свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом». Чтобы познакомиться, надо назвать «полное имя» блока. То есть перечислить весь объём его свойств /цвет, размер, величину, толщину/ .

«Дружат – не дружат»

Дети выбирают себе любой блок и подбирают пару по признаку «Дружат – не дружат». Например: «Я выбираю Аню. У наших блоков разный размер, толщина и форма. Но они дружат, потому что у них цвет одинаковый». Или: «Я выбираю Серёжу, потому что наши блоки дружат по признаку размера» /использование сложноподчинённых предложений, языковых средств для соединения их частей: чтобы, потому что, если…./

«Найди свой домик»

группировка по толщине (цвету, размеру, величине)

Дети «расселяют» блоки в домики. Рассказывают /связная речь/, кто живёт в первом, во втором домиках. Чем похожи и чем отличаются «Жители» этих домиков

/использование разных частей речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания/.

«Игра с тремя обручами»

/группировка по одному признаку с отрицанием/

Блоки разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри зелёного – все треугольники, а внутри жёлтого – все большие.

Палочки Кюизенера

• Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес у детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путём решения мыслительных задач. Работая с палочками Кюизенера, дети в д/саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй.

Первый этап.

Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, форма, размер. Однако уже во время игры, дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др.

На этом этапе можно проводить следующие игры:

«Заборчик», «Зоопарк», «Разноцветные вагончики», «Помогите цифрам найти домики», «Составление ковриков», «Сказка о натуральном ряде».

В процессе игр прослеживается реализация задач «Познавательно-речевого развития» и «Социально личностного» - / обр. области: познание, коммуникация, социализация/.

Предлагаю воспитателям практический материал: Консультацию для родителей «Как играть с палочками Кюизенера», «Игры с блоками Дьенеша».

Научитесь проводить игры с радостью. Если ребёнку весело, он учится лучше. Ш. Амонашвили /выдающийся педагог/ писал : «Чаще приглашайте на уроки Мануса – бога смеха, шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея - бога сна».

• Дети, как губка, впитывают знания, но далеко не всегда сразу выдают результат. Будьте терпеливы!

Литература:

Михайлова З. А., «Игровые задачи для дошкольников», «Математика – это интересно» - Санкт-Петербург «Детство –Пресс».

Звонкин А. К., «Малыши и математика» - Москва.

Осипова Е. А., «Игры для интеллектуального развития детей» - М., «АРКТИ».

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы» - Мозаика – Синтез, 2010г.

Аромштам М. С., «Пространственная геометрия для малышей» - М. , : «Издательство НЦ ЭНАС», 2004 г.

Шевелёв К. В., «Дошкольная математика в играх» - М. : «Мозаика - синтез», 2004 г.

Публикации по теме:

Логико-математическое развитие дошкольников Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами.

Консультация для педагогов и родителей «Игры на развитие памяти и внимания» Консультация для педагогов и родителей: «Игры на развитие памяти и внимания». Жизнь детей — это игра, а игры — это жизнь для детей. В игровых.

Консультация для педагогов и родителей «Коммуникативные игры для дошкольников» Консультация для педагогов и родителей Коммуникативные игры для дошкольников Человек становится личностью в результате общения, взаимодействия.

Консультация по теме «Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность» «Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность» Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Логико-математические игры в познавательной деятельности. Конспект занятия по ФЭМП «В поисках ёлочки» МБС (К)ОУ С (К)НШ – ДС № 82 города Тюмени Логико- математические игры в познавательной деятельности. Конспект занятия по ФЭМП В подготовительной.

Отчёт по теме «Логико-математические игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений» Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценного прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая.

Познавательно-речевое развитие детей через использование игр и игровых упражнений Цель данной презентации - создание системы игр и игровых упражнений для совершенствования познавательных и речевых способностей детей старшего.

Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, активный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном.

Занятие в первой младшей группе по развитию логического мышления через логико-математические игры «Снеговик в гостях у ребят»Занятие в первой младшей группе по развитию логического мышления через логико-математические игры «Снеговик в гостях у ребят» Цель: развитие логического мышления у младших дошкольников через логико-математические игры. Программное содержание: 1. Продолжать учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников посредством логико-математических игр»
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 21:07
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД