Консультация для педагогов «Роль игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы».

Екатерина Смолянская
Консультация для педагогов «Роль игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы».

Роль игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы.

Изучение специальной литературы, анализ периодических журналов, опыт работы в начальной школе помогает мне прийти к выводу, что в современном мире в дошкольном образовании особо острой проблемой становится увеличение числа детей с общим недоразвитием речи. Работа воспитателем убеждает меня в том что, некоторые дети плохо говорят и с трудом понимают обращённую к ним речь, у них недостаточно развит фонематический слух и фонематическое восприятие.

Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически верной речи,чёткой дикции,богатого словарного запаса и развитие связной речи являются главными задачами в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.

Грамота это очень не простой для понимания дошкольников предмет. Ребёнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, понятия. Выйти из такого затруднительного положения возможно по средствам организации с детьми совместной игровой деятельности. Только в игре все непонятное и необъяснимое становится понятным и доступным к восприятию.

Воспитатель в силах организовать игру, постоянно мотивировать и заинтересовывать ребенка. И тогда в конечном итоге ребенок сможет подчиняться определенным правилам и у него обязательно появиться желание исследовать, попробовать сделать, узнать что-то новое и, достигнув результата, прийти к цели.

Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в дошкольном учреждении:

• умение детей составлять предложения из двух – четырёх слов;

• членить предложения такого же состава на слова;

• членить на слоги двух – трёхсложные слова с открытыми слогами (ма-лы-ши, ки-но);

• составлять слова из слогов;

В подготовительной к школе группе идет подготовка детей к звуковому анализу слова. В практических упражнениях мы закрепляем представление детей о предложении, слове, звуке, а также составление простейших схем.

Индивидуальные и групповые занятия проходят в игровой деятельности в непринуждённой форме. Обязательным условием проведение занятий являются индивидуальные возрастные психологические особенности ребёнка.

Если рассматривать отдельно подготовку ребенка к школе, в первую очередь необходимо обратить внимание на развитие мелкой моторики руки. Занятие конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией непременно способствуют совершенствованию более точных и скоординированных движений руки.

Именно уровень развития мелкой моторики - один из основных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, логически правильно мыслит, у него в полной мере развиты память и внимание, связная речь. Учителя начальной школы отмечают, что первоклассники часто испытывают трудности с овладением навыками письма.

Письмо - навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и руки в целом. У воспитанника должно быть в достаточной степени развито зрительное восприятия и произвольное внимания. Неподготовленность ребенка к письму, недостаточное развитие мелкой моторики руки, отсутствие должного внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебной деятельности в целом.

Поэтому в старшем дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения ребенка письмом. Педагогу необходимо создавать все условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Хорошую эффективность показывают упражнения по выкладыванию букв из различных материалов. Занятие требует от детей усидчивости и терпения, способствует развитию навыка выполнять действия по заданному образцу. Задание можно разбить на несколько этапов. Сначала педагог выкладывает или сам рисует на бумаге букву - образец, тем самым он знакомит ребенка с буквенным обозначение звука. Позже воспитанник уже самостоятельно копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова. Возможно использование для занятий мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, счетные палочки, толстые нитки, а так же разнообразный бросовый материал.

Хорошо зарекомендовали себя игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Воспитатель предлагает ребенку заниматься с крупой. В этой исследовательской деятельности и происходит непосредственное познание окружающего мира. Ребенок может крупу сортировать, угадывать с закрытыми глазами. Воспитанник способен перекатывать зернышки крупы между указательным и большим пальцем, слегка нажимая на зернышки совершать шагающие движения, делать вращательные движения. Регулярное и систематическое выполнение этих простых упражнений, определенно, способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики руки.

Следует так же отметить и игры со счетными палочками. Необходимое оборудование для проведения занятий не потребует больших затрат. У каждого педагога всегда найдутся обыкновенные счетные палочки, цветные карандаши или простые соломинки. Нехитрые задания способствуют развитию должного внимание, воображение, логического мышления, ориентировки в пространстве, закреплению названий геометрических фигур. Планировать работу необходимо согласно принципу: от простого к сложному. В процессе игровой деятельности целесообразно объяснить воспитаннику как называется каждая фигура, как выложить домик, используя квадрат и треугольники, или как выложить машинку или красивую елочку. Используя эти упражнения у детей, помимо развития мелкой моторики руки, развивается логическое мышление, зрительная память, воображение.

Данная тема всегда была для меня интересной, учитывая её актуальность и необходимость проведения индивидуальных занятий с проблемными детьми, я пришла к выводу, что от того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи обучения в школе.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Атрибуты к праздникам. Декорации и костюмыАтрибуты к праздникам. Декорации и костюмы Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию - некоторые атрибуты которые мы с воспитателями изготовили к праздникам. Надеюсь наши идеи.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы».
Опубликовано: 16 мая 2013 в 09:41
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Покормите птиц! Покормите птиц!
ОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное! Зима – тяжёлое время года для...
Агитбригада «Зебренок». «Уроки старшего брата». ПДД
На сцену выходит мальчик с футбольным мячом под рукой. Мальчик. Здравствуйте, друзья. Меня зовут Данил, как вы сами поняли, мне очень нравится играть в...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Дикие и...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Дикие и домашние животные» Воспитатель: Долмонего Е. В. Цель: Объяснить детям, как...
Мастер класс «Авторская новогодняя игрушка часики»
Для изготовления моей новогодней игрушки "Часики" нам понадобится: -Коробка -фетр -клей -разнообразные ленточки, стразы, полубусины, паетки и т. д....
Проект для детей подготовительной группы «Азбука вежливости»
Проект «Азбука вежливости». Вид проек та: информационно-творческий. Продолжительность: среднесрочный. Участники проекта: дети подготовительной...